Опыт кинокритического протокола

Кино-Театр.РУ

История кино

Опыт кинокритического протокола

Название фильма: «Опыт бреда любовного очарования».

Год выпуска: 1991. Длительность:1 час 50 минут.

Сценарист и режиссер: Валерий Огородников (предыдущие полнометражные работы «Взломщик» (1987). «Бумажные глаза Пришвина» (1989).

Оператор: Сергей Некрасов.

Композитор: Эдисон Денисов.

Жанр: философская притча?

Сюжетные мотивы фильма: пьесы Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и др.

Место Действия: Россия начала 90-х годов XX века, психиатрическая лечебница.

Интерьеры: обшарпанные стены, выкрашенные в уныло-казенные цвета, полузатопленные подвалы, больничные койки и т. д.

Костюмы: белые халаты медперсонала, причудливая одежда пациентов.

Диалоги: весьма многочисленные, но маловразумительные для зрителя с более или менее стабильной нервной системой.

Актеры: их много, но запоминается игра лишь одного — А. Романцова, вполне убедительно представшего на экране в роли главного врача психбольницы — полудьявола, полусадиста, получающего колоссальное наслаждение от власти над беспомощными людьми, получившими роковой статус душевно неполноценных.

Резюме: лавры Милоша Формана, по-видимому, не дают сценаристу и постановщику «Опыта бреда любовного очарования» спать спокойно. Во «Взломщике» В.Огородников пытался снять свой вариант «Конкурса» (1963). Теперь фантазирует на тему «Полета над гнездом кукушки» (1974). Бесспорно, психиатрическая лечебница как рафинированная модель тоталитарного государства, где подавляется любое проявление инакомыслия и человеческой индивидуальности, - неплохой материал для создания мрачных притч, патологических видений и натуралистически-шоковых образов. Однако на фильме Валерия Огородникова, на мои взгляд, лежит отчетливая печать унылого эпигонства в его крайнем, вызывающе антизрительском варианте.

Жаль, что в отличие от «Бумажных глаз Пришвина» В. Огородников не снял в «Опыте бреда...» наших талантливых кинокритиков и киноведов (или снял где-то на заднем плане, да я не углядел). Некому будет написать рецензию, рожденную непосредственно на съемочной площадке: ведь изнутри процесс всегда кажется более увлекательным.

Один из участников «Бумажных глаз...» сказал мне в приватной беседе, что фильм этот получился бы абсолютным щедевром, кабы режиссер решился подсократить его минут на сорок. Не знаю, как насчет «...Пришвина», но «Опыт бреда любовного очарования», по-моему, в сокращениях абсолютно не нуждается. Урезанные (или добавленные) метры пленки, думается, ничуть не отразятся как на художественном, так и на кассовом результате.


Обсуждение

анонс