«Книга мастеров»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Книга мастеров»

Когда лет пять назад наши кинематографисты рискнули снять сказку «Лесная царевна», то лично у меня появилась надежда на возрождение у нас этого замечательного жанра. Но, видать, я поторопился, потому как с выходом в прокат фильма «Книга мастеров» наша общая мечта обратилась в труху.

Хотя, если призадуматься, то и картина Басова и Эсадзе далека от идеала, просто тогда она показалась глотком воздуха после пепелища, оставшегося после советских времен.

Не хочется повторять вслед за нашим корреспондентом, побывавшим на пресс-показе, все промахи, допущенные режиссером новой сказки, но со многими тезисами я полностью согласен. Посему выражусь просто и ясно, как один знакомый актер на премьере этого «шедевра»: полная лабуда.

Проблема «Книги мастеров», заявленной как «первый российский фильм с логотипом Диснея», не в зрителях и не в актерах. С ними все в порядке. Зрители – народ подготовленный и насмотренный, ему подавай хлеба и зрелищ, а не жалкую пародию на «Властелина колец» с «Зачарованной». Актеры же в свою очередь честно отрабатывают свою копейку, и ни к кому из них нет никаких претензий. Достаточно вспомнить Тридцать Четвертого Богатыря или любовницу Кащея (как, впрочем, и его самого), чтобы улыбка заиграла на устах. Но и только…

Проблема в том, что сценарий сам по себе был «мертв» еще на стадии разработки, несмотря на участие наблюдателей с американской студии, которые обучали наших сценаристов, как строить «диснеевский» сюжет. Вроде все учли, а самое главное проморгали. В фильме нет действия. Да, в сказке нет банального противостояния между Добром и Злом, точнее, между хорошим и плохим. Конечно, никто не хотел показывать детям насилие, но победу-то Добра над Злом надо было хоть как-то отобразить! Но нет, все закончилось «светлым будущим», словно перед нами не жесткая и своенравная Каменная Княжна, а милейшая Любовь Орлова, марширующая в строю спортсменов.

Представляете, как обидно будет зрителю. Он весь фильм ждал схватки, а ему подсовывают плохо нарисованный задник и слезу на лице Апексимовой. И все. Ах, ну да, была комичная драка между кузнецом и охотниками-алкашами с полотна Перова (или просто детинами - уже и не вспомню из-за той неразберихи...). Но она не в счет, так как носит пародийный характер.

Ну, про спецэффекты, выполненные на уровне первых «Doom’ов», и говорить не приходится. Достаточно представить себе башню и огненный вихрь, чтобы понять, откуда что взялось. Позабавил среди всего этого «пиршества для глаз» клубок-навигатор – хорошая задумка, из которой можно было бы вытянуть намного больше, чем показано в фильме.

Про актеров я на сей раз зарекся говорить, потому как заметил, что слишком уж повторяюсь в каждой своей рецензии. Хотя… все-таки можно было найти на главную роль более талантливого актера, а не новичка.

И, наконец, я добрался до юмора, которым славились все наши старые-добрые сказки. Шутки вроде были все к месту, но выяснения отношений между Кащеем и Русалкой все-таки слишком взрослые для семейного просмотра. Родители потом устанут повторять одно и то же своим деткам.
Разумеется, имеется множество цитат (в тему и не в тему), ассоциаций, о чем сам режиссер с гордостью заявил, что делал это намеренно, потому как российскому зрителю будет интересно узнавать и угадывать все то, что он видел ранее. Ну, он и угадывает, потому как больше, собственно, на просмотре этой сказки делать и нечего.

В общем, не знаю, стоит ли советовать вам смотреть это произведение. Если бы не отсутствие внятного сюжета и зрелищных схваток, «Книга мастеров» смотрелась бы живо и естественно. А пока же нам остается лишь на большом экране еще раз посмотреть практически никак несвязанные (не считать же перелистывание страниц монтажом!) между собой скетчи из «Большой разницы». Если вы готовы к подобному приключению, милости просим. И не забудьте дождаться Ольги Аросевой, иначе попадетесь на ее удочку…


фотографии

Обсуждение

анонс