«Макбет»: Нет вестей от тана

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Макбет»: Нет вестей от тана

Шекспировская трагедия фаталиста, семьи и старого времени

«Макбет»: Нет вестей от тана

К туману над шотландскими горами и равнинами примешивается черный дымок: Макбет (Майкл Фассбендер) с женой (Марион Котийяр) кремируют дочь (по древнему обычаю - с камнями на глазах). Не дав слезам не то что обсохнуть, а даже проступить, горн зовет полководца в самое пекло - на поединок с «яростным Макдональдом» и его наемниками, взбунтовавшимися против славного шотландского короля Дункана (Дэвид Тьюлис). В пылу сражения Макбет видит трех женщин, подле которых стоит его дочь, а после три «ведьмы» пророчат ему и Банко (Пэдди Консидайн) карьерный рост: первый станет таном Гламисским, Кавдорским, а потом и королем, второму достанется почетная роль «пращура королей». Узнав о пророчестве, набожная леди Макбет, проводящая все свободное время в деревянной церквушке, подговаривает мужа ускорить восхождение на трон, тем более добросердечный и уже не молодой Дункан собственной персоной едет к ним, чтобы закатить пир в честь победы над предателем. Внушаемый вояка, как известно, уступает уговорам, совершает страшное и, оказавшись на троне, сходит с ума от власти и раскаяния.

«Макбет»: Нет вестей от тана

Написанная пять веков назад трагедия Шекспира в руках австралийца Джастина Курзеля, покинув взбороненную тропу истории про жажду власти и возмездие, перетекла в плоскость психологического размышления о семейном горе и фатуме. Трио сценаристов Луизо-Лессли-Коскофф находят трещину в здравомыслии честного вояки Макбета задолго до злополучной ночи длинных ножей - в гибели дочери, о которой у Шекспира не говорится ни слова (а многочисленные фигуры наследников шотландской элиты в пьесе умышленно подчеркивают этот фрустрирующий читателя вакуум в отношениях четы Макбет). Курзель, заявивший о себе драмой про самого известного убийцу Австралии «Снежный город», в «Макбете» продолжает вписывать психологизм в завораживающий видеоряд, где каждый второй кадр просится в галерею. Оператор-виртуоз Адам Аркпоу, уже работавший с режиссером, а также на сериалах «Вершина озера» и «Настоящий детектив» (первый сезон), под музыку Джеда Курзеля демонстрирует и бронебойную красоту здешних мест, и придает эпический размах каждому поединку и диалогу.

«Макбет»: Нет вестей от тана

В крупной форме методы австралийского постановщика напоминают амальгаму почерков Андреа Арнольд, также решившей снимать «Грозовой перевал» красиво и аутентично, и Стива МакКуина, чьи фильмы через кадр грозятся стать самодостаточным видео-артом, а главное оружие - готовый на любые эксперименты Майкл Фассбендер, который ради роли сначала худел, потом расхаживал голышом. Курзель от неистового британца с немецко-ирландскими корнями потребовал чуть меньше: всего лишь (sic!) безумия, что для арсенала Фассбендера не самый сложный трюк. Вообще весь актерский ансамбль «Макбета» не дает осечек (пускай ярко выраженный шотландский акцент позволяет себе лишь Шон Харрис в роли Макдуфа), как и завораживающий видеоряд, вводящий зрителя в транс (или анабиоз скуки).

«Макбет»: Нет вестей от тана

«Макбет» хорош в каждом отдельном компоненте, но чуть-чуть скрежещет при соединении частей: между актерами и зрителем - стена тумана, как бы ни старался пропустить через эту пелену музыкальный нерв Джед Курзель. Сцены в слоу-мо, когда будущий король видит трех женщин, декламируют, что суета сует - и даже высокая человеческая трагедия похожа на мельтешение. В сущности, все закономерно: Макбет - фаталист и язычник на фоне надвигающегося бирнамским лесом нового времени - обречен на поражение, хотя бы потому, что может испачкать руки в крови по велению высших сил, но также по доброй воле он отдаст и свою жизнь, если то предначертано.

«Макбет»: Нет вестей от тана

Как ни меняй слова в этой формулировке, получится «Макбет» - одна из лучших шекспировских пьес, которой более-менее везло с экранизациями и постановками. Работа Курзеля - еще один, не самый незаметный, фрагмент в памятнике полумифическому Великому Барду и уверенная заявка на яркую карьеру: впечатленный Фассбендер заманил австралийца снимать экранизацию игры «Кредо убийцы» с собой в главной роли. И после постановки Шекспира нет сомнений, что как минимум это будет красиво.

«Макбет» в прокате с 26 ноября.


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс