«Ворон»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Ворон»

Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,

Над старинными томами я склонялся в полусне,

Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,

Будто кто-то постучался - постучался в дверь ко мне…

«Ворон»
Эдгар Аллан По.

Великий и неповторимый романтик девятнадцатого столетия. Мятежный певец темных сторон человека, прародитель детективного жанра и страстный поэт. Оживший лермонтовский Демон…

Таким мы представляем этого уникального автора, когда читаем его новеллы и поэмы.

Но каков он был на самом деле? Насколько близко изобразил его Джеффри Комбс в одной из серий «Мастеров ужасов»? И как далек от гениального прототипа персонаж Джона Кьюсака из нового фильма Джеймса Мактига? Мы, разумеется, этого никогда не узнаем, но зато можем оценить выдумку и находчивость создателей «Ворона», что выходит на российские экраны 12 апреля.

Если в «Хижине в лесу» авторы вольно обошлись с наследием Говарда Лавкрафта, Клайва Баркера и Стивена Кинга, то в «Вороне» бесцеремонно обращаются не только с гениальными произведениями По, но и с самим писателем, по воле сценаристов Бена Ливингстона и Ханны Шекспир ставшим главным героем кровавой детективной истории.
Подобных сюжетов, впрочем, в кино было предостаточно. Уже не раз и не два писатели боролись с порожденными ими химерами и маньяками-подражателями. Но фильмов, где в роли детектива или искателя приключений представала бы реально существовавшая личность, не так уж и много. Совсем скоро мы сможем лицезреть Линкольна в образе охотника на вампиров, а лет десять назад Карлос Саура снял приключенческую ленту про Бунюэля и Дали в ипостаси Индианы Джонса. К тому же в кинематографе имеется целый пласт, посвященный взаимодействию вымышленных и реальных персонажей. Последний пример подобных вольностей – наш «Шпион».

И все же картина Джеймса Мактига по духу и букве близка произведениям самого Эдгара По. Благодарный зритель, не понаслышке знакомый с произведениями По, с легкостью распознает цитаты из «Убийства на улице Морг» или «Аннабель Ли». К тому же и сам сюжет постоянно крутится вокруг кошмаров, порожденных лихорадочным воображением великого романтика. То полоснет несчастную жертву гигантский маятник, то найдут труп, замурованный в стену катакомбы. Знакомо, не правда ли?

«Ворон» так же близок по детективной и исторической составляющей с литературой Артуро Переса-Реверте и Дэна Брауна, а следовательно, и с экранизациями их романов. Особенно явственно чувствуется мрачное влияние «Девятых врат», поставленных Романом Полански. В некоторых же сценах Мактиг вдохновлялся, скорее всего, видением Тима Бертона, который по-своему взглянул на сюжет «Сонной лощины». При всем при этом в картине нелегко уловить запашок плагиата. Режиссер умело и без помарок увлекает нас историей, нагнетает страх и работает с актерами, словно и не было никогда в его карьере «Ниндзи-убийцы».

Кстати, об актерах. Джон Кьюсак, как всегда, справился на отлично с ролью рефлексирующего интеллектуала. Грациозна и жизнелюбива Элис Ив в роли возлюбленной По (совсем скоро она к нам вернется в «Банкомате», так что не печальтесь понапрасну). Люк Эванс, сыгравший детектива Эммета Филдса, вновь бравирует, как и в «Мушкетерах» - забавном многомиллионном треше Пола Андерсона. Кевин Макнолли все так же заботится о главном герое, словно перед ним не Эдгар По, а Джек-Воробей. А Брендана Глисона до неприличия мало, хотя и тех десяти минут, что он присутствует в кадре, хватает ему для полного захвата зрительского внимания.

Как итог, перед нами удачный стилизованный триллер с примесью фатализма и мистики, до последнего момента скрывающий от нас имя настоящего убийцы. Степенная операторская работа, классическое музыкальное сопровождение, яркие актерские роли и диалоги, отдающие дань уважения Золотому Веку Голливуда и литературе девятнадцатого века, – все это подчеркивает условность и альтернативность сюжета. И если вы любите Эдгара По, захватывающие детективы и красивые декорации, то это кино для вас!

«Ворон»
И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,

С бюста бледного Паллады не умчится никуда.

Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,

Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.

И душа моя из тени, что волнуется всегда.

Не восстанет - никогда!


Обсуждение

фотографии

анонс