Фестиваль фестивалей

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Фестиваль фестивалей

Фестиваль фестивалей

В прошлом году петербургский Фестиваль фестивалей отпраздновал двадцатилетие — и очевидно, что за этот срок не могло не случиться кризиса. Все-таки в 1993 году с его условиями и контекстом показ фестивальных лент был действительно важным элементом кинопроцесса — при отсутствующем кинопрокате и информационном голоде. Он играл роль настоящего окна в мир — практически в одиночку демонстрировал, что происходит с мировым кино.

«Враг»

Сейчас ситуация вовсе иная — есть прокат, который сплошь и рядом опережает июньский форум. Нынешняя программа едва ли не целиком состояла из лент, уже прошедших или как раз идущих в кинотеатрах: «Венера в мехах», «Враг», «Тур де Шанс», «Я тебя закопаю», «Желтоглазые крокодилы». Есть конкуренция: не считая всяческих национальных недель (финской, шведской, немецкой, бразильской — какой угодно), еще целый ряд смотров нового кино в каждом уже, кажется, областном центре. И все работают ровно так же — показывают дайджесты из чужих программ. Какие-то ленты из основного блока Фестиваля фестивалей на этих разовых программах уже были показаны: «Викторию. Историю любви», например, привозили на неделю норвежского кино.

«Венера в мехах»

Одним словом, нет ни прокатного кризиса, ни информационного голода, которые были двигателями Фестиваля Фестивалей на первых порах. Просто нужно искать новую нишу, миссию, аудиторию, по сути, пересочинять заново весь форум, оставив неизменными название и идеологию.

К счастью, информационное пресыщение и доступность любого кино совершенно не исключает обилие фильмов, оказывающихся за бортом внимания. Разумеется, их надо еще найти — и это отдельная работа, которую в этом году сделали — и даже на славу.

«Я тебя закопаю»

Главное - смогли собрать «по краям» программу «Новое кино России». Найти на этой исхоженной вдоль и поперек территории «слепые зоны», а не повторять конкурс «Кинотавра». Показали «Тяжелый случай» - камбэк в режиссерское кресло Константина Мурзенко после десятилетнего перерыва, в котором чуть ли не все роли сыграли кинокритики (уже интересно). Любопытный «Процесс» - экранизация Кафки, снятая питерским фильммейкером-подпольщиком Константином Селиверстовым.

«Тяжелый случай»

В том же «Новом кино России» отдельное место нашли для самого важного явления: кинематографа регионов. В этой секции оказался едва ли не лучший фильм прошлого года, «Булаг» Солбона Лыгденова — бурятская лента-эпос, визионерская поэма про охотников с большой дороги, снятая бывшим сотрудником студии «Базелевс», ушедшим на вольные хлеба. Отставной раскадровщик Тимура Бекмамбетова сделал захватывающее и невероятное разножанровое кино: начинается «Булаг» как криминальная драма, дальше оборачивается «Особенностью национальной охоты» (уморительно смешной), потом внезапно начинается боевик со взрывами и гонками, а на финальном витке лента вовсе оказывается экзистенциальной драмой о поисках себя. Компанию «Булагу» составил якутский «Белый день» Михаила Лукачевского - камерный фильм-катастрофа от видеоартиста, участвовавшего в Московской биеннале, фантастический красивый и медитативный.

«Булаг»

Парадоксальным образом, даже главный успех в основном конкурсе фестиваля — из той же оперы. В него включили «Хайтарму» Ахтема Сеитаблаева, нашумевший, но никем толком не виданный фильм про депортацию крымских татар 1944 года. Тут есть даже некоторый героизм со стороны отборщиков — в том, чтобы включить сейчас в конкурс фильм на подобную тему. Тут не слишком важны детали — как снято, насколько ловко и профессионально. Главное — что этот фильм как явление есть и включен в программу форума. Говорить о национальной культуре «по краям» - важно. Говорить о таких вещах, как сталинская депортация татар — еще важнее.


«Хайтарма»

Отдельным блоком в той же программе национального кино - документальная (и потому — вне кинотеатров) «Оптическая ось» Марины Разбежкиной. Плюс ретроспектива работ студентов ее мастерской — место обучения здесь работает как знак качества: «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной, «Мама» Лидии Шейниной, «Между нами» Катерины Горностай.

«Оптическая ось»

Все это здорово, фестиваль жив, одна только проблема остается. Смотр оказался силен отечественным блоком — удалось найти и собрать в программу аутсайдеров. Теперь нужно выискивать их для основного конкурса — а это требует и затрат, и перемен в составе отборщиков, и даже, возможно, капитальной перестройки идеологии. Если Фестиваль фестивалей сделает этот шаг — перейдет от осторожного показа каннского, берлинского и венецианского конкурса к аутсайдерским съездам — его ждет еще лет двадцать безбедного существования и благодарного внимания публики, которой вовсе незачем дожидаться фестиваля, чтобы увидеть прокатные ленты.


фотографии

Обсуждение

анонс