«Заговорщица»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Заговорщица»

Что было бы, если бы Пит Корриган – один из персонажей «Сумеречной зоны» - все-таки сумел предотвратить убийство Авраама Линкольна в театре Форда. Что произошло бы с Америкой да и со всем миром, если бы один из самых известных президентов остался в живых? Мы, конечно же, этого не узнаем. Возможно, это стало реальностью в каком-нибудь из параллельных миров, но не у нас. Наша же история не знает не только сослагательного наклонения, но и жалости. К судьбам своих винтиков. К матерям и детям. К палачам и их жертвам.

«Заговорщица»
Примерно такие мысли вызывает просмотр новой работы Роберта Редфорда «Заговорщица». Это тщательно воспроизведенные события 1865 года, в которых на первый план выдвинуты не обвинители и заговорщики, а Мэри Суррат и ее адвокат Фредерик Эйкен. Ему пришлось взяться за это дело по просьбе Реверди Джонсона, который, как известно из исторических документов, и являлся официальным представителем интересов Суррат в суде. Солидность положения в обществе и политические интересы помешали Джонсону лично защищать несчастную женщину, ставшую в одночасье «козлом отпущения», и он нашел себе помощника – ветерана Гражданской войны, воевавшего на стороне северян и не питавшего особой любви к южанам. Так началась эта трагическая история противоборства одного человека с государственной системой, желавшей поскорее расправиться с косвенными участниками заговора за неимением главного виновника трагедии – Джона Уилкса Бута, ликвидированного в перестрелке.

Судебная драма – прекрасная возможность высказать свою позицию и использовать весь творческий потенциал. Что Редфорд и не преминул сделать, превратив фильм в прямолинейное обвинение американской судебной системы, сложившейся изначально на костях невинных. Хотя стоит все же признать, что режиссеру хватило ума оставить открытым вопрос о том, виновна или невиновна Мэри Суррат. Но излишняя идеализация ее образа (благочинная набожность, стоическая материнская любовь к сыну, смирение перед смертью) наводит на мысль, что Редфорд не сомневается в ее невиновности, пусть и не говорит это вслух устами своих героев.

К слову, идеально выглядят все, кто хоть как-то сочувствует Мэри Суррат. Особенно в этом преуспел сам адвокат – яркая и бьющаяся до последней капли крови натура. Что касается остальных – в частности, военного прокурора, то им разве что не хватает обличия чертей. Настолько они кровожадны и корыстны.

Но не будем забывать, что перед нами историческая картина с претензией на точность воспроизведения эпохи. А она действительно поражает воображение. Роберт Редфорд вместе с оператором Ньютоном Томасом Сигелом с любовью и особой тщательностью переносят нас в середину девятнадцатого века. И временами это чуть мрачноватое изображение даже похоже на картину, прославившую Редфорда, как актера, - «Буч Кэссиди и Санденс Кид».

Что же касается реальных персонажей, то судите сами, похожи ли на них актеры. Вот Робин Райт Пенн в роли Мэри Сурратт, идущая на эшафот в стиле своего мужа. А вот и сам Бут в исполнении Тоби Кеббелла. Норман Ридус играет Льюиса Пейна, а Джонни СиммонсДжона Суррата. Пожалуй, наиболее близки к своим прототипам Ивэн Рейчел Вуд, Том Уилкинсон и Кевин Клайн, сыгравшие соответственно Анну Сурратт, Реверди Джонсона и Эдвина Стэнтона. Трудно сказать, как выглядел сам Фредерик Эйкен, потому как его прижизненных фотографий нет (по крайней мере, в Сети Интернет). Этот факт несомненно облегчил работу Джеймсу Макэвою

Кроме прямолинейности, идеализации и неполного соответствия реально жившим людям, фильм также следует упрекнуть в его нарочитой предсказуемости. Несмотря на правдивость и суровость реальности, Редфорд все же излагает события по голливудским законам. Начало напоминает гриффитовское «Рождение нации», а демонстрация судебных разбирательств не изменилась со времен «Нюрнбергского процесса». И, конечно же, финальная – довольно мощная по накалу эмоций – сцена, претендующая на новизну, но на самом деле такая же предсказуемая, как и вся лента в целом. А всему виной рамки Истории, за которые нельзя вырываться. Иначе это была бы уже фантазия на тему «если бы»

«Заговорщица»
В итоге, перед нами типичная историческая судебная драма на заезженную тему, которая не привносит в жанр и сюжет ничего нового со времен Гриффита и Форда, но заставляет сопереживать невольной соучастнице печально известного заговора и ее неопытному защитнику, заведомо знавшему о своем проигрыше при любом решении суда. Если бы не актеры и оператор, то мы уже минут через десять устали от преподавания прописных истин из уст ярого поборника Конституции и прав человека…


фотографии

Обсуждение

анонс