«Американец»: по ту сторону прицела

Кино-Театр.РУ

История кино

«Американец»: по ту сторону прицела

В «Американце» Джордж Клуни играет профессионального киллера. Гений в своем деле, он создает специальное оружие для наемных убийц. За всю жизнь он не сделал ни одной ошибки, но приходит день, когда он оказывается на обратной стороне оружейного прицела…

«Американец»: по ту сторону прицела

Герой Клуни очень похож на самого актера по многим параметрам: он умен, обаятелен, он любит и умеет жить. Но, в отличие от своего персонажа, Джордж - не только обладатель титула самого сексуального мужчины в мире, но и режиссер, продюсер и даже профессиональный филантроп... По словам режиссера фильма Антона Корбайна, все эти ипостаси в Клуни переплетаются невероятно органично. «С ним любят работать режиссеры, - признается Корбайн, - так как он сам, как режиссер, понимает, чего постановщик ждет от актера. С другой стороны, Клуни, поставивший уже три фильма, очень хорошо знает, как актер должен существовать на съемочной площадке. Джордж никогда не прохлаждается в своем фургончике, он всегда в форме и готов к работе».

Антон Корбайн тоже чем-то похож на героя Клуни, но, конечно, не своей профессией (персонаж Джорджа – киллер, вынужденный скрываться в итальянской деревушке). Его роднит с ним то, что он, как и киллер Джек, приехал в чужую страну, и живет тем, что держит людей «под прицелом». Но, конечно, голландец Корбайн, вот уже много лет проживающий в Великобритании, использует вместо пистолета фотокамеру. Он – один из самых культовых фотографов в мире.
После успеха дебютного фильма «Контроль» для своей второй режиссерской работы, Антон Корбайн сознательно искал материал, который бы кардинальным образом отличался от предыдущего фильма: «Я начал читать сценарии триллеров. Меня привлекла тема «Американца», - это рассказ о человеке-одиночке, который пытается искупить свои злодеяния. Меня привлекли драматическое напряжение и романтическая составляющая истории. Она давала возможность не только держать зрителя в напряжении, но и вызывать у него глубокие мысли».

«Американец»: по ту сторону прицела

Корбайна привлекало жанровое кино: «Я не так много фильмов посмотрел за всю свою жизнь, но в течение длительного времени на меня большое влияние оказывали вестерны, начиная с фильма Rawhide (телесериал 60-х годов с Клинтом Иствудом в главной роли), который я любил смотреть в детстве. Стиль, сюжет, мораль вестернов всегда привлекали меня. Несмотря на то, что «Американец» – это далеко не вестерн, он сконструирован по образу и подобию вестерна – незнакомец приезжает в маленький городок, сближается с определенными людьми из этого городка, но прошлое настигает его и там. Все заканчивается пальбой».

Продюсер Энн Кэри признается, что была захвачена этой историей: «Я прочитала роман Мартина Бута «Очень скрытный джентльмен» еще десять лет назад и подумала, что из него может получиться фильм чувственный, фильм увлекательный с яркой и интересной главной ролью. Продюсеры Энн Уингейт и Джилл Грин моментально занялись приобретением прав на экранизацию этой книги. Мы подумали, что надежнее будет объединить наши усилия и заняться этим проектом всем вместе».
Сценаристом фильма стал Роуэн Джофф: «Когда Антон, Энн и Грант попросили меня написать сценарий к фильму, я был безумно рад возможности адаптировать столь визуально захватывающий, необычный и неоднозначный в моральном плане роман. Несмотря на то, что уже существовало несколько вариантов сценария, я все начал с нуля, воодушевленный замечательной идеей Антона – пересмотреть историю в духе современного вестерна».

«Я сплел воедино мои любимые отрывки из книги, упростил общую структуру книги, сделал акцент на теме искупления, скупых диалогах и дикой природе Италии, которая является отдельным персонажем фильма. Именно меняющаяся и меланхоличная красота итальянского ландшафта оказывает определенное влияние на нашего героя, сопровождая его в путешествии к спасению».

Для Корбайна вопрос локейшна был основополагающим, - в сценарии было четко прописано место действия фильма – Италия. «Окружение главного героя должно было стать отдельным персонажем фильма. У меня было четкое представление того, как должен был выглядеть локейшн, и я хотел снимать в различных городках и деревушках».

Местом действия фильма стал район Италии восточнее Рима – Абруццо. Это неприступный и величественный горный регион, местность, аналогов которой, по словам Корбайна, практически не было в кино. Но 6 апреля 2009 года в Абруццо случилось землетрясение; 30 000 людей пострадало, 60 000 остались без крова; большая часть города Л’Аквила, где предполагал снимать Корбайн, лежала в руинах.

