«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg

Старейший в Санкт-Петербурге кинофестиваль «Послание к человеку» прошел непростой путь, прежде чем стал значимым событием для российской киноиндустрии. Появился смотр в 1989 году, ежегодным стал с 1994-го, много раз менял сроки проведения, пережил острую нехватку финансирования, введение платных билетов, неоднократную смену команды и даже попытки объединения с другими фестивалями. В 2012-ом его пытались слить с питерским Кинофорумом, но уже на следующий год фестивалю и его новой команде удалось вырваться из цепких лап официоза, получить новую современную площадку в виде только что выстроенного киноцентра «Великан» и за последние три года обжить ее более, чем целиком. Формула успеха – слаженная, продуманная работа команды фестиваля и его кураторов, благодаря которым на сегодняшний день «Послание к человеку» - одно из самых заметных и осмысленных событий города, настоящий праздник кино в России, собирающий толпы зрителей на каждое мероприятие вне зависимости от дня недели и времени суток.

«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg


Начало

В этом году «Послание к человеку» открылось на Дворцовой площади концертом ДДТ и новым фильмом Вернера Херцога «О, интернет: грезы цифрового мира». Режиссер, который вырос в горной долине и до 10 лет не знал, что такое кино и телефон, создал хронику виртуального пространства с момента его зарождения, изобретательное наблюдая за цифровым пейзажем, преображающим все аспекты реальности. Херцог приехал на фестиваль с русской женой Леной, дал ряд интервью и представил фильм, посмотреть который на единственном показе под открытым небом собралось более 2000 человек, несмотря на холодный дождливый вечер.

На другой день начались фестивальные показы в «Великане», «Родине», «Авроре», студии Лендок, в Александровском театре, магазине «Порядок слов» и еще на нескольких площадках. Почти все они сопровождались ежедневной битвой за билеты, как бывает на любом крупном европейском фестивале. За девять дней на «Послании» показали 205 фильмов, из которых 86 конкурсных. Объять необъятное и впихнуть невпихуемое – главная задача обозревателя фестиваля: каждый день мы совершали мучительный выбор, на какой фильм пойти, а что пропустить. Так что, увы, мимо нас прошел весь блок экспериментального кино, выдающаяся программа «Культпросвет», в которой старые советские немые фильмы «Не плюй на пол», «Борьба с мухами», «Аборт», «Больные нервы» и множество других демонстрировали под аккомпанемент живого оркестра. Не посмотрели мы ни игровые короткометражки, ни анимацию, даже кукольные мультфильмы любимцев Кристофера Нолана братьев Квай, показанные с 35-мм пленки, да много еще чего не повидали – слишком жирная программа досталась нам в этом году. Остановимся на том, что было особенно дорого и на фильмах, которые получили награды.

«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg


Реальности много не бывает

С 2012 года, с приходом нового программного директора Алексея Медведева, на «Послании к человеку» вне конкурса стали показывать игровые полнометражные фильмы. Особенное место на фестивале заняла суперпопулярная программа «Кино сверхреальности», собираемая Андреем Плаховым. Сюда вошли такие сливки фестивального сезона, как «Сьераневада», «Выпускной», «Я, Дэниел Блэк», «Тони Эрдман», «Бесконечная поэзия», «Персональный покупатель», «Она», «Ученик» и другие ленты, расширяющие представления о границах между кинематографом и реальностью. Снятые всегда по-разному, одни попали в программу из-за их особенно реалистичной манере, участия непрофессиональных актеров и актуальных тем, порожденных либо собственными воспоминаниями, либо коллективным бессознательным социума.
Картину «Она» Пола Верхувена приехала представлять Изабель Юппер, получившая на сцене приз за вклад в мировой кинематограф от министра культуры Владимира Мединского и президента фестиваля Алексея Учителя. Несмотря на то, что «Она» на этой неделе вышла в российский прокат, увидеть живую Юппер пожелали многие.

В категории «Кино сверхреальности» оказалась также мини-ретроспектива молодого режиссера Густа ван ден Берга, попутно выполняющего функцию председателя международного жюри, – показали все три его картины. Первую работу, «Маленький Иисус Фландрии», режиссер снял, еще когда заканчивал киношколу. Это вольная экранизация широко известной и очень популярной в Европе пьесы Феликса Тиммерманса, в которой трое бродяг воображают себя евангельскими волхвами. Пикантность заключается в том, что задействованные в фильме актеры – люди с синдромом Дауна, и эта особенность украшает фильм нежной непосредственностью, в нем нет наигрыша. Ван ден Берге оказался настолько крут, что первая же его картина очутилась на Каннском фестивале в программе "двухнедельник режиссеров". Туда же попал второй его фильм - «Синяя птица» по пьесе Метерлинка, - также разыгранный непрофессионалами - на этот раз африканскими туземцами. Завершил ретроспективу фильм «Люцифер», тоже экспериментальная лента, сыгранная силами жителей обычного мексиканского села. Эта картина - философская притча, снятая в круговом формате: таким хитрым способом предлагается, словно через перископ или подзорную трубу, рассмотреть черты заброшенной богом деревушки, куда наведывается падший ангел, открывающий людям правду.


Классики и современники

Ретроспективы – один из обязательных компонентов любой фестивальной программы, открывающий для широкой публики не самые известные имена. Петербург с большим вниманием встретил фильмы классика документального кино Фредерика Уайзмана, который должен был приехать на фестиваль, но не смог по состоянию здоровья. 86-летнему режиссеру, снимающими картины методом наблюдения уже почти 50 лет, должны были лично вручить приз на закрытии, но, к сожалению, все ограничилось видео-включением. Тем не менее четыре его картины (три ранние работы конца 60-х и последний на сегодняшний день фильм «В Джексон-Хайтс») были показаны на фестивале. Параллельно часть показов прошла и в московском Центре Документального кино, однако только жителям северной столицы посчастливилось увидеть Уайзмана с 35-мм пленки. Для нас этот режиссер стал самым главным открытием фестиваля, как человек редкого дара, умеющий раствориться в своем кино, стать для героев невидимым. Далеко не у всех документалистов получается даже сегодня, при таком обилии цифровых технологий и возможностей спрятать камеру в кулак, как же Уайзману удавалось раньше, когда кино снимали громоздкой тарахтящей аппаратурой?
Фильм 1967 года «Безумства в Титикате» о буднях психиатрической тюремной больницы похож на «Пролетая над гнездом кукушки», только документальный, потому страшнее и сильнее впечатление от уведенного (на сцене кормления заключенного через трубку в нос пришлось закрывать глаза). Следующие картины Уайзмана сделаны в той же манере – наблюдение за всевозможными проявлениями учебного и административного процесса в средней школе («Средняя школа», 1968) и ежедневной работой полицейского участка («Закон и порядок», 1969). А трехчасовая лента «В Джексон-Хайтс» 2015 года посвящена современной жизни одного многонационального квартала Нью-Йорка, с акцентом на умение граждан самоорганизовываться, объединяться в сообщества и решать наболевшие проблемы. Как раз то, что напрочь не умеют делать у нас.

Ретроспектива Криса Маркера, подготовленная редактором журнала «Сеанс» Алексеем Артамоновым, включала в себя все ключевые работы творчества автора от короткометражного «Статуи тоже умирают» 1953 года до снимавшегося в 1993 году в России фильма «Последний большевик» об истории СССР через судьбу важного для Маркера документалиста Александра Медведкина, знаменитого создателя кинопоезда. В программу был включен и смонтированный Маркером коллективный политический манифест 1967 года «Далеко от Вьетнама», в работе над которым принимали участие Алан Рене, Аньес Варда, Годар, Лелуш и множество других режиссеров, участников общественно-политической группы СЛОН.

Большой популярностью на «Послании к Человеку» пользовалась и ретроспектива невероятного Гая Мэддина, канадского режиссера, которому, так совпало, врачи тоже не разрешили приехать. Мэддин непредсказуемый и безмерно талантливый художник, фильмы которого будоражат, дразнят и сводят с ума. В приветственном ролике он признался в любви городу на Неве: «Призрачный Санкт-Петербург, именно благодаря тебе я снимаю кино. Я познакомился с тобой в молодости, читая литературу XIX и XX века. И наши встречи вызвали во мне желание взяться за камеру и запечатлеть… то самое пространство грез, в котором тебе посчастливилось жить. Я постараюсь поделиться с тобой своим миром грез, потому что ты их первоисточник». В ретроспективу вошло 11 работ – игровых, документальных, экспериментальных, - включая последнюю ленту мастера «Запретная комната», про которую сам Мэддин говорит, что на этой картине он проверял, сколько флэшбеков может вместиться в один фильм. Также в программе «Панорама» был показан любопытный французский документальный фильм «1000 глаз доктора Мэддина», показывающий канадца за работой над своими странными фильмами и иллюстрирующий известную мысль, что самые безумные фильмы снимают люди с очень здоровой психикой и хорошим чувством юмора.


Самое лучшее - самым терпеливым

Что касается внеконкурсных документалок, помимо уже упомянутого фильма о Гае Мэддине, хотелось бы сказать спасибо за два шедевра - китайскую картину «Еще один год» и немецкую Homo sapiens. «Еще один год» - режиссерский дебют Шензе Жу, фотографа и оператора – получил приз за лучший документальный фильм на престижном фестивале неигрового кино в Нионе. Сюжет фильма складывается их 13-ти ужинов одной очень бедной китайской семьи на протяжении всего года. Один эпизод – один месяц года, один ракурс и множество мельчайших деталей, подробностей быта и взаимоотношений этих людей, которые живут, наверное, как и большинство жителей планеты, которым хлеб достается непросто. Стол с едой – сосредоточение их жизни и еще не выключающийся телевизор. Фильм очаровывает, в первую очередь, своей непогрешимой кинематографичностью – снят он неспешно, длинными статичными планами без склеек, без перемещений камеры, так что каждая сцена напоминает законченный театральный акт, с той лишь разницей, что перед нами не герои пьесы, а живые люди, которым никто не подсказывает, что делать, как себя вести и о чем говорить. Несмотря на немалую продолжительность, от фильма невозможно оторваться: старинная китайская магия - магия кино.

Homo sapiens Николауса Гайрхальтера – еще одна магическая документалка, тоже построенная на статичных планах. Только там еще и людей нет, несмотря на название. Это документальный постапокалипсис, в котором нет сюжета, нет закадрового текста, только руины, да разные разрушенные и зарастающие травой места человеческой жизнедеятельности. Надо признаться, мир без людей очень страшный, грустный и совершенно бессмысленный. Но чтобы это прочувствовать, необходимо погрузиться в эту картину целиком, позволить убедить себя, что единственные люди на всей Земле, которые остались в живых, – это зрители кинотеатра, сидящие рядом в зале.


Лучшие по мнению жюри

Еще одна картина про людей без людей завоевала на фестивале Гран При, это фильм «Глубина два» Огнена Главовича (Франция, Сербия, 2016). Шокирующая лента рассказывает про массовое убийство проживающих в Югославии албанцев, совершенное в 1999 году и замалчиваемое 17 лет. Фильм построен полностью на свидетельствах очевидцев и виновных, записанных во время дачи показаний в ходе международного трибунала в Гааге. Изобразительно эту леденящую кровь историю режиссер решил кардинально – он исключил из визуального ряда людей, оставив только записи голосов убийц и свидетелей, одна из которых - чудом выжившая албанка. Пока на экране журчит Дунай, шумит ветер в деревьях, женщина рассказывает в мельчайших подробностях, как убивали целую деревню. Это было совсем недавно, на нашей памяти, а мы ничего не знаем… предпочитаем не знать.

Небольшая совместная работа двух девушек-режиссеров и Литвы и Чили «Я не отсюда» - про древнюю баскскую бабушку в маленьком чилийском доме престарелых - получила заслуженную награду как лучший короткометражный документальный фильм. Эта небольшая, трогательная, одновременно смешная и грустная картина – одно из самых прекрасных впечатлений фестиваля. Несносная старушка достает других древних, как мамонты, соседей гордым нравом и рассказами про родной город и молодость. Она комична в своих поступках и фразах, отвергает ухаживания старичка с палочкой, строго предупреждает соседку, что та упадет, если встанет, но падает, естественно, сама. Смех оборачивается печалью после того, как мы узнаем случайно, что бабушка не понимает, где она находится, хотя уже целый год прошел после того, как дочь отдала ее в это заведение.

Приз за лучший полнометражный фильм завоевала картина из Ирана «Сны без звезд» о женской колонии для несовершеннолетних, где девушки сидят за кражу, сбыт наркотиков или побег из дома. Режиссер фильма Мехрдад Оскоуеи семь лет добивался разрешения снимать эту картину в Тегеране. Результатом стали очень откровенные истории девушек о себе. Одна из них рассказывает, как была арестована за проституцию, другая - об убийстве отца по сговору с сестрой и матерью, третья, смеясь, говорит о том, как она выхватывала из рук сумки и воровала кошельки. Некоторые из них, совсем юные, не имевшие детства, но уже сами ставшие мамами, собираются начать все с начала, а другие боятся выйти на свободу, потому что за стенами центра их ждет неопределенность, побои, насилие и непонимание родственников.

Вообще конкурс «Послания» едва не остался в тени из-за такой соблазнительной внеконкурсной программы. А ведь в него вошло 86 фильмов: 10 документальных полнометражек, 11 короткометражных неигровых картин, 11 короткометражных игровых и 10 анимационных фильмов. Национальный конкурс составили 17 фильмов, экспериментальный – 27 работ. К сожалению, среди полнометражного дока не хватило призов отличному румынскому фильму «Просто дыхание» про сложные семейные отношения, которым не способствует ревностная вера главы семейства в Бога, и фильму «Холодные уши» Линаса Микуты, также о разладе в отношениях между отцом и глухонемым сыном. Впрочем, пожелаем удачи Линасу, у него есть еще шанс что-то увезти домой в Литву – картина вошла в конкурсную программу фестиваля «Россия», открывшемся вчера в Екатеринбурге.


Лишение свободы

Зато обе награды прессы (жюри российской прессы и жюри ФИПРЕССИ) получил фильм опального Виталия Манского «В лучах Солнца», выход в прокат которого мы ожидаем 27 октября. А в национальном конкурсе главную награду взяла картина «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, разделив ее с фильмом «Огонь» Нади Захаровой. Стоит ли говорить о том, что это серьезный и ответственный шаг жюри национального конкурса? Вот таким был фестиваль «Послание к человеку», удививший нас не только мощной программой и четкой работой, но и непривычным нынче градусом свободы. А закончили мы фестиваль совсем уж экстремальным образом - поездкой в колонию.

Это одна из устоявшихся традиций фестиваля - показ фильма в месте лишения свободы. В этом году маленькая делегация «Послания к человеку» (всего пять человек) посетила детскую колонию в Колпино, где показала фильм (к сожалению, не про иранских малолетних преступниц) «Плацкарта» Феликса Якубсона, снятого в жанре путевых дневников, записанных разговоров с путешествующими в поездах людьми. Попутчики рассказывают о себе, о близких, кто-то стесняется, кто-то не обращая внимание на камеру, получается такая мозаика размышлений о жизни, о патриотизме, о мечтах. Те самые послания от человека к человеку, которые мы получаем и которыми делимся каждый день. На показ пришли юноши 14-18 лет – воспитанники колонии, пришли дисциплинированным строем, после построения у жилого корпуса и процедуры смены белья. Смотрели тихо, переглядывались, удивили нас вставанием в полный рост во время фильма - это происходило всякий раз, как только в зал заходил кто-то из охраны и воспитателей. После показа состоялось обсуждение, режиссер спрашивал, кого из героев они запомнили, говорил, что для кино все люди хороши, напутствовал ребят, уверяя, что рано или поздно они выйдут и смогут сами стать авторами фильмов, используя хоть бы даже на телефон. В тюрьме, правда, стать документалистом не получится - телефоны запрещены, их отбирали даже у нашей группы. Так что разговор с ребятами мы не записали. Но послание передали.


«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg


ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ 26 МКФ «ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ»:

ЖЮРИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА

- Гран при - полнометражный документальный «Глубина два», реж. Огнен Главович (Франция, Сербия, 2016).

- Лучший полнометражный документальный фильм «Сны без звезд", реж. Мехрдад Оскоуеи (Иран, 2016).

- Лучший короткометражный документальный фильм - «Я не отсюда» Маите Альберди (Чили, Дания, Литва, 2015).

- Лучший анимационный фильм «Невероятные фигуры и другие истории 2» (Марта Пайек, Польша, 2016).

- Лучший короткометражный игровой - «Импорт», реж. Эна Сендияревич (Нидерланды, 2016).

- Диплом - «Дугма», полнометражный документальный, реж. Пауль Рэфсдал (Норвегия, 2016).

- Диплом - «Блокнот», короткометражный документальный, реж. Майк Хублум (Канада, 2015).

- Диплом - «Изабелла Морра», реж. Изабель Пальяи (Франция, 2016).

- Диплом - «Воскресный обед», реж. Селин Дево (Франция, 2015).


ЖЮРИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

– Приз «Кентавр» за лучший полнометражный документальный фильм разделили картины «Мой друг Борис Немцов», реж. Зося Родкевич и «Огонь», реж. Надя Захарова.

– Приз «Кентавр» за лучший короткометражный документальный фильм фильму «Вчерашний день», реж. Михаил Бушков.

– Приз «Кентавр» за лучший дебют фильму «Чужая работа», реж. Денис Шабаев.

Диплом «За фильм о необходимости и сложности личного выбора» фильму «Саламанка» реж. Руслан Федотов, Александра Кулак.

ЖЮРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА

– Приз «Кентавр» за лучший экспериментальный фильм картине «Если бы», режиссер Лор Пруво (Великобритания)

Диплом «За идеальную комбинацию истории, танца и киноязыка» фильму «Она / ee», режиссер Соня Висс (Нидерланды)

Диплом «За погружение в наши страхи и мечты» фильму «Когда вы проснетесь», режиссер Джей Розенблатт (США)

ЖЮРИ ФИПРЕССИ

Диплом фильму Виталия Манского «В лучах солнца».

СТУДЕНЧЕСКОЕ ЖЮРИ

Приз фильму «Мэллори» реж. Хелена Тршештикова

Диплом «Дневник как средство исследования» фильму «Плацкарта» реж. Феликс Якубсон (Россия)

Диплом «За поиск комичного в трагичном» фильму «Я не отсюда» реж. Маите Альберди, Гедре Жиките (Чили/Литва/Дания)

ЖЮРИ ПРЕССЫ

Диплом фильму Виталия Манского «В лучах солнца».

Приз почетного президента фестиваля Михаила Литвякова – режиссеру Павлу Медведеву «Земля Иосифа».

- Приз имени Виктора Астафьева - учрежден дирекцией фестиваля «Послание к человеку» в 2002 году. Вручается российскому режиссеру - участнику Национального конкурса, в работе которого нашли отражение темы доброты, милосердия, любви и уважения к окружающему миру. Лауреата определяет жюри национального конкурса. Приз вручил Михаил Литвяков и председатель Союза Писателей Михаил Кураев за фильм «Собиратели морской травы», реж. М.Мурашова (Национальный конкурс).
- Приз имени Павла Когана - вручается за лучшую российскую неигровую короткометражную картину, созданную в традициях Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ). Награда «Павел и Ляля» учреждена режиссером ЛСДФ Людмилой Станукинас (Коган) в 2001 году в память о Павле Когане (1931 - 1998) - классике отечественной документалистике, выдающемся режиссере, основоположнике ленинградской школы неигрового кино. Приз вручила Людмила Станукинас - фильму «Мой друг Борис Немцов».
- Приз ассоциации DAN REVIVAL PROJECT памяти Дани Гуревича - вручается за лучшую операторскую работу, предусматривает приз в виде бронзового барельефа и диплом ассоциации, а также поездку лауреата во Францию с профессиональными целями - оператору Руслану Федотову за фильм «Костры и звезды», реж. Саша Воронов (Национальный конкурс).

- Приз ЭПЦ «Беллона» - экологический правозащитный центр «Беллона» - петербургская общественная организация , часть международного экологического объединения BELLONA. «Беллона» наградит специальным призом лучший фильм, отражающий проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды. В качестве приза победитель получит настоящее дерево, которое будет посажено в его честь на церемонии награждения. Приз вручил пресс-атташе фестиваля Дмитрий Губин режиссеру фильма «Ама-сан» Клаудия Варежан (Португалия).

- Приз Eclectic Translations. Переводческая компания Eclectic Translations наградит специальным призом картину, наиболее оригинально отражающую природу человека. В качестве награды победитель получит русские субтитры к этому фильму. Приз вручен фильму «10 метров», реж Аксель Даниэльсон и Максимильен ван Эртрик (Швеция).
Приз партнера фестиваля – сети гипермаркетов Лента – приз с формулировкой «Тема гуманизма в этой картине раскрыта как нельзя лучше» режиссерам Андрею Зубову и Даниилу Чащину за фильм *Звездочка решетка

«Послание к человеку»-2016: Mad in St. Petersburg


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс