Боевички по-русски

Кино-Театр.РУ

История кино

Боевички по-русски

В былые времена, когда повсюду царили видеомагнитофоны советского производства, люди забивали до краев небольшие зальчики и с наслаждением вкушали запретный плод – американский «боевик». Это были «Рэмбо», «Терминатор», «Кобра» - все как на подбор, с короткими кличками (видимо, для того, чтобы американский зритель смог бы запомнить главного героя) и перекачанными бицепсами, а на сосредоточенной физиономии ноль эмоций.

Прошли года. Американское кино начали подзабывать, но его зрители превратились в начинающих деятелей кино. Они благодарны за подаренные минуты счастья в далеком детстве и очень сильно хотят воздать должное этому странному жанру – «боевику»… Так появились наши – отечественные – фильмы «action», которые сильно напоминают нам что-то до боли знакомое, родное, только лица уже не те, да и места абсолютно другие: не Лос-Анджелес и Небраска, а Москва и Сибирь.

Мы не будем вдаваться в подробности того, кто первый начал, кто открыл заново Америку. Перед нами два фильма уходящего года: «Охота на пиранью» и «Седьмой день», о которых стоит поговорить отдельно. Про третий благоразумно промолчим, потому как «Обратный отсчет» уже был освещен на нашем сайте, да и в прокате он всего лишь несколько дней…

«Охота на пиранью» Андрея Кавуна отсылает нас к известным картинам с подобным сюжетом («Трудная мишень» Джона Ву, «Первая кровь» Теда Котчеффа и др.), но есть в нем несколько отличий. Во-первых, актерская игра. Машков и Миронов просто так на дороге все-таки не валяются. Во-вторых, сценарий дышит здоровьем, по сравнению со многими поделками Голливуда класса Б. И в третьих, режиссер. Кавун заслужил доверие после создания незаурядного мини-сериала «Курсанты». Кстати, и здесь можно встретить актеров, которые создали запоминающиеся образы в «Курсантах»: Александра Голубева, Андрея Мерзликина, Алексея Горбунова.

Фильм снят по известному «бульварному чтиву» Александра Бушкова, и трудно было себе представить, как можно сделать по нему вменяемый сценарий. Но ведь сделали же, поставили и довольно неплохо. Неплохо в первую очередь благодаря Евгению Миронову, сыгравшему впервые «редиску». Его «хозяин тайги» Прохор очерчен демоническими штрихами, и даже араб, приехавший к нему за товаром (оружие, оружие – что же еще?!), проникается к нему безотчетным страхом. А Владимир Машков постарался на славу, и его фраза «Это нормально» гармонично вписывается в саундтрек к фильму. Его спецназовец больше, правда, напоминает уставшего от передряг героя Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка», чем на Рэмбо, но… это нормально. И, конечно же, не обошлось от вездесущего Михаила Ефремова, который здесь сыграл мента-подлеца, сменив в неизвестный нам раз форму. Нельзя также обойти вниманием роли Сергея Гармаша и Виктории Исаковой, особенно последней. Она настолько эффектно смотрелась в паре с демоническим Мироновым, что пальчики не то что оближешь – откусишь!

«Седьмой день» больше драма, чем боевик или триллер, но, тем не менее, сюжет динамичен уже в зачине: задолжавший много денег герой Анатолия Белого бежит от киллеров Милькума (Амиран Амиранашвили) и Гири (Виталий Хаев). Типично хичкоковская ситуация в этой картине приобретает сильный патриотический оттенок в самом финале, что не каждому современному зрителю может понравиться.
Самое удачное в этом фильме – актерские работы. Зачастую в наших боевиках как раз и спасают ситуацию эти мастера. Они вытягивают сюжет, построив удачно характер героя и его привычки. Так поступили Хаев и Амиранашвили. Их харизматичные убийцы сильно похожи на героев «Криминального чтива». Хотя ближе к концу патетическая смерть одного из них испортила стройность картины и впечатление от самого просмотра. Меня, к сожалению, не впечатлили ни Белый, ни Вдовиченков (ему не удалось создать достоверно образ монаха – так и виделся на его месте один из героев «Бригады» и «Бумера»). Слишком мало была и Мария Порошина, чтобы как-то реализоваться. Что, правда, удалось Борису Романову, который придал своей роли таинственности и мистики. И, конечно же, показал себя Максим Коновалов, еще один герой «Бумера»… А самой большой неожиданностью стала роль Константина Юшкевича, которого всеми любим по спектаклям Независимого Театрального Проекта. Ну никак я его не мог себе представить в роли мафиозного босса! Никак. Но так случилось.

Фильм оставил двоякое впечатление. С одной стороны – недочеты в сюжете и неудачи некоторых образов, а с другой – присутствие хороших диалогов и удачные актерские работы. Хаев, как всегда, остается вне конкуренции. После «Пластилина» и «Изображая жертву» Серебренникова он постоянно находится в поле моего зрения и не перестает удивлять. Жаль только, что не могут создатели не сорваться в патетику или еще как-то угробить хорошее начало. Очень жаль. Что ж, будем надеяться – постепенно наши боевички поднимутся на уровень выше голливудских, ведь есть все для осуществления этого: талант, умение и блестящие актеры.


фотографии

Обсуждение

анонс