Алексей Денисович Дикий

Кино-Театр.РУ

История кино

Алексей Денисович Дикий

125 лет со дня рождения

Алексей Денисович Дикий

Михаил Геловани, известный как многолетний исполнитель роли Сталина, при всем при том не был любимцем судьбы. Грузинский князь и советский народный артист, он, как известно, умер в день рождения вождя в год разоблачения культа его личности. Но это – только заключительная часть личной драмы. Главная же была в том, что Сталин своего экранного двойника откровенно не любил. Есть даже свидетельство, что Иосиф Виссарионович с подачи режиссера Михаила Чиаурели однажды решил с Геловани познакомиться. Но когда их представили друг другу, внимательно посмотрел на актера, насупился и молча вышел из комнаты. Что, впрочем, не мешало Михаилу Георгиевичу за каждое новое экранное воплощение вождя по инерции еще какое-то время получать Сталинские премии (всего их было четыре).

Алексей Денисович Дикий

Версий такой нелюбви, наверное, может быть много. Не последняя из них в том, что Чиаурели, который, собственно, Геловани в образе Сталина первым привел на экран и потом снимал из фильма в фильм, был личным другом Лаврентия Берии. А Берия в последние годы сталинского правления впал в большую немилость. В том числе и поэтому последнее творение режиссера из серии «Сталиниана» – фильм «Незабываемый 1919-й» - почти год не выходил на экран и даже подвергся жесткой цензурной правке.

Но еще важнее то, что у грузинского «Сталина» в эти годы появился успешный русский конкурент в лице выдающегося театрального актера и режиссера Алексея Денисовича Дикого. При том, что в молодости этот артист почти два года провел в Палестине, служа в еврейском театре «Габима», а непродолжительное руководство ленинградским Большим драматическим театром имени М. Горького в 1937 году закончилось четырехлетним пребыванием в следственном изоляторе и Усольском исправительно-трудовом лагере на Северном Урале.

Еще добавьте к этому вошедшую в легенды несдержанность Дикого, помноженную на пристрастие к алкоголю...

Алексей Денисович Дикий

Но вождь до войны и вождь после войны – это два совершенно разных состояния. Как и два состояния страны. Как и многого в жизни творческих и нетворческих людей, живших в Советском Союзе. И тот, кто этого вовремя не понял, – был обречен. Не смотря на заработанные ранее премии и звания. Как, впрочем, и наоборот – невзирая на довоенные провинности и отсидки.

Такое ощущение, что «человек с судьбой», да еще наделенный большим талантом, оказавшись на магистральном направлении официального советского искусства, в эти годы словно приобретал в цене. Его искусство ценилось больше верноподанности, поскольку за ним стояла не только школа Станиславского, Вахтангова и Михаила Чехова, но и опыт реальных человеческих переживаний. Как это, наверное, и было в случае с Алексеем Диким.

Алексей Денисович Дикий

Мой вгиковский мастер Евгений Данилович Сурков после войны служил начальником Главреперткома. И, кстати, в эти годы даже не был членом партии. Хотя должность была сверхответственная, почти расстрельная… И вот, по его словам, сидит главреперткомовская комиссия в Малом театре на приемке спектакля с революционной тематикой, а Алексей Дикий играет Сталина почти без акцента! Никаких потуг на внешнее правдоподобие, никакого намека на грузинское происхождение вождя народов! И делает Алексей Денисович это уверенно, с внутренней убежденностью большого актерского переживания. Куда там провинциальному сталинскому "земляку" Геловани!

Что делать? Ругать? Хвалить? Долго, продолжительно аплодировать? С возмущением покинуть зал? Риск для членов комиссии невероятный. И только интуиция подсказывает Суркову: без благословения свыше Дикий бы на такую смелость не решился. Ну а вы, дорогой Главрепертком, выходите из положения, как сможете. Поэтому в итоге все дружно встали и также дружно сценическому вождю зааплодировали, не решаясь произнести вслух ни единого слова. А потом добираясь каждый до своего дома в полнейшей неуверенности в завтрашнем дне.

Откуда у Дикого родилось такое решение? Или оно просто витало в воздухе? Ведь кто-то должен был угадать, что, выиграв большую войну, страна нуждалась не в верном ленинце с грузинскими замашками, а в мудром русском царе, который все предвидел и всех победил?

Таким Сталина и сделал Алексей Дикий – и в театре и в кино. А еще, наверное, важным стало то, что до того, как актер надел на себя погоны советского генералиссимуса, массовый зритель узнал и полюбил его как исполнителя ролей двух великих полководцев – Кутузова и Нахимова в одноименных фильмах.

Алексей Денисович Дикий

А с Диким, как и с Чиаурели, вождь тоже встречался. Но очень даже любезно и обходительно. И при встрече дал понять, что именно он выбрал актера из нескольких претендентов и утвердил на «свою» роль в картине «Сталинградская битва». И, тем не менее, не отказал себе в удовольствии спросить: «Почему Вы меня играете не как другие артисты?» «Я играю Вас таким, Иосиф Виссарионович, каким Вас видит русский народ», – ответил Дикий.

Сталину ответ понравился. Правда, долгих лет жизни Алексею Дикому это тоже не добавило. Он скончался в 1955-м, за год до смерти Михаила Геловани.


фотографии

Обсуждение

анонс