«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту»

Переехав с преданным мужем (Мессина) в провинциальную халупень над дешевой пиццерией, устроившись в службу помощи жертвам терактов, изредка встречаясь с подругами-бизнесменшами, Джули (Адамс) поняла, что это не совсем то, о чем она мечтала. От безысходности, скуки и желания отомстить подружке-крысе Джули регистрируется на blogspot. Под пристальным вниманием постоянных читателей Джули в рекордные сроки осваивает искусство готовки по гигантской книге о вкусной и здоровой французской пище, изданной где-то в 50-х и подписанной именем Джулии Чайлд.

Параллельно в 50-х сама Джулия Чайлд (Мэрил Стрип, у нас отдублированная курицей), жизнерадостная супруга опрятного дипломата (Туччи), сама только-только начинает зевать в счастливом браке, отчего часто ведет себя как Энни Холл, записывается на курсы профессиональных поваров и быстро понимает, что истинное счастье находится где-то между плитой и холодильником.

Постановщица «Джули и Джулии» Нора Эфрон – личность в Голливуде известная, но, честно говоря, не особо выдающаяся. Сценаристка «Когда Гарри встретил Салли», как режиссер Эфрон отметилась, прежде всего, тоскливой мелодрамой «Неспящие в Сиэтле» и пошлым неофициальным ремейком любичевского «Магазинчика за углом» под названием «Вам письмо». Любви домохозяек всего мира Эфрон добилась, в первую очередь, благодаря тому, что домохозяйки перестали смотреть черно-белую голливудскую классику, которую она и копировала с некоторыми поправками – Эфрон снимала в цвете, актеры у нее кривлялись и могли произнести слово «член», а фильм с неизменным феминистским уклоном венчал сахарный хэппи-энд с романтическим поцелуем и осуществлением американской мечты.
В этом контексте «Джули и Джулия» – безусловно, главная эфроновская картина. Тем более, удивительно для почти 70-летнего редко снимающего автора, которого после двух оглушительных провалов практически зарыли в землю. И вдруг из-под земли раздается такая вот ода к радости. В «Джули и Джулии» американская мечта не то чтобы сбывается – она подается как данность. Мэрил Стрип с кудряшками на голове, скалкой в руке и постоянными заразительными взрывами хохота изображает здесь Марту Стюарт во плоти, Эми Адамс (прошлогодняя партнерша Стрип в «Сомнении») – ее же, но в виртуальном пространстве.
Проблема только в том, что ближе к середине Эфрон, в отличие от своих героинь, забывает всякое чувство меры и вкуса, так необходимое эпических масштабов картине, охватывающей полувековой отрезок времени, где находится место и шести томам кулинарной энциклопедии, и сенатору Маккарти, и фразе «У нас тут чистый Кафка». В итоге на мир, где страшнейшим несчастьем может быть разве что сгоревший бефстроганов, она сыпет сахара свыше любой санитарной нормы, сыпет на соленое и мясное, сыпет несколькими слоями. Потому, когда где-то на втором часу в безмятежное повествование врывается гениальная кровавая пародия на главную героиню, это воспринимаешь как глоток свежего воздуха. Все-таки, когда перед тобой в семнадцатый раз пронесли шипящую сковородку со словами «Дорогая, ты так вкусно готовишь», хочется кому-нибудь дать этой сковородкой по голове.

Эфрон не только проявила какую-то несвойственную ей ранее чуткость и не дала сладчайшей картине погибнуть от диабета. Но и пропагандируя чуждую ее феминистским наклонностям идею, что женщина красивее всего смотрится рядом с плитой, удивительным образом сознательно не ударилась в кондовое ницшеанство. Ибо мужчины здесь вообще ничего не делают: первый просто плывет по течению, второй – кажется, вообще живет на иждивении у работящей жены. Это, в принципе, объяснимо. В блоге, который ведет Джули, есть такая запись: «Если станет известно, что через 30 дней на землю упадет астероид и уничтожит все живое, я приготовлю что-нибудь особенно вкусное, но непременно со сливочным маслом». Фильм Эфрон, конечно, только для тех, кто согласится с этим утверждением, но, честно говоря, не согласиться с ним трудновато. На астероид, который через несколько мгновений уничтожит все живое, действительно приятнее смотреть, поедая горячие макароны со сливочным маслом. И с хрустящей корочкой.


Обсуждение

фотографии

анонс