Венеция-2016: Проделки дяди Сэма

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Венеция-2016: Проделки дяди Сэма

Екатерина Барабаш о победителях Венецианской Мостры

После скандального распределения призов на минувшем Каннском фестивале, когда Джордж Миллер с командой раздали призы так, словно впервые в жизни пришли в кино и сильно удивились увиденному, на любого председателя жюри теперь смотрят на всякий случай исподлобья. Ожидают засады. Однако Сэм Мендес, президент жюри 73-го Венецианского фестиваля, разыграл столь изящную мизансцену с распределением наград, что оставил довольными практически всех. Редкий случай и редкое умение.

Причем даже самые резкие критики творчества Лава Диаса, улетевшего на Филиппины с «Золотым львом» за «Женщину, которая ушла», согласились с тем, что такое решение Мендеса стало оптимальным из всех возможных. Героиня, отсидев тридцать лет в тюрьме по ложному обвинению, по выходе намерена мстить обидчикам и заодно искать пропавшего тогда же сына. Вместо этого она знакомится с трансвеститом-эпилептиком, который становится косвенной причиной полной смены планов. «Женщина, которая ушла» - драма на три с половиной часа, снята почти целиком в темноте. Это, с одной стороны, добавляет экзистенциальной мрачности фильму, с другой – заставляет зрителя вольно-невольно внимательнее вглядываться в экран, а вглядевшись – не оторваться. Диас, у которого своеобразные отношения со временем, волшебным образом вовлекает в эти отношения и зрителя – достаточно быстро привыкаешь к этой медитативной темноте, начинаешь чувствовать в ней нерв, ощущать напряжение, пульсирующее на экране, собственной кожей.

Женщина, которая ушла

К Диасу относят очень по-разному. Многие считают его понтярщиком и манипулятором, отказываясь видеть в его творческом методе даже проблески авторского новаторства. Кто-то наоборот – уверен в том, что картины Диаса можно считать новым словом в кинематографе. Но в любом случае филиппинец, нареченный в честь Лаврентия Берия, не дает скучать никому – споры о нем будут продолжаться еще долго.

«Серебряного льва» за режиссуру поделили молодой мексиканец (живущий, впрочем, уже в США) Амат Эскаланте и патриарх Венеции Андрей Кончаловский. «Дикая местность» Эскаланте – наверное, самый скандальный и самый экспериментальный фильм 37-летнего режиссера, уже прокатившегося по самым престижным киносмотрам и ставшего лучшим режиссером Канн-2013 («Эли»). «Дикая местность» опирается на сюжет о пришельцах (тема, популярная в этом году в Венеции), которые имеют особые щупальца – с их помощью пришельцы несут местным жителям несусветные сексуальные радости.

Дикая Местность

Про «Рай» Кончаловского мы уже писали, заметим лишь, что по сравнению с Эскаланте этот фильм – образец консерватизма. Кстати, «Рай», в отличие от «Дикой местности», был принят международной прессой более чем дружелюбно.

Вторая в иерархии венецианских наград – Гран-при – присуждена Тому Форду за вторую в его карьере режиссерскую работу «Ночные животные». Известный дизайнер, Форд впервые опробовал себя в режиссуре в 2009 году фильмом «Одинокий мужчина», впервые принесшим оскаровскую номинацию Колину Ферту. «Ночные животные» (зачем-то переведенные для нашего проката как «Под покровом ночи») сочетают в себе все признаки психотриллера и драматургического эксперимента – действие картины разворачивается как сюжет романа, который читает героиня, периодически обращаясь к реальной жизни и находя в ней подтверждение заложенных в романе рефлексий. И наоборот. Эми Адамс, сыгравшей в этом фильме главную роль хором прочили приз за лучшую актерскую работу, однако жюри решило отдать женский кубок Вольпи другой американке – Эмме Стоун за работу в фильме Дэмьена Шазелла «Ла-ла-лэнд». Очевидно, Мендес и команда решили хоть таким образом отметить свое внимание и уважение к мейнстриму, которого в этот раз в конкурсе было немало и которому «львов» не досталось. Кроме Эммы Стоун. Коллегой Стоун в мужской части актерских наград стал аргентинец Оскар Мартинес, сыгравший вымышленного писателя, лауреата Нобелевской премии, решившего навестить родной городок после сорока лет разлуки и заставшего там болото несбывшихся амбиций.

Под покровом ночи

Ани Али Амирпур, американка иранского происхождения, увезла на родину спецприз жюри за фильм «Отщепенцы» - отважной фантазии на тему недалекого будущего Америки. Это недалекое будущее видится режиссеру довольно-таки мрачным – по крайней мере резервации мигрантов и подонков вдоль границ США рисуются в ярких людоедских красках. В прямом смысле слова, потому что случайно оказавшиеся неподалеку от резервации путники в итоге горестно наблюдают, как их руки и ноги шипят на сковородках, обеспечивая отщепенцам калорийный ужин. В этих резервациях нашлось место и для Джима Керри с Киану Ривзом, что хоть немного смягчило сложное послевкусие.

Лучшим сценаристом объявлен Ноа Оппенхайм, рассказавший о нескольких днях жизни Жаклин Кеннеди. Сценарий стал основой фильма чилийца Пабло Ларрайна «Джекки», а образ первой леди США воплотила Натали Портман. И сделала это очень добросовестно, представив зрителю нескольких разных Джекки – до убийства мужа, в первые часы после него и через неделю, когда она пытается осмыслить трагедию и себя саму. Да и фильм сам именно что добросовестный, здесь всего в меру – драматургической свежести (что и отметило жюри), уважения к персонажам, легкой насмешки над американской государственной машиной, здорового мейнстрима. Вообще в этот раз американское кино не прошло мимо внимания жюри, как это часто бывает в Венеции. Дядя Сэм Мендес не позволил.

Джекки

При том, что Венецианский фестиваль при новом руководителе – Альберто Барберра – постепенно утрачивает репутацию площадки для эксперимента, места, где готовы приветствовать и привечать все новое, необычное, все-таки авторское кино, здесь не забывают и не забудут в ближайшее время. Иначе фестиваль потеряет и смысл, и лицо. И от личности президента жюри зависит не так уж мало – как минимум привлечь внимание к тому, что хорошо, и постараться запихнуть в дальний угол то, что не заслуживает серьезного внимания, но зато и так найдет дорогу в жизнь благодаря прокату.


Обсуждение

Ссылки по теме

фотографии

анонс