«Это скалистый регион, куда туристы отправляются далеко не в первую очередь. Великолепный памятник природы, требующий защиты, потому что его могут разрушить не только землетрясение, но и нефтедобыча, которая идет в регионе» – говорит Антон.

«Это не просто Италия, какой вы никогда не видели, это Италия, которая снята так, как ее никогда не снимали прежде, и за это нужно благодарить Антона» – подводит итог продюсер Грант Хеслов.

Клуни посетил Л’Аквилу вместе с актером Биллом Мюрреем 9 апреля, чтобы поддержать жертв катастрофы и открыть кинотеатр в палаточном городке в Сан Деметро. Он пообещал, что съемки картины начнутся уже в сентябре.

Сульмона стала главным местом съемок, которые помимо прочего проходили в таких живописных деревушках как Calascio, Anversa, Castelvecchio и Pacentro.

«Американец»: по ту сторону прицела

Где бы ни проходили съемки, у Корбайна всегда была с собой фотокамера Leica: «Я работаю с естественным светом и не фотографирую на цифру. А мои фотографии со съемочной площадки – это не постановка, а спонтанно найденные кадры».

Одним из самых захватывающих мест съемок стала река Атерно в национальном парке Гран-Сассо. Излучина реки стала местом действия двух важных сцен фильма, обе - с участием двух главных актрис и Джорджа Клуни. Художнику-постановщику фильма вместе с его командой пришлось внести некоторые корректировки к естественной среде. Каково же было удивление съемочной группы, когда ранним утром они обнаружили, что неведомые мародеры испортили место съемок. Ими оказались вовсе не тинейджеры или агрессивно настроенные местные жители, а кабаны, которые были вовсе не рады нежданным гостям. Так что съемочной группе пришлось оставлять на ночь охрану на случай их возвращения.

Для съемки деревни, где Джек находит свое временное пристанище, съемочной группе пришлось забраться на высоту 5 000 м над уровнем моря в городок Кастель дель Монте.

Когда-то цитадель принадлежала римлянам, потом перешла во владение готов. В 16 веке Кастель дель Монте стал частью владений Медичи, которые возвели в городе много прекрасных зданий в стиле ренессанс. Позже Бурбоны объявили Кастель дель Монте частью Испанской империи, и лишь в начале 19 века город вновь стал частью Италии.

«Американец»: по ту сторону прицела

«Летом в Кастель дель Монте много людей. Когда же в город приходит осень, то ночи становятся холодными, город пустеет и становится похож на город-призрак. Кастель дель Монте показался мне прекрасным местом, которое может таить в себе опасность, он напомнил мне Венецию в фильме Николаса Роуга «А теперь не смотри»» – делится своими впечатлениями о городе режиссер. В Кастель дель Монте проживает всего 129 жителей. Когда одному из членов съемочной группы понадобилась срочная стоматологическая помощь, на автоответчике местного дантиста он услышал следующую запись: «Не доступен, так как участвую в съемках голливудского фильма».

Большинство жителей города появились в сцене шествия, которое возглавляет отец Бенедетто. В сценарии шествие называлось Шествием Змей, которое ежегодно проходит в деревне Колкулла, но в фильме Шествие змей пришлось заменить Шествием ягнят. Жители Колкуллы воспротивились тому, чтобы в фильме жители другой деревни справляли их древний ритуал и неважно, что это был всего лишь фильм. При этом не помогло даже вмешательство местного епископа.

Корбайн был поражен, с какой отзывчивостью люди по всей Италии шли навстречу съемочной группе: «Горожане в Италии – это честные и работящие люди. У них менталитет жителя гор, а не жителя мегаполиса».
Жители Сульмоны с распростертыми объятиями встречали съемочную группу, состоящую большей частью из итальянцев, и с радостью снялись в качестве массовки в сценах, где герой Клуни гуляет по городу. Именно с этими сценами связан смешной момент. Шла съемка сцены ярмарочной торговли и актриса Сильвана Бози играла продавщицу сыра, продающую свой товар герою Клуни. Как только включилась камера, Корбайн застыл в оцепенении. Он был поражен не игрой Бози, а пожилой женщиной, неожиданно оказавшейся в кадре, которая начала давать Бози наставления. Оказалось, что женщина владеет сырной лавкой. Профессиональная гордость не позволила ей смолчать – по ее мнению, героиня Бози продала Клуни не тот кусок пармезана.

