Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

С 22 по 24 ноября в Санкт-Петербурге прошел фестиваль российского короткометражного кино Potential Fest, в программу которого вошли 15 работ, отмеченных на ведущих российских кинофестивалях в 2017 году. За исключением триумфатора «Кинотавра» и фестиваля «Короче» - комедии Руслана Братова «Лалай-Балалай». С увеличением количества киношкол и, соответственно, начинающих режиссеров, число заявок в программу короткого метра на фестиваль «Кинотавр» ежегодно растет. В этом году из 480 заявок к конкурсу было допущено 28 работ. С каждым годом эта программа становится всё разнообразнее и примечательнее. И хотелось бы, чтобы интерес к короткому метру был не только у узкого круга профессионально заинтересованных лиц, но и у широкой зрительской аудитории. Короткометражное кино - это не обязательно учебная демонстрация приобретенных навыков и поиск языка и стиля. Сегодня наравне с выпускниками киношкол короткометражки снимают состоявшиеся режиссеры и люди, имеющие за плечами большой опыт работы в кино.
На Potential Fest победителя фестиваля определяют с помощью голосования зрители. В этом году приз зрительских симпатий завоевала производственная черная комедия Михаила Полякова «Время жить, время умирать» с Гошей Куценко и Любовью Толкалиной в главных ролях.

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Во время съемок какой-то паршивой телевизионной драмы умирает престарелая актриса. Материал не доснят, времени в обрез (уже переработка, а значит, незапланированные траты), Куценко нужно уезжать на спектакль, а Толкалиной пора паковать чемоданы на Кинотавр. На торги с совестью нет времени, и режиссер принимает решение доснять сцены с покойницей, а уж потом вызывать полицию.

Поляков несколько лет проработал вторым режиссером на посредственных (но невероятно популярных) сериалах вроде «Бедной Насти» и «Следа». Суммировав весь свой многолетний опыт, помноженный на многолетнюю же усталость и возмущение, режиссер за 13 минут чистого удовольствия доходчиво ответил на популярный вопрос «Почему русское кино в ж*пе?».

Вторая работа, отмеченная зрителями с отрывом в 0,1 балла от короткометражки «Время жить, время умирать» - получасовой фильм Евгения Никитина «Стрела», получивший спецприз от телеканала «КиноТВ». Фильм Никитина покажут в эфире канала.

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Заслуженный школьный тролль Эдик Карпов годами издевается над одноклассниками и чувствует себя хорошо. Пока в классе не появляется новенькая Алиса Климович, которую терзает обостренное чувство справедливости. Выступив с очередной цыганочкой на уроке биологии, Эдик доводит одну из одноклассниц до слез и получает от Алисы оплеуху при свидетелях. Рассвирепев от такого унижения, Эдик недальновидно забивает новенькой стрелу после уроков. По школе моментально разлетается слух о том, что шансы у рыхлого Эдика так себе - у Алисы в анамнезе профессиональные успехи в боксе. А он хоть и большой, но разве что громко падает. Эдику приходится напрячь мозги и придумать, как избежать драки, не обнулив при этом собственный авторитет.
24-летний режиссер Евгений Никитин взял за основу одну из серий «Южного парка» и перенес ее в реалии питерской школы. И это качественно поставленный, умело использующий современный язык полноценный фильм. Для дебюта более чем впечатляющий, если учитывать, что половина состава - непрофессиональные актеры.

«Цугцванг»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Щегольский фильм Сергея Рамза (мастерская Алексея Попогребского) о финальном поединке гроссмейстеров в 70-х. Шахматный блиц оборачивается словесным поединком, в котором наглый молодой претендент (Евгений Пронин) пытается деморализовать маститого противника (Сергей Шнырев) сальными шуточками про секс с его женой. Весьма условное пространство, парочка очевидных ляпов, но при этом стопроцентно выдержанный стиль. Эпизодическую роль в фильме сыграл киновед Всеволод Коршунов.

