«Большой Лебовски»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Большой Лебовски»

«Некоторую логику в «Большом Лебовски» найти можно, но это будет логика, навеянная мягкими наркотиками!»

Этан Коэн

«Здесь логика более эпизодическая, как в романе Чандлера, - герой отправляется пролить свет на тайну и в процессе напарывается на многочисленных придурков, которые выпрыгивают чертиками из табакерок со всех сторон».

Джоэл Коэн

«Ковёр задавал стиль всей комнате».

Чувак

«Большой Лебовски»
Прошло 15 лет с тех пор, как на экраны вышло новое детище братьев Коэнов под названием «Большой Лебовски», которое в те дни никому ничего не говорило. Лишь имена Этана и Джоэла говорили сами за себя, потому как за два года до этой картины их великолепный «Фарго» завоевал два «Оскара». А еще раньше, в 1991-м, их же «Бартон Финк» и вовсе заполучил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, опередив на пару очков «Европу» Ларса Фон Триллера (так нарекли датчанина журналисты в ту пору). Так что поначалу «Большой Лебовски» воспринимался как очередной фильм Коэнов, не более того.

«Большой Лебовски»
Странности начались с этой картиной позднее. Не получив не одного весомого приза и заработав в прокате чуть больше собственного бюджета, что традиционно для творческого пути братьев-кинофокусников, фильм как-то незаметно приобрел культовый статус и был разобран на тысячу цитат.

«Большой Лебовски»
Удивляться такому повороту событий вроде бы не имеет смысла. Творения Коэнов и до этого знаменательного момента частенько цитировались и обретали в каком-то смысле «народность», но более элитарную. Но на сей раз любимые режиссеры студентов гуманитарных вузов и творческой интеллигенции умудрились шагнуть за рамки собственного Я и схожих с ними по духу «ботаников-очкариков».

«Большой Лебовски»
Стилистика нуара, скрещенная с эпохой 60-х и «Сумеречной зоны» на фоне 90-х, породила эффект с одной стороны многослойности персонажей и трактовок, а с другой - доступности для понимания обычным зрителем, а следовательно, и узнавания в персонажах самих себя. И в самом деле людей, подобных Чуваку, Уолтеру и Донни частенько можно встретить в различных слоях населения в любой стране, будь то Штаты или Россия. Инфантильные, психанутые, закомплексованные и в то же время странно обаятельные обитатели Вселенной Коэнов внезапно обрели широкую аудиторию. А сюжет, которого на самом деле в фильме нет и в помине, обрел жизнеспособность, словно перед зрителем его собственные, пусть и изрядно укуренные, будни.

«Большой Лебовски»
Стоит ли говорить, что эта картина повлияла на дальнейшее творчество Коэнов, как и их предыдущие работы (в частности, «Фарго») - на «Большого Лебовски». Как, собственно, не стоит упоминать и о влиянии коэновского кинематографа на их коллег по цеху. Правда, в отличие от напористого Квентина Тарантино, чья тень присутствует практически в любой криминальной картине, воздействие Джоэла и Этана не так заметно и прямолинейно. Больше всего их игра с жанрами заметна в творчестве Сэма Рейми, но это легко объясняется их давней дружбой. Коэны помогали ему в создании «Зловещих мертвецов» и «Волны преступности», а его «Простой план» можно расценивать, как дань уважения феноменальному таланту братьев. Собственно, и Тарантино несомненно черпал вдохновение из ранних коэновских работ «Просто кровь» и «Перекресток Миллера», вывернувших наизнанку жанры нуара и гангстерского фильма.

«Большой Лебовски»
Сами же братья Коэны являются типичным продуктом телевизионного бума 50-60-х, как и их старшие коллеги Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Джон Милиус (с него, кстати, и срисован Уолтер Собчак). Киноманы со стажем и страстные любители детективных романов Хэммета, Чандлера и других авторов бульварного чтива, они бессознательно размещают в пространство своих фильмов музыкальные номера Басби Беркли по соседству с позаимствованными кадрами из шедевров Ингмара Бергмана и других режиссеров-новаторов. Как и Тарантино, их можно смело называть «ходячими киноэнциклопедиями». Но более осмысленными и в хорошем смысле расчетливыми.

«Большой Лебовски»
О «Большом Лебовски» можно говорить так же бесконечно, как и о многих работах Коэнов, так что напоследок предоставим слово им самим. Тем более, что братьям всегда есть что сказать, несмотря на их кажущуюся неразговорчивость:

«Культура боулинга была важна тем, что отражала этот период, конец 50-х - начало 60-х. Это сочеталось с винтажными элементами фильма, с легкими анахронизмами, которые возвращают нас в прошлое, совсем недавнее, но тем не менее прошедшее безвозвратно. Само по себе действие разворачивается в начале 90-х, но все персонажи отсылают к культуре тридцатилетней давности, они - ее последствия и ее зеркало. Джефф Бриджес - стареющий хиппи, Джон Гудман сформирован своим вьетнамским опытом, а образцами для Мод послужили нью-йоркские шестидесятники из движения «Флуксус» вроде Йоко Оно до встречи с Джоном Ленноном или Кэрол Ширман, которая буквально бросалась на свои проекты в поисках физической поддержки... Бен Газзара также отражает людей из того периода вроде Хью Хефнера... Это современное кино о том, что случилось с людьми, которые сформировались тогда и несут на себе много характерных черт тех лет».

«Большой Лебовски»
«Большой Лебовски» в прокате с 28 марта.

Ссылки по теме:

13 фильмов марта'13. Выбор редакции kino-teatr.ru

Трейлер фильма


фотографии

Обсуждение

анонс