Путешествие в миры Жюля Верна

Кино-Театр.РУ

История кино

Путешествие в миры Жюля Верна

Совсем недавно на наши экраны вышла новая экранизация романа Жюля Верна «Путешествие к Центру Земли» с Бренданом Фрейзером в главной роли, и у нас появился повод поговорить о творчестве великого писателя-фантаста, воплощенном на киноэкране.

Жюлю Верну, честно говоря, повезло. С него началась эра кинофантастики, его приключениями не только зачитывались, но и засматривались миллионы детей и взрослых. И очень мало осталось произведений, которые не успели экранизировать.

Все началось с другого великого человека – экспериментатора Жоржа Мельеса. Именно он, изучая возможности кинематографа, обратился к роману «Путешествие на Луну», и теперь все мы знаем этот незабываемый кадр: Луна с ракетой в глазу… На этом Мельес не распрощался с Жюлем Верном, наоборот, за «Путешествием на Луну» последовали «Невероятное путешествие», «20000 лье под водой» и «Завоевание полюса».
К творчеству фантаста обращались и другие именитые режиссеры: Ричард Флейшер, Майкл Андерсон, Карел Земан, Ирвин Аллен, Филип Де Брока. И актеры к его экранизациям подбирались как на подбор: Лайонел Бэрримор, Винсент Прайс, Аким Тамиров, Чарлз Бронсон, Дейвид Найвен, Керк Даглас, Джеймс Мейсон, Питер Лорре, Жан-Поль Бельмондо, Урсула Андресс, Орсон Уэллс, Юл Бриннер, Омар Шариф... Имена можно перечислять бесконечно, потому как версий, например, одного «Путешествия к Центру Земли» уже десяток наснимали.

В настоящее же время все реже можно увидеть знаменитые приключения на экране. Даже если они и появляются, то из них исчезла таинственность, присущая самим романам, и легкость многих ранних адаптаций. Натужно шутят Джеки Чан и Стив Куган, пока путешествуют вокруг света. Исчезла тайна из «Таинственного острова», благодаря стараниям Рассела Малкэхи и Кайла Маклохлена. Да и новый фильм с Бренданом Фрейзером тоже не блещет особым шармом, но об этом чуть позже.

Стоит вспомнить, что старшее поколение выросло не на спецэффектах и цифре, а на фильмах с живыми людьми, русскими, а от того родными до печенок.

Впервые наши кинематографисты обратились к Жюлю Верну, будучи за рубежом. Иван Мозжухин совместно с режиссером Виктором Тоурянским в 1926 году сняли фильм «Мишель Строгов». Экранизация пользовалась определенным успехом, и в 1961 году Тоурянский вновь обратился к этому же сюжету, но уже без своего великого соотечественника.

Многим памятны такие старые советские картины, как «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока, «Таинственный остров» Эдуарда Пенцлина и «Пятнадцатилетний капитан» Василия Журавлева. Несмотря на идеологическую окраску, они остались в памяти, как яркие, живые и честные. Один только Николай Черкасов в роли незадачливого ученого неповторим и невосполним. Что же касается молодого Всеволода Ларионова, сыгравшего Дика Сенда, то это чуть ли не самая лучшая роль за всю его жизнь.

Захватывающими получились и более поздние экранизации. Незабываем капитан Немо в исполнении Владислава Дворжецкого. Потрясающий состав актеров и в таких экранизациях, как «Капитан «Пилигрима»» и «В поисках капитана Гранта». В последнем не последнюю роль играла музыка Максима Дунаевского, отдавшего дань своему отцу, сочинившему незабываемые мелодии к старой версии романа. А во второй экранизации «Пятнадцатилетнего капитана» и вовсе звучала песня «Машины Времени».

И вновь затишье. Не рискуют сейчас наши киношники браться за Жюля Верна, хотя именно наши варианты, на мой взгляд, гораздо интереснее смотрятся, чем американские. Возможно, продюсеры и режиссеры осознают, что им не хватает умения и терпения, чтобы создать очередного незабываемого капитана Немо или Фогля.

И остается нам лишь наблюдать за приключениями героев, говорящих на чуждом для нас языке.

Правда, нельзя сказать, что картина с Бренданом Фрейзером так уж плоха. Нет, это добротная приключенческая лента, нашпигованная компьютерной графикой и резкими поворотами сюжета. За всем этим, как водится, стоит тень Стивена Спилберга и его незыблемых правил. Так, например, если вы под землей, то обязательно должны прокатиться на вагонетках. Если же вы узнаете, что каким-то видам живности миллионы лет, то ждите появления динозавров. Нашлось место здесь и плотоядным растениям, и «полетам на Луну», и романтике. А главное, обязательно в подобных фильмах появится умный подросток и растолкует вам, что к чему. Вот он-то, кстати, и получился не картонным, как и его питомец. В общем, все как всегда – детей и животных (пусть и нарисованных) не переиграть.

Претензий к фильму много, но самое бросающееся в глаза – это его меркантильность (предсказуемость, заигрывание с зрителем и т.д.). Вы хотели приключений? Получайте! Вы хотели Фрейзера? Вот он! Правда, с одной-единственной миной, означающей ни что иное, как пресловутое «Куда я, черт побери, попал?!». Хотели любви? Куда ж без нее! И все это нам предлагают с таким выражением, словно подают толстую жирную кость собаке.
Несмотря на это пакостное ощущение, фильм можно смотреть и даже получать удовольствие, когда перед вами предстанет идиллическая картинка: трое на фоне подземного океана, падающий в пропасть динозавр, стая сверкающих в темноте птиц. Красиво нарисовано, ничего тут не скажешь. И лишь с тоской будешь вспоминать экранизацию полувековой давности, где так славно справлялись с мелкими проблемами персонажи Пэта Буна и Джеймса Мейсона.
Теперь наш черед, и пусть у наших кинематографистов получится не очередная версия «Индианы Джонса» и «Мумии», а полноценная экранизация одного из произведений великого романиста…


фотографии

Обсуждение

анонс