Дебют, ещё дебют…

Кино-Театр.РУ

История кино

Дебют, ещё дебют…

Фильм Сергея Сельянова, снятый по сценарию Михаила Коновальчука - «День ангела» (1980), — ждал своей премьеры чуть ли не десять лет. Работа над ним проходила «подпольным», полукустарным способом, по чисто приятельскому, безгонорарному принципу. Парадоксальную притчеобразность его манеры авторы продолжили и в новом своем фильме «Духов день». Пригласив на главную роль лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука, они рассчитывали не только на его сценический «диссидентский» имидж, но и на актерские данные. Расчет оказался верным. Юрий Шевчук органично чувствует себя в сюрреалистической стихии сумасшедшего мира, куда попадает главный герой, с которым темные личности «аппаратной» наружности хотят провести какие-то нехорошие опыты...

На мой взгляд, Юрию Шевчуку особенно удались сцены бунта, истошный крик его героя вызывает взрывы и пожары (мотив Соловья-разбойника?). Что же касается режиссуры, то лучше всего, по-моему, получились ретроспективные сцены детства, напоминающие причудливый киномир «Дня ангела», где смешались времена и нравы, где абсурдность нашего бытия последних семи с лишним десятилетий предстает в иносказательно-фольклорном варианте.

Фантасмагоричность, вывернутость наизнанку, гротеск, едкая ирония, отсутствие почтения к авторитетам — характерные штрихи нынешних дебютов. Фильмы узбекского дебютанта Д. Файзиева «Кедя» («Суп из собаки») и «Сиз ким сиз ?» («Кто ты такой?») опрокидывают зрителей в отечественный андеграунд, вроде бы напоминающий обычную «чернуху» — с бомжами, алкашами-работягами, с остервенением гоняющимися за беззащитной дворнягой, с псевдоинтеллигентом и псевдосексотом. Поездка на старой машине сталкивает их с абсурдистской тупостью административно-тоталитарной системы.

Однако все это погружено в атмосферу иронической стилизации с намеками то на Ф.Феллини, то на С.Леоне, то еще на что-то, как будто бы весьма далекое от современной узбекской жизни. Наполненные неожиданными импровизациями, фильмы Д. Файзиева смотрятся на одном дыхании, чего, к сожалению, нельзя сказать о многих нынешних дебютах.

Фильм молодых сценаристов и режиссеров А. Баранова и В. Килибаева «Женщина дня» — правда, не первая их работа, однако, ее смело можно причислить к «казахской волне» рубежа 80—90-х, давшей нашему кино «Иглу». «Влюбленную рыбку» и «Конечную остановку». Картина задумана довольно нестандартно: об одном из главных героев мы почти ничего так и не узнаем, зато о главной героине в исполнении А.Смеховой узнаем почти все.

...Раненный бандитами парнишка оказывается в квартире молодой манекенщицы. Между ними завязываются непростые отношения. По этой фабуле можно поставить и триллер, и мелодраму. А быть может, и психологическую драму. Или комедию. А. Баранов и В. Килибаев выбирают привычный для теперешних дебютов путь стилизации, граничащий с пародией, с откровенной «подстройкой» под позднего Сергея Соловьева. Жаль, что авторам часто не хватает легкости, жанрового чутья; повествование становится порой излишне монотонным, скользит к банальности.

Не избежали этого, как мне кажется, и авторы фильма «Ленинград. Ноябрь», которые, по-видимому, решили оживить подзабытое нынче слово «киноимпрессионизм». В их фильме, снятом фирменным «Кодаком», много превосходных пейзажей утреннего, полуденного, вечернего и ночного Петербурга, архитектурная красота которого осознанно лишена шокирующих неухоженностью крупных планов, отчего изображение приобретает праздничный и нарядный вид.

Вместе с тем ошибется тот зритель, кто решит, что это приложение к «Клубу кинопутешественников». Молодые авторы — немец А. Шмидт и русский О. Морозов — строят свою картину на контрастах: в ноябрьские дни красоту дворцов заслоняют огромные портреты «основоположников», а жизнь героев проходит в привычном для большинства из нас бытовом убожестве.

Однако импрессионистский подход ощутим и тут: характеры героев и отношения между ними достаточно размыты, сюжетная канва лишена малейшего намека на фабульную определенность. Фильм А. Шмидта и О. Морозова мог быть длиннее или короче, не в том суть. Это эксперимент. Фильм, где изображение заставляет нас вспомнить, что кино все-таки не театр и тем паче не радиопостановка. Фильм, который, возможно, с интересом будут смотреть западные зрители: для них привычная нам фактура выглядит достаточно экзотичной и загадочной.

Фильм-настроение, фильм-набросок. С давних пор в живописи и музыке существуют этюды. Почему бы им не быть в кино?
В отличие от экспериментальных картин С. Сельянова, Д. Файзиева, А. Шмидта и О. Морозова, в фильме Леонида Филатова «Сукины дети» проявлена редкая для дебютанта продуманность и слаженность сюжетной конструкции. Ему удалось собрать блестящий актерский ансамбль: В. Ильин, Л.Удовиченко, А.Абдулов, Л.Ахеджакова, Е. Евстигнеев. В. Самойлов, Е. Цыплакова, С. Говорухин, Л.Зайцева. Да и сам Л. Филатов хорош в роли циничного чиновника от идеологии, посланного в театр, в котором артисты решились на акт отчаянного протеста против произвола — голодовку.

Сценарно картина Л. Филатова напоминает «Гараж» Э. Рязанова: множество героев, замкнутых в одном помещении, по-разному проявляет себя в экстремальных обстоятельствах. Не могу сказать, что каждый из актеров нашел неповторимые краски для своего персонажа. Да и рамки гротеска, фарса с горьким привкусом драматизма позволяли автору обойтись без особых психологических подробностей.

Борьба беззащитных людей с диктаторским механизмом государственно-партийного насилия и надежда, что времена всеподавляющего страха перед власть имущими уходят в прошлое — все это не может не вызвать зрительского сочувствия.

Дебют Леонида Филатова в кинорежиссуре показал, что он вполне уверенно владеет профессией. Похожий вывод, пожалуй, напрашивается и после просмотра режиссерского дебюта актрисы Елены Цыплаковой. Ее «Камышовый рай» сделан на удивление жесткой и мастеровитой рукой. Мучения героев — бомжей на одной из среднеазиатских плантаций, превращенной современными мафиози в настоящий гулаг, показаны без всякой жалости к зрительскому залу. Вместе с тем Елена Цыплакова не лишает своего героя веры и воли к борьбе, пусть обреченной и бесперспективной с точки зрения «здравого смысла».

Неожиданная тема для актрисы, с именем которой в последнее время были связаны в основном развлекательные ленты («Д'Артаньян и три мушкетера», «Мы из джаза», «За прекрасных дам» и др.). Посмотрим, что будет дальше...


Обсуждение

анонс