Зимняя эйфория/ «Пятница 12» Владимира Зайкина

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Зимняя эйфория/ «Пятница 12» Владимира Зайкина

Маленький провинциальный город терроризирует страшный Маньяк (Сергей Медведев), задушивший уже двенадцать молоденьких девушек. На дело он выходит, как и полагается приличному душегубу, в пятницу, ровно в полночь, предпочтительно при полной луне. По его следу идет бесстрашный Следователь (Никита Высоцкий), который уже установил личность убийцы и теперь без особой конспирации колесит за ним по всему городу в надежде поймать его прямо на месте преступления. На счастье обоих в очередной пятничный вечер из дома выходит Невинная Жертва (Анна Слынько), чтобы передать бывшему мужу кофемолку.
Страшный маньяк, на поверку оказывается тщедушным прыщавым юношей, обуреваемым детскими комплексами, следователь – неприятным небритым дядькой, страдающим маниакальной депрессией, во многом благодаря еще более маниакальному начальнику (Михаил Ефремов), а невинная жертва – девушкой с парой любопытных скелетов в шкафу. Все эти персонажи по ходу действия фильма стремительно теряют обаяние, усугубляя этот процесс постоянными обращениями непосредственно к зрителю.

Заурядная история с малосимпатичными персонажами, медленно набирая обороты, постепенно превращается в комедийный триллер, чтобы в конце взорваться почти шокирующим финалом.
В принципе, «Пятницу 12» можно было бы назвать еще одной незатейливой киноманской забавой, каковыми были, допустим, «Похитители книг» и «Закрытые пространства». По сути, лучшее в фильме – это как раз остроумные отсылки, начиная от аллюзий на «Место встречи изменить нельзя» (за это отвечает, разумеется, Никита Высоцкий) до нехитрой пародии на тарантиновских «Бешеных псов» и «Города грехов» Родригеса (тут тоже легко догадаться). Михаил Ефремов здесь нарочито неестественно хлопает глазами, упоительно пародируя всю свою кинокарьеру (удивительно, что только водку литрами не глушит). Получается такой мини-путеводитель по «саспенсовому» кино, хотя до уровня киноэнциклопедии, вроде озоновских «8 женщин», конечно, не дотягивает. Да и таких претензий никто не предъявлял.

Загвоздка в том, что претензии как раз были иного толка. Продюсеры фильма, а среди них числятся такие уважаемые люди, как Татьяна Воронецкая и Сергей Сельянов, раздули столько пафоса вокруг своего творения (вплоть до того, что планируют отправить картину на Берлинский кинофестиваль), что волей-неволей приходится предупреждать ничего не подозревающего зрителя, что никакой философской притчи он не увидит, а если и есть здесь хоть какая-нибудь философия – то она слишком неприлично лежит на поверхности. И здесь хочется задать неприятный, но давно назревший вопрос? Неужели русское кино, настолько в жопе, что мы ищем философию в давно использованных штампах? Ведь с таким же успехом немудреный отечественный слэшер «ССД» можно было назвать метафорическим приговором молодому поколению. Неужели все так плохо, что романтические комедии мы выдвигаем на «Оскар», а пародийные триллеры – на Берлинале?
Если уж проводить аналогии, то балансирующая между триллером и черной комедией «Пятница 12» заметно проигрывает и незаслуженно забытому «Змеиному источнику» (там тоже в провинциальном городке нагонял страх закомплексованный маньяк в исполнении Евгения Миронова), и «Ночному продавцу», по-настоящему черной комедии. К тому же несмотря, или, скорее, благодаря своей гротескности, персонажи больше напоминают героев киножурнала «Ералаш» - фамилию главного мальчиша-плохиша, Говядинов, Борис Грачевский наверняка возьмет на заметку.
В итоге, в очередной раз приходится констатировать печальный факт – собрались неплохие талантливые люди и еще раз попытались возродить в России жанровое кино. Говорят, что попытка – не пытка. Но только не в этом случае.


Обсуждение

анонс