Клуни, однако, получил в Сульмоне нечто более существенное, чем кусок пармезана, а именно Серебряного Овидия, премию ежегодного кинофестиваля в Сульмоне.
О роли Клуни в этом фильме Корбайн говорит с азартом: «Джордж никогда не играл такого персонажа; всегда интересно, когда актер пробует себя в чем-то новом. Клуни общепризнанно хорош в диалогах, а в этой картине у него совсем мало слов. Он играет человека, который постоянно находится начеку».

Занимаясь кастингом актеров – итальянцев, которые играют большую роль в судьбе Джека в фильме, создатели фильма искали актеров, хорошо известных в Италии, но не обязательно с международной известностью. Так, прекрасный итальянский актер Паоло Боначелли играет священника, отца Бенедетто: «Отец Бенедетто хочет быть другом Джеку, но Джек осторожен и не сразу ему доверяется. Джордж Клуни великолепен как актер и в то же время лишен заносчивоти, свойственной звездам. Ко мне, как актеру-коллеге, он был предельно доброжелателен».

«Американец»: по ту сторону прицела

На роль проститутки Клары, благодаря которой Джек узнает, что он сможет полностью переменить свою жизнь, была приглашена одна из ведущих итальянских актрис Виоланте Плачидо.

«Джек и Клара – две обретшие друг друга души. В их жизни хватает экстрима - это их работа, из-за которой они так одиноки. Сначала они чувствуют притяжение друг другу в физическом плане, - это в первую очередь животный инстинкт. Но потом они становятся ближе друг к другу в духовном плане, что пугает обоих» – говорит актриса.

Плачидо очень хорошо говорит на английском языке, так что ей пришлось поработать с мастером по речи, чтобы, как говорит актриса, ей «испортили» ее безукоризненный английский: «Клара – девушка из маленького городка. Она, конечно, могла изучать английский и говорить на нем неплохо, но все-же в ее манере говорить должно было присутствовать больше «итальянского»».

«При первом прослушивании у Антона мне переводили с английского на итальянский, что резало слух. Я спросила у Антона, могу ли я добавить больше итальянского сленга и брани в речь героини, так как Клара девушка все-таки простая. У попросила Антона дать мне возможность импровизировать, и думаю, что именно это привело к тому, что меня пригласили на повторное прослушивание. Когда я получила роль и прочла сценарий, то увидела, что в сценарий внесены правки с учетом моих импровизаций» – рассказывает актриса.

Другая ключевая женская роль в фильме – это роль загадочной Матильды, которую сыграла Текла Рютен. Актриса говорит на нескольких языках и снималась в фильмах по всему миру. «Текла как хамелеон, что просто прекрасно для ее роли. Матильда хорошо контрастирует с итальянскими актерами, так как у нее совсем другой стиль актерской игры. Даже по физическим параметрам она отличается от Виаланты, и все это отчетливо видно на экране» – говорит Энн Кэри.

«Я наполовину итальянка. Я так рада, что смогла вновь приехать в Италию и общаться со съемочной группой на языке этой страны» – говорит Текла.
«Матильда – женщина, обладающая теми же способностями, что и Джек. Возможно, она хочет стать таким же профи, как и Джек в мире, где все крутится вокруг денег и адреналина. Встреча с Джеком – это в какой-то степени предупреждение ей, ведь именно такой может стать ее будущая жизнь. Пройдет 10, 20 лет и она станет такой же, как Джек.
В ее профессии нет места эмоциям. Она, правда, ослабевает хватку, находясь рядом с Джеком. Но все равно их встречи больше похожи на поединок»
– так видит свою героиню Текла.
И отдает должное своему партнеру по съемочной площадке: «Я восхищаюсь тем, как Джордж строит свою карьеру. На съемочной площадке я училась его профессионализму, неважно, шутил ли он, проявлял ли свои продюсерские качества или же заставлял нас всех сочувствовать своему одинокому и выдержанному Джеку».

За всем происходящим на площадке следил мастерский операторский глаз Мартина Руе, который до этого уже сотрудничал с Корбайном: «С Мартином нас объединяет общее желание - избегать усложнений там, где этого не требуется. По большей части мы стремились уйти от сложных движений камеры. Мартин способен сделать самый простой кадр прекрасным только за счет освещения».

«Как только было решено, что в «Американце» будут натурные съемки, мы поняли, что ландшафты не будут занимать центрального положения, но они станут источником вдохновения. Мы черпали вдохновение, например в быстро меняющейся погоде» – рассказывает оператор.


Обсуждение

анонс