Научная расчлененка

Кино-Театр.РУ

История кино

Научная расчлененка

Нам не дано узнать, как будут воспринимать нас, наши поступки, наши мысли, наши творения лет через сто-двести. Возможно, и человечества, как такового, уже не будет и в помине, а может, останется кучка человеческих существ, которая слишком поздно спохватится и попытается сохранить для будущих поколений остатки цивилизации.

Неизвестно, что уцелеет через века. Возможно, в наследство тем существам достанутся лишь пустышки да отрывки великих творений, и они также будут гадать, как и мы сейчас, о том, каким же было искусство.

Хотя вероятен и удачный исход всей этой затеи под названием «человеческая цивилизация», и тогда до них дойдут полотна Пикассо, книги Булгакова, фильмы Тарковского и другие прекрасные вещи. И среди них белыми воронами будут выглядеть такие картины, как «Научная секция пилотов» Андрея И.

Назвать этот фильм серьезным язык не поворачивается. Но по прошествии десяти лет он обрел некое метафизическое, социальное звучание. И сейчас трудно судить о том, кем является режиссер: провидцем или человеком, тонко чувствующим свое время… Ведь в сумрачные 90-е многие люди испытывали не очень сладкие переживания, а такие неординарно мыслящие личности, как Алексей Балабанов, передали дух той эпохи в своих произведениях.

Но будем точны. «Научная секция пилотов» вышла на год раньше «Брата», и в ней нет мрачности Питера, наоборот, Москва предстает в неестественно ярких тонах (преобладает, конечно же, красный). Да и музыкальное сопровождение отличается от бутусовских песен наличием своей, кинематографической, темы, созданной Сергеем Курехиным, и своеобразного вокала Анатолия Крупного, сыгравшего в картине одну из ролей – Лейтенанта.

Так почему же я задался вопросом о даре предвидения Андрея И? Здесь следует обратиться к сюжету, который, вполне возможно, не всем известен.

В московском метро начинают происходить странные события. В самых необычных местах подземки находят генетически измененную кровь. Для расследования собирается спецгруппа во главе с Полковником (Виктор Павлов), в которую входят Лиза (Марьяна Цареградская) и Лейтенант. Они приходят к выводу, что вскоре последуют и настоящие убийства. Таковые не заставляют себя ждать, и вскоре работа метрополитена полностью парализована из-за кровавых действий неуловимого маньяка. Но это только начало, и мы постепенно запутываемся в хитросплетениях сюжета.

Взрывы в метро, оцепление станций метро спецназом, всеобщий страх… Вам это ничего не напоминает? Фильм снят задолго и до взрыва на Рижской, и до страшной трагедии в тоннеле между Павелецкой и Автозаводской, но как же четко описываются все эти происшествия! Но не будем на этом останавливаться. В картине также прослеживается мысль о Системе, порождающей страх (как не вспомнить при этом террористические группировки). Исследуются научными методами возникновение страха в толпе (которая в метро не меняется на протяжении десятилетий), передача информации друг другу и многие другие человеческие поступки. Сам фильм, в принципе, также представляет собой набор заметок, а точнее, секций, что в переводе означает «расчленение». Таким образом, фильм не имеет четкой сюжетной линии, потому что он поделен главами, т.е. секциями, не только по эпизодам, но и по кадрам. В связи с этим трудно сказать и о том, что в картине есть главный герой. Каждый здесь находит свою нишу. И Охотник (Андрей И), и Анна (Анна Семкина), и Художник (Александр Хван), и Анна Вильгельмовна (Лидия Федосеева-Шукшина). А над всем этим слышится шум метро, которое, в какой-то степени, и есть главный персонаж в этой фантасмагории.

Пародийность многих сюжетных линий отчасти сглаживает пророческий дух картины. Здесь можно встретить и отсылки на фантастические ленты, и на триллеры, и даже на хорроры. Особенно мне понравилась сцена с первым убийством, где создается ощущение, что жертву проткнули ножницами. Да и в целом визуальная сторона на высоте – оператор Игорь Клебанов постарался на славу. А сцены в подземке и вовсе опережают свое время, по сравнению с ними любая картинка от Руминова покажется дешевой поделкой.
После просмотра надолго остается ощущение, что тебя обули. Возможно, это и входило в задачи постановщика, создавшего до этого псевдо-документальную картину «Конструктор красного цвета» о попытке создания искусственных людей в СССР (вот откуда развилась идея «Первых на Луне»!). Жаль только, что Андрей И более не делает такое потрясающее кино, уйдя в бесконечную археологическую экспедицию под названием «Искатели». Жаль…


фотографии

Обсуждение

анонс