«Судороги, асфиксия, смерть»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Фильм выпускника ВГИКа Федора Ромма про студента медицинского училища, страдающего ипохондрией. Своеобразная интерпретация крылатой фразы «Врач, помоги себе сам». Только забрезжило зыбкое чувство родства с героем, как вдруг эта история начинает последовательно скатываться в пропасть безвкусицы: сначала Ромм ее до безобразия затягивает, а потом примитивно закругляется с помощью допотопных приемов и выбивающегося из контекста финала.
«Пустите детей»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Дебютная работа Александра Домогарова-младшего, снятая по мотивам рассказа Стивена Кинга «Suffer the Little Children» (в русских переводах «Детки в клетке», «Пустите детей» или «Не переношу маленьких детей»). Заслуженная учительница весьма преклонных лет (Татьяна Кузнецова) начинает подозревать, что детей в школе совсем не осталось - их телами овладели какие-то твари. Но есть и другой вариант развития событий, который учительница со временем перестает игнорировать: с детьми-то все в порядке, просто у кого-то тут резко съехал колпак. У Домогарова получилось снять фактурный триллер, чей изъян разве что в некоторой затянутости и не слегка клишированных приемах. И очень ощущаются финансовые проблемы, которые возникли у режиссера в ходе съемок (из-за чего процесс затянулся на добрых три года). Существенное преимущество фильма - Татьяна Кузнецова, которая без всяких спецэффектов одним вращением глаз вселяет первобытный страх.
«Как большие»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Фильм Оксаны Карас, снятый для благотворительного аукциона Action!, основанного Светланой Бондарчук. Ехидная история о превратностях судьбы. 1996 год, время больших возможностей, хлынувшей с запада информации и ощущения творческой свободы. Кирилл (Петр Федоров) мечтает снимать кино и гулять по красной дорожке Каннского фестиваля в сопровождении роскошной женщины. Но пока что у него есть только домашняя видеокамера и поэтично настроенная бухгалтерша Поля (Яна Гладких), которая недостаточно хороша для красной дорожки. Так что долго они вместе не протянут. Через двадцать лет Поля (Рената Литвинова) решает разыскать Кирилла (Федор Бондарчук) и проверить, как там у него с творческими успехами.
«Мать моя женщина»

16-летняя Вера задумала встряхнуть свою мать (Екатерина Гусева), устроив ей фальш-демонстрацию распутного образа жизни. В процессе этого спектакля Вера знакомится с парнем по имени Фил (Олег Блинов), вываливает на него свою семейную драму и вербует в сообщники. Фил должен потратить один вечер на мать Веры, окружив ее заботой и мужским вниманием. Чтобы изгнать из нее преждевременное старение и вернуть к жизни глубоко замурованную в ней женщину. Выпускница мастерской Джаника Файзиева Анастасия Сафронова в своем 25-минутном фильме начинает за здравие, а заканчивает за упокой. Органичная игра молодых актеров разбивается о недоделанный и пресный образ Екатерины Гусевой и слащавую концовку, после которой так и ждешь, что на экране появится какой-нибудь рекламный слоган вроде «Ведь вы этого достойны».

«Молоко»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Очень неуютная асбурдистская зарисовка Дарьи Власовой про традиционную семью, живущую в стерильном пространстве родом из рекламных роликов. В один прекрасный день на кухне семейства появляется корова. Животное настроено мирно и к общему облегчению «не гадит». Семья принимает решение ничего не делать с коровой, в надежде на то, что «само пройдёт». Беспокоится только дед (Игорь Ясулович), который принимает корову за какого-то шпиона.
«Пассажир»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Фантастическая короткометражка Егора Абраменко, снятая по сценарию Романа Волобуева, выглядит как признание в любви Ридли Скотту. Собственно, это даже не короткометражка, а отрывок, или, если хотите, длинный тизер грядущего полного метра. 1970 год. Космонавт Басов (Артур Смольянинов) потерявший во время последнего полета связь с Центром Управления, завязал с космосом и летает теперь только на самолетах на встречи со студентами. И собственно, невозможно написать что-то еще, не раскрыв интригу. Но да, этот "фильм" снят по мотивам «Чужого», но немножко с неожиданной и ироничной концовкой. Так что даже нельзя толком определить жанр - то ли это триллер, то ли фантастическая черная комедия.

«Половинки»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Выпускник МШК (мастерская Алексея Попогребского) Байбулат Батуллин рискует стать хорошим комедиографом. «Половинки» - динамичная комедия о любви как о медицинском феномене. Вероятно, Батуллин входновился одной из сотни смешнейших реклам дезодоранта Axe. Отзывчивый Женя (Лев Коткин) оказывается в кабинете врача (Сергей Епишев) с небольшой проблемой - к нему намертво примагнитилась незнакомка (Мария Корытова), которой он помог спуститься с балкона. А через три дня у Жени свадьба, и отменить ее ну никак нельзя.
«Бывшие»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Бывших мужа и жену судьба сводит в одной больнице. Он (Игорь Ясулович) никак не может простить ей (Лариса Малеванная) несостоявшееся счастье и вовсю пользуется последним шансом, чтобы высказать наболевшее. О стариках снимают очень мало. Оно и понятно - в каждом подобном фильме хотя бы мимолетом, но проскочит печальная тема упущенных возможностей, сожалений о сделанном выборе и отсутствии перспективы искупления. Фильм Ирины Бас целиком об этом, но ей удалось разбавить эту печаль комедией и показать, что старость - это все-таки состояние тела, а не души.

