Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

За последние 10-15 лет жизнь авторской анимации решительно изменилась. Если раньше на фестивалях в центре внимания были работы мэтров авторского кино, то сегодня все чаще самыми интересными становятся студенческие и дебютные программы. Так было и на нынешнем Суздальском фестивале, представившем целую плеяду новых имен.


Александра Деева
«2,5 секунды»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Cовсем коротенький фильм, созданный в колледже ВГИКа в рамках мастер-класса по технике Гила Алькабеца. Суть метода, с которым Алькабец гастролирует по миру и который перенимают другие преподаватели, состоит в следующем: через поток ассоциаций каждый участник выбирает себе некую тему (сюжет), после чего назначается дата премьеры фильма (например, через неделю), делается афиша и пригласительные, а затем – хочешь-не хочешь, умеешь-не умеешь - нужно сделать кино для этого показа.
«2,5 секунды» длятся на самом деле 2,5 минуты и были сделаны за 2,5 недели, а рассказывают действительно про очень короткий момент: на концерте девочка, чтобы лучше видеть, залезает на плечи к высокому парню и… падает. Именно этот момент падения, растянувшийся во времени, описан в фильме: все те мысли, которые проносятся в голове у человека перед лицом неизбежной катастрофы (пусть и маленькой), попытки просчитать последствия, найти выход, сожаления о допущенных в жизни ошибках и воспоминания о маме, конечно, как же без этого. Фильм сделан не то чтобы умело и совсем этюдно, но настолько живо, забавно, точно, что сразу наводит на мысль о большом режиссерском будущем юного автора.
Смотреть фильм


Екатерина Михеева
«Дача, пришельцы, огурцы»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Студентка второго курса факультета дизайна Высшей школы экономики, Екатерина Михеева, дебютировала не только за себя, но и за свой ВУЗ, поскольку ВШЭ – новое учреждение в сфере анимационного образования, и «Дача» - первая от него работа, попавшая в конкурс Суздальского фестиваля. Дизайн и впрямь у фильма отличный, в стиле модного молодого британского аниматора Николаса Менарда. А история чисто русская – с мужиком в тельняшке, дачей, огородом и огромным количеством огурцов (свежих и консервированных). Именно с их помощью российский супермен побеждает НЛО.
По жанру «Дача» не более чем анекдот, но как это случается с точными и действительно остроумными анекдотами, фильм выходит и на какой-то философский уровень, рассказывая о простом, «сермяжном» отношении к жизни, которое неизменно берет верх над сложными инопланетными материями.

Надежда Федотова

«Игра в людей»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Надю Федотову фестивальная публика впервые заметила, благодаря ее студенческой работе - фильму «Боль», рассказывавшему о сложных отношениях между мужчиной и женщиной. Фильм начинался сценой, где девушка буквально распадалась на части, а мужчина отчаянно пытался ее собрать, и эта сильная метафора как сквозная ниточка проходила через всю короткометражку. «Боль» была сделана как студенческий фильм во ВГИКе (мастерская Валентина Ольшванга).
«Игра в людей» - дипломная Надина работа. Здесь та же острая нервная графика и тоже история трудных отношений, однако все сделано уже с заметным ощутимым мастерством режиссера, почувствовавшего вкус к монтажу, сложному ритму повествования, насыщенному артистичному звуку.
Надины фильмы трудно поддаются пересказу. В них узнаются приметы повседневной жизни, отдельные фрагменты и сценки, из которых можно вроде бы склеить историю, однако сама история не во внешних событиях (героиня принимает душ, герои едут в поезде, карточная игра), а в эволюции безумия, иррациональных, тревожных, даже трагичных чувств и ощущений, прорывающихся через ткань обыденной жизни.
Смотреть фрагмент


Галина Голубева

«А как наши космонавты»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Галина Голубева - опытный художник, работавший много лет на пластилиновых мультфильмах студии «Пилот» и сумевший довести пластилиновую технику до невероятных высот. Ее режиссерский дебют, созданный на курсах при студии «Союзмультфильм», тоже пластилиновый. В «Пилотовском» духе он обыгрывает народные мотивы (эстетика лубка), сочетая их с современным дизайном и неожиданным содержанием.
В основе фильма - народная песня, рассказывающая о полете в космос. Иллюстративный ряд под стать: космическое путешествие предстает здесь примерно в том же ключе, в котором описывались путешествия первооткрывателей в далекие земли (со всякими заморскими инопланетными чудесами и небывальщинами). А за кадром между тем звучит реальный голос Юрия Гагарина, что добавляет фильму очарования и лирическо-комический эффект.
Смотреть фрагмент

Максим Литвинов

«Красный гараж»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Максим Литвинов впервые удивил в 2014-м году, когда в сети появилась его короткометражка Birder Dash. Аниматор-самоучка из Нижнего Новгорода, он сделал такую самобытную и профессиональную работу, на какую и выпускники ведущих ВУЗов не всегда способны. С тех пор Максим успел отучиться в La Poudriere - одной из ведущих в мире школ авторской анимации, - и теперь вернулся в Россию с новой работой. «Красный гараж» - это история про тщедушного очкарика, который мечтает пойти в гараж на концерт любимой группы, однако проход ему застит громила, способный одним ударом кулака выбить зуб. Герой не сдается: он готов биться за свое место перед музыкальной сценой.

Фильм, впрочем, поражает не столько историей, сколько графикой, а главное - анимацией: эластичной, сюрреалистичной, напоминающей о работах Коджи Ямамуры и Поля Дриссена, анимацией, которая крайне далека от реалистичного движения, избыточна, хаотична и иррациональна. И хотя сейчас такой стиль кажется больше любопытным формальным приемом, можно вообразить, как мощно он будет работать, когда ляжет на соответствующую по духу историю.
Смотреть фрагмент


Ирина Эльшанская

«Белоснежье»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Имя Ирины Эльшанской уже звучало на фестивалях, при этом не только российских. Ира закончила Академию Бецалель в Израиле и дебютировала со студенческой короткометражкой «Теплый снег» - душевной историей про отношения отца и дочери.
Нынешняя работа – не так уютно трогательна, зато философски-концептуальна. Главный герой фильма – пластилиновый человечек, который находится в белоснежной комнате. Каждое его движение, каждый шаг оставляет след, портя изумительное белоснежье, и весь фильм напролет человечек пытается избавиться от собственных следов, подтирая их тряпкой, однако в процессе уборки оставляя грязи еще больше. Вроде бы простой этюд, понятный любой домохозяйке, к финалу оказывается метафорой даже не только творчества, а в целом эмоциональной жизни человека, тратящим все силы на то, чтобы вписаться со своим сложным внутренним миром в странные, не понятно кем заданные, а возможно, и не заданные вовсе, а почему-то принятые им по умолчанию, внешние рамки.

Екатерина Филиппова

«Хоботенок»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Катя Филиппова сделала уже несколько работ, и каждый новый фильм - это шаг вперед. «Хоботёнок» - это уже вполне зрелая и мастерская работа, заявляющая о Кате как о состоявшемся режиссере. Стильный, изящный фильм рассказывает детскую сказку про слоненка с очень длинным хоботом. Понятно, другие звери над слоненком издеваются из-за длинного носа, поэтому герою одиноко, и не удается найти друзей. До тех пор, пока другие звери не попадают в беду, а длинный нос не оказывается для них спасением.

Полина Федорова

«Бирюк»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Пока Суздальский фестиваль показывал программу, пришли вести с фестиваля в Аннеси - а именно то, что мультфильм «Бирюк» попал в конкурс этого престижного смотра. Судя по всему, западный фестивальный зритель запал, наконец, на нашу екатеринбуржскую школу. И это неудивительно.
Фильм «Бирюк», созданный в лучших традициях екатеринбуржской анимации, это еще одна история об ужасах детства (из таких страшилок можно уже альманах сложить, чередуя зарисовки социальных кошмаров, вроде похода в детский сад, с жуткими детскими снами и фантазиями). Бабушка пугает непослушную внучку ужасным Бирюком. И во сне девочке действительно являются кошмары - когтистые, жуткие и разлапистые, исполненные в нервном темном монохромном графическом стиле.

Анна Юдина

«Коля и старушки»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Юдина – человек в анимационном кино уже известный. Она состоялась как мультипликатор и как сценарист, а сейчас сделала свой режиссерский дебют. Делала тщательно и долго (куда дольше, чем предусматривалось стандартными сроками) – и в результате создала вполне классического вида и изумительного качества короткометражку. Речь в ней о мальчике Коле (подвижном, озорном пареньке), чью детскую жизнь отравляют старушки. Голубей им не гоняй, бегать не бегай, шуметь не шуми, - совсем парня извели. Доведенный до отчаянья, Коля обещает вырасти и бабушкам отомстить. И вырастает. И становится водителем автобуса.
То, что начинается в стиле «доброго» кино, продолжается как черная комедия, а заканчивается, если подумать, как социальная сатира про неуважение к старшим. И впрямь: уважение должно быть взаимным.

Мария Конева

«Вдоль и поперек»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

С Машей Коневой тоже анимационное сообщество уже вполне себе знакомо. Много лет Маша работала в студии 7BioZ, занимаясь с детьми анимацией. В 2013-м году закончила школу-студию «ШАР», и замысел фильма про зебру появился только тогда. Но сделался фильм уже несколько лет спустя на студии «Аквариус фильм». Еще до Суздаля «Вдоль и поперек» успел побывать на фестивале в Берлине.
Стильная Машина работа – вполне в духе «Шаровской» школы: лаконичное черно-белое изображение, игра с формой и ритмом заставляет вспомнить и «Умба-умба» Константина Бриллиантова, и «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева (который, к слову, работал и на «Вдоль и поперек»). За мельканием полосок и формальной игрой истории в фильме можно и не заметить, между тем она есть и весьма элегантная: наблюдая за занимающимися любовью бабочками, зебра начинает испытывать непонятную тоску и искать что-то неведомое. Поиски увенчиваются успехом, когда девочка-зебра находит другую зебру. Финал предсказуем – со всеми вытекающими бабочками.

Смотреть фрагмент


Анастасия Мелихова

«Первый гром»

Суздальский фестиваль-2018: Молодежная сборная России по анимации

Недавняя выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии Анастасия Мелихова сделала свой дебют там же в Екатеринбурге с бывшими сокурсниками. «Первый гром» - это поэтическая сказка о наступлении весны: маленький человечек, закутанный в теплую одежку, сидит в угрюмом доме, когда озорные капельки отнимают у него зеркало. Выбежав за ними на улицу, человечек встречает весну в обличье прекрасной женщины. Над головой звездное небо, под ногами тает лед, появляются первые цветы и насекомые...

Поэтические фильмы о природе аниматоры пытаются сделать часто, но мало кому удается делать такое кино по-настоящему хорошо. «Первый гром» поржает своей невероятной красотой, легкостью, какой-то хорошей свежей эмоцией, и точной изысканной формой, и хотя для Анастасии это первое кино, его одного достаточно, чтобы говорить о ней как о зрелом, очень профессиональном режиссере.

Смотреть фрагмент


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс