«Жди меня, я вернусь»

Кино-Театр.РУ

История кино

«Жди меня, я вернусь»

Когда-то фраза «Жди меня, я вернусь» у многих вызывала слезы радости и печали. Затем на смену ей пришло «терминаторовское» зловещее обещание «Я вернусь», и люди постепенно свыклись с мыслью, что уже никогда не придет тот, кого так ждешь. И лишь передача «Жди меня» дает надежду тем, кто отчаялся…

Мы выросли на фразах, подобных этой, которую сказал герой Бориса Блинова, уходя на войну. На войну, которую сейчас пытаются забыть и никак не могут вспомнить, какая она была: Великая Отечественная или Вторая Мировая… И мало кто осознает, что существуют фильмы, созданные в такое тяжелое время, когда совсем близко раздаются взрывы и в небе мелькает свастика. И это, безусловно, отразилось на качестве пленки и звука, что сейчас ощущаешь практически кожей. Повезло же нашим союзникам, на землях которых не велись бои, но это не значит, что они не отражали тогда в своем кино те далекие события.
Одним из лучших фильмов всех времен до сих пор считается «Касабланка» Майкла Кертица, которую сняли в тот год, когда немцы начали осаду Сталинграда (подумать только - этой картине уже 65 лет!). И в ней хоть и на нейтральной территории происходила та же борьба, что и в жизни, - с фашистскими захватчиками. А чтобы нейтрализовать актуальность темы, в этом шедевре на первый план выводится Любовь, эта вечная соперница Смерти. И, конечно, не обошлось без реплик, которые знает каждый американец и любой ценитель кино. «Сыграй это еще раз, Сэм» - просят наперебой героя Доли Вилсона Рик и Ильза, и он с кислой миной соглашается вновь вернуть забытые ими чувства, играя «As Time Goes By». А за окном бара слышны выстрелы, полиция гоняется за шпионами и мошенниками, фашисты пытаются качать свои права в Касабланке, и лишь все понимающий комиссар в выверенном исполнении Клода Рейнса никуда не спешит, зная, что все равно будет так, как будет… Картина с такими блестящими актерскими работами, как у Богарта и Бергман, никак не могла кануть в Лету, как многие поделки про войну в настоящее время.
Музыкальная тема важна и в нашем фильме «Два бойца», снятом в 1943 году Борисом Луковым. Все мы помним замечательную песню Никиты Богословского «Темная ночь», исполненную Марком Бернесом в землянке. Здесь опять же на первый план выводится не война, а дружба между одесситом Аркадием Дзюбиным и «Сашей с Уралмаша», что, в принципе, закономерно для тех лет (в отличие от конца века, который завален трупами, например, в «Чистилище» Невзорова). Конечно, не обошлось без пафоса и идеологии, но зрители, прежде всего, переживали за героев Бернеса, Андреева и Жеймо, а затем писали именно им, а не самим актерам – настолько достоверно и документально было сыграно…

О сложных взаимоотношениях внутри небольшой группки спасшихся с потопленного корабля поведал нам Альфред Хичкок в своей «Спасательной шлюпке» 1944 года. Только такой гений, как он, смог завлечь интригой в столь ограниченном пространстве, как шлюпка. Героям предстояло выяснить, кто из них немецкий шпион, а финал картины блеснул черным юмором, присущим великому маэстро. Жаль, что он не использовал подобный же прием в другой своей военной картине – «Иностранном корреспонденте», которая бы только выиграла от этого.

Про дружбу и любовь рассказывает еще одна отечественная лента – «Небесный тихоход», снятая Семеном Тимошенко в 45-м, когда повсюду раздавался салют в честь Великой Победы. Как и в «Двух бойцах», здесь блистательно сыграли актеры: Николай Крючков и Василий Меркурьев, а в эпизоде появилась гениальная Фаина Раневская. И вновь музыка играет существенную роль – знаменитую песню про самолеты и девушек напевало не одно поколение зрителей.

Во время войны снял свой военный детектив еще один мастер – Билли Уайлдер, которого у нас, в основном, знают по легендарной комедии «Некоторые любят погорячее» (в нашем прокате, разумеется, «В джазе только девушки»). В 1943 году появилась его картина «Пять гробниц на пути в Каир», и она была лишена сентиментальности «Касабланки». В ней режиссер предпринял попытку показать все, как есть: пустыня, разрозненные войска союзников, предательство и кровь невинных. Герой теряет всех на своем зловещем пути, но выполняет задание…

И напоследок вернемся к фильму, с которого я начал свой небольшой обзор.

Картина «Жди меня» Александра Столпера и Бориса Иванова увидела свет в 1943 году. Историю любви летчика Ермолова и Лизы написал Константин Симонов для Валентины Серовой, и в ней было много личного и пережитого автором и актрисой. Тем не менее фильм не превратился в исповедь или прощальное письмо, а обрел общечеловеческое звучание, поведал о каждой женщине, ждущей своего отца, мужа, брата, сына. Такие фильмы были нужны зрителям, давая надежду на возвращение с боя, с фронта, из концлагерей обеих сторон. Люди ждали и надеялись, и их веру подкрепляли писатели, режиссеры и актеры, чьи имена не должны быть забыты также, как и героев, павших за победу, «за Нашу Победу»…


фотографии

Обсуждение

анонс