«Ёф»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Победитель фестиваля «Движение» заставляет задуматься о качестве фильмов-конкурентов. Ну или о вкусах жюри конкурса. Потому что «Ёф» дизайнерски ну очень красивое, но совершенно бессодержательное, намеренно дикое и сознательно дебильное кино 26-летнего Николая Сидорова-Французова про…ну, наверное, формально про молодость. А по факту - про любовь к творческому наследию Тани Булановой. Сюжет не поддается описанию, но мы попробуем. Лето, деревня, кажется, наши дни. Серега (Игорь Бычков) мастурбирует на дырочку в плакате с изображением Тани Булановой и проводит время с Пашком (Георгий Кудренко) и Рыжей Машкой (Ольга Добрина). В деревню приезжает «городская» девушка Настя (Полина Виторган), которой Серега предлагает два с половиной деревенских развлечения: рейв на руинах и собачий кайф.
Что примечательно, лучше всех в этой погремушке сыграла Татьяна Буланова.
«Лучшее…от первого лица»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Фильм Александра Цоя (мастерская Владимира Хотиненко) «Лучшее…от первого лица» вырос из обычного учебного задания. А в результате Александр снял впечатляющую историю о вечности человеческих ценностей, которые способны пробиться даже сквозь звенящую пошлость. Придурковатый видеоблогер (Кирилл Ковбас) выходит на улицу с включенной камерой, готовый к тому, чтобы потешить аудиторию новым контентом. Его внимание привлекает одинокая девушка. Выясняется, что девушку ограбили, и у нее нет возможности уехать обратно в Вологду, домой, к маме, там, к папе. Блогер предлагает дать ей денег в обмен на то, что она «сделает ему приятно», а он заснимет это на камеру. Девушка, мимолетом уточняя «А приятно - это как?», подозрительно быстро соглашается на это предложение. И таки она делает ему приятно, но очень неожиданным для него образом.
«Первый»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Фильм снят по мотивам мифа о том, что Гагарин был не самым первым космонавтом. Весной 1961 года где-то в непролазной бескрайней российской глуши падает железный шар, из которого выползает покалеченный космонавт (Владимир Веревочкин). На место падения прибегает девушка Марина (Мария Крылова) - единственная жительница этих мест. Марина утаскивает добычу домой, выхаживает ее и шьет себе из парашюта сарафан. Очухавшаяся добыча представляется Андреем и задает Марине наводящие вопросы. Марина мечтательно игнорирует половину этих вопросов и смотрит на Андрея влюбленными глазами. Все это смахивает на триллер типа «Мизери»: старательная одинокая женщина, которая немного не в себе, обездвиженный мужчина…Хотя вряд ли режиссер Ладо Кватания намеревался снять триллер про хижину в лесу, но получилось именно оно. Гнетущее зрелище, красивое, спору нет, но еще и испорченное совсем уж зубодробительной патетикой последних минут. Либо это надо понимать сугубо метафорично, и тогда значительно полегчает.
«Чё»

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Героиня (Ирина Вилкова), кажется, автобиографического фильма Ирины Вилковой едет в Петербург, чтобы «страдать» после третьего (и окончательного!) расставания с мужем. В Петербурге к ней прибивается Денис из Кемерово (Александр Ильин, у которого есть уморительное альтер эго Митя Сорокин), и предлагает покурить гашиш. Они болтают, гуляют по Петербургу, расстаются, встречаются, и снова расстаются. Интересная по форме, неинтересная по содержанию экспериментальная экранизация типичного приключения с незнакомцем в чужом городе. У Линклейтера все равно лучше.

Также на закрытии фестиваля состоялся внеконкурсный премьерный показ короткометражного фильма-победителя питчинга Potential 2017 - комедии «Огонь» режиссера Марии Шульгиной.

Potential Fest: Народ выбирает Гошу Куценко

Логлайн этого фильма мог бы звучать так: «Чем может закончится служебный роман двух полицейских, если он ей изменил, а у нее есть табельное?» Представляется что-то динамичное, но, к сожалению, динамики этому фильму катастрофически не хватает, как и эмоций. Не помогло даже покровительство сценаристки Анны Пармас, снявшей добрую половну клипов группировки «Ленинград».
Платформа Potential растет и развивается с каждым годом. На закрытии фестиваля организаторы объявили о намерении устроить большой многоэтапный конкурс, в рамках которого в течение нескольких месяцев будет отобран претендент на съемки полного метра. Старт приема заявок на участие уже близко - 11 декабря 2017 года.

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс