«Три мушкетера»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Три мушкетера»

Молодой и горячий, как раскаленный на солнце пятак, Д’Артаньян (Риналь Мухаметов) вынужден мчаться из Гаскони в Париж, так как был застукан в постели чужой жены. Отец снабжает его письмом, конем и шпагой, а также дает напутствие в духе «как продать лошадь и не облажаться». Как и стоило ожидать, наставления юноше не пошли впрок. Улыбаясь в лучших традициях Максима Каммерера из «Обитаемого острова», Д’Артаньян встречает в нужном порядке Рошфора (Владимир Зайцев), Миледи (Екатерина Вилкова), де Тревиля (Александр Лыков), Атоса (Юрий Чурсин), Портоса (Алексей Макаров), Арамиса (Павел Баршак), Констанцию (Анна Старшенбаум) и остальных героев романа Дюма.

Кадр из фильма «Три мушкетера»

Новые «Три мушкетера», режиссерский дебют Сергея Жигунова, задолго до просмотра хотелось сравнить и с ревизионистскими «Мушкетерами» Пола У.С. Андерсона, и с четырехчасовым советским мюзиклом, который годы спустя превратил Михаила Боярского в героя мемов, и с любыми другими «Мушкетерами», которых довелось видеть, будь то хоть девяностолетний реликт - немая и уморительная комедия Макса Линдера. Всего экранизаций было свыше полусотни – хороших и разных, - но канонической до сих пор почему-то не случилось. И, кажется, не случится. Старый сюжет новым трюкам не научишь – хотя разодеть его можно самым удивительным образом, - и пора бы уже себе признаться, что не очередная экранизация плоха, а просто в какой-то момент все это перестает быть интересным. Сохранять вечную молодость пока удается только Шерлоку Холмсу – помогает то ли врожденная гениальность, то ли обилие сюжетов, которыми предусмотрительно снабдил великого сыщика сэр Артур Конан Дойль.

Кадр из фильма «Три мушкетера»

В «Мушкетерах» Сергея Жигунова нет дирижаблей и никто не поет, правда, все начинается с несколько водевильной сцены фехтования между молодым Д’Артаньяном и его отцом, которая происходит в Гаскони, но видно, что в Архангельском. Картина старательно отвлекает от своих хороших качеств то броскими пражскими достопримечательностями, которые изображают достопримечательности парижские, то некачественной переозвучкой, то странным балансом между смешным и трагическим. Две главные драматические сцены – прощание королевы с мертвым герцогом Бекингемом и последний обед графской четы де ла Фер – не только выдуманы Жигуновым, но им же и интересно преподнесены. Недостаток большинства остальных сцен в излишней, какой-то сериальной легковесности: «гибель» Атоса, Портоса и Арамиса подана в лучших традициях «Шоу Бенни Хилла», что не добавляет доверия к страданиям юного Д’Артаньяна, который приходит к де Тревилю поплакать о доблестных друзьях.

Кадр из фильма «Три мушкетера»

«Три мушкетера» амбивалентны во всем: происходит и старомодная героизация мушкетеров – супергероев XVII века, - и развенчание их светлого образа, потому что герои наши, по большому счету, слабые до баб пьянчуги, которые только и горазды, что шпагой махать да на коне скакать. Сходство с какими-нибудь «Мстителями» усиливает то, что каждого мушкетера издревле снабжают определенными характеристиками, которые артистам обычно бывают малы. Атос – выпивающий и несчастный в любви мизантроп. Арамис – ловелас и богослов, роняющий направо и налево чужие платки. Портос – любитель вкусной и нездоровой пищи в производственных объемах. А Д’Артаньян – поклонник Ронсара, романтик и девственник. Именно последнее качество главного героя – тоже выдумка Жигунова – дарит «Мушкетерам» новый, пускай спорный акцент и сравнительно свежий ракурс. Иначе строятся его отношения с более старшими товарищами, иначе предстают любовные линии. В этой интерпретации роман Дюма вообще оказывается цепочкой несчастных любовей: не везет ни королю-самодуру Людовику XIII, ни его жене королеве Анне Австрийской, ни Атосу, ни Д’Артаньяну, ни Констанции. Женился один Портос и то, кажется, потому что не искал в этом смыслообразующего счастья.

Кадр из фильма «Три мушкетера»

Не стоит его искать и в «Трех мушкетерах». Режиссерский дебют Сергея Жигунова несет на себе печать всего немалого актерского опыта, который только может быть за плечами у артиста. Фильм наследует и советское кино (есть недвусмысленный намек на знаменитое начало «Неуловимых мстителей», да только того красного рассвета в стране давно не полыхает), и российское приключенческое, и, что печальнее всего, сериалы начала 2000-х. Ставка делается на актеров – и это, пожалуй, отчасти оправданно, - но хочется чего-то еще. Больше режиссерской наглости, больше неожиданностей. И тут возвращаемся к тому, с чего начали, - это уже настолько знакомо, что запоминается ровно то, чего еще не показывали: две сцены, капризный король в исполнении Филиппа Янковского и какой-то почти аутентичный Д’Артаньян. Весь актерский ансамбль смотрится неплохо, но вряд ли у кого-то в этой картине выпала лучшая роль. В общем, маловато будет.

«Три мушкетера» в прокате с 14 ноября


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс