«Окно в Европу» 2014: Итоги

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

«Окно в Европу» 2014: Итоги

.


Бомж, с которым мы живем

В Выборге закончился фестиваль «Окно в Европу». Жюри раздало призы, расставив акценты в программе — что, по мнению его членов, самое важное, что — второстепенное.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Лейтмотивом фестиваля стала вдруг зазвучавшая в последние дни важнейшая тема потерянности. Все награжденные ленты - об этом. Победила рыхлая и несовершенная, но тем и симпатичная лента Арсения Гончукова «Сын». Ее главный герой — молодой человек, посвятивший жизнь уходу за тяжело больной матерью и, наконец, теряющий ее. Здесь много сентиментализма, где-то в угоду ему скормлено техническое совершенство и даже выразительность. Но фильм-победитель и не обязан быть совершенным — важнее, чтобы в нем прозвучало самое главное. А оно здесь — звучит. То самое одиночество и потерянность.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

За актерский ансамбль наградили «Зимы не будет» Ильи Демичева, дебютировавшего некоторое время назад симпатичной комедией с Михаилом Ефремовым «Какраки». Удачу ничто не предвещало: во всяком случае, от комедии про конец света особых открытий ждать не стоило. Тем не менее, они произошли.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

«Зимы не будет» - действительно актерское кино в чистейшем виде. В кои-то веки персоны, всю дорогу игравшие драматическое одно и то же, смогли показать свой комический талант в полный рост. Тут правда очень смешные и Ксения Раппопорт, и (еще более внезапно) Ингеборга Дапкунайте. Еще одно актерское попадание в точку — Никита Ефремов. Что актер с такой фамилией не может быть плохим, и так было ясно, теперь нашлась роль конкретно для него. Вместе этот состав разыгрывает классическую комедию положений — и вовсе не про то, как земля налетит на небесную ось, а про бесконечную перемену мест и путаницу в любовниках.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Ровно в той же степени за актерский ансамбль можно было наградить «На дне» Владимира Котта. Но приз он получил «за актуальное прочтение классики». Читай — за отвагу: переносить на экран классику драматургии вообще нелегко, а уж такую, школьную, в театрах почти не идущую — тем более.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Кроме отваги в «На дне» (было понятно, что лента — одно из главных событий «Окна») есть решение — действие перенесено в наши дни, а старик Лука заменен подростком-беспризорником. Но сходится это все равно в артистах — осовременивание меняет биографии героев: Актер — сериальный лузер, Барон — ребенок из семьи возвращенцев, выросший в детдоме. Ход же с Лукой предполагает, что на эту роль попадется какой-то совсем гениальный ребенок-актер: он и нашелся, роль чудесным образом сдюжил четырнадцатилетний Семен Трескунов. Фильм вообще сложился из череды выразительных бенефисов - Михаила Ефремова, Евгении Добровольской — Василисы (тут стопроцентное попадание, истеричка-диктатор), Агнии Кузнецовой — проститутки-Натальи. Наконец, Александра Трофимова (памятного герцога Ришелье из «Мушкетеров») — барона.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Теперь можно говорить о почерке режиссера Котта — он любит актеров и сосредотачивается на том, чтобы максимально эффектно их представить. Те платят золотом — пляшут, плачут, клеят бороды. Правда, в «На дне» есть подвох: все, что помимо актеров (а что-то должно быть), выглядит как пародия на перестроечное кино, какие-то «Небеса обетованные», снятые ленфильмовским режиссером второго эшелона. Мусор катается по помойке, трактора возят туда-сюда пианино (!), в кульминации вообще карлики и бомжи радостно пляшут под «Ласковый май». Но это все — перебивки и интермедии, нужные, только чтобы народные и заслуженные передохнули.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

«На дне» - та самая точка, в которой главные тенденции нынешнего Выборга — минимализм, театральность, тема потерянности (ну, это очевидно), ставка на актеров — сходятся. И звучат настойчиво, раздражающе, назойливо. Только этим и можно объяснить, что фильм гран-при не получил, и жюри предпочло ему мягкого «Сына». Но легче от этого не стало, нет, это не ощущение тупика или кризиса, Боже упаси. Но герой времени — потерявшийся и потерявший надежду - не может вселять оптимизма. Ни жизненного, ни по части чистого искусства, которое здесь классично до неприличия.


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс