Мужчины и женщины на грани нервного срыва
Второй день «Кинотавра» - 2 июня - ознаменовался двумя первыми конкурсными показами, к которым зрителей подготовили короткометражной программой. Своего рода экватором послужил мастер-класс
Александра Сокурова, награждённого на открытии призом
«За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию». И в основном, и в короткометражном конкурсе «Кинотавра» художественный язык и гражданская позиция то противодействуют, то работают бок-о-бок, а что вышло органичнее - рассудит жюри, а впоследствии - время.
Короткий метр
«Антон», режиссер
Тимофей Шалаев
Короткая добротная история про парня Антона, у которого случился очень неудачный день. Он взял отцовскую машину, чтобы внезапно нагрянуть к друзьям на дачу и шокировать их якобы собственным транспортом, а потом весело провести время. По пути он подбирает голосовавшую девушку Машу, и почти сразу в их автомобиль влетает другая машина. Это столкновение и смерть едва знакомой попутчицы, а также долгий и неприятный разговор с братом ставят крест на юношеской беззаботности Антона, который однажды в девятнадцать лет просто решил произвести впечатление на друзей.
«Папа», режиссер
Алексей Воробьев
Зацикленный, словно страшный сон, короткометражный фильм певца и актера Алексея Воробьева раскладывает реальность отца и успешного бизнесмена (
Сергей Громов) на приторно-счастливое и параноидально-отчаянное. В «Папе» собран джентльменский набор триллера о трудностях отцовства - симпатичная детская фотография, лопасти вентилятора, громко тикающие часы, зеркала, таблетки, воспоминания и даже карусели. Глянцевый, словно свежий клип, фильм Воробьева предлагает зрителю еще и финальный твист, в общем-то, ожидаемый с первых кадров.
«Скрытые лица», режиссер
Мария Павлович
Фильм, начинающийся с безумного «моноспектакля» пластического хирурга (
Вильмы Кутавичюте), которая лежит на полу с петлей на шее, задумчиво курит, сидит в кресле-качалке, рисует, страдает от идущей носом крови и постоянно разговаривает по телефону, то ли разыскивая пропавшего мужа, то ли выясняя отношения с окружающим миром. «Скрытые лица» - неспешный сновидческий детектив, отчасти даже нуар, в котором Кутавичюте и частный детектив, и главная подозреваемая, и роковая женщина. Появление мужа (
Сергей Давыдов) дает ответы сразу на два вопроса: «
Где он был?» и «
Что с ней происходит?». Интересно, что изначально сценарий фильма был написан для актера-мужчины, но был переписан специально для Вильмы, актрисы с огромным потенциалом.
«Приоткрывая дверь», режиссер
Малика Мусаева
Этническая зарисовка о жизни чеченской семьи, в которой муж воюет, сын хоть и дурачится с матерью, но уже готов пойти по следам отца, а жена все делает не так - неправильно стирает белье, неправильно растит сына, неправильно любит мужа. Студентка мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Малика Мусаева, как учит мастер, не показывает насилие и военные действия (только шутливую перестрелку между двумя мальчиками, русским и чеченцем), но в короткой истории семьи эти темы так или иначе возникают в качестве воображаемого начала и продолжения, как взгляд с другой стороны, который приоткрывает зрителю дверь на территорию менее привычных характеров.
«Последний», режиссер
Сергей Пикалов
Фактурный и немногословный фильм, стилистически напоминающий
«Изгнание» Звягинцева, о последнем ветеране Великой Отечественной войны (
Идрис Рустамов), который уже двадцать лет не выходит из дома, каждое утро получает от курьера молоко и хлеб, а в свободное время записывает цикл жизни холодильника: «
Пятнадцать минут поработает, двадцать пять минут отдохнет». Для пожилого мужчины, чье лицо покрыто морщинами, как кора старого дуба, ритм окружающего мира недоступен и далек. Его жизнь настолько замедлилась и уединилась, что в ней есть место не только для радости от простых вещей, вроде дырки в полу или хлеба с молоком. Фильм «Последний» был отобран в конкурсную короткометражную программу последнего каннского фестиваля среди 9 других работ, и представлял там Азербайджан.
«Подъемная сила», режиссер
Ольга Каптур
Оптимистичная история про мальчика, которому пневмония не помешала реализовать мечту, - запустить бумажный самолетик, способный выписывать мертвые петли. Преградой ему служили не только состояние здоровья, но и материнский запрет, юный возраст и малое количество знаний, но едва читающий мальчик из младших классов все-таки вычислил необходимое ускорение, а при помощи пожилого самолетостроителя, живущего несколькими этажами ниже, придал крыльям правильную форму. Прекраснодушная история о всепобеждающей вере в мечту напоминает диснеевский мультфильм про бумажные самолетики и любовь «
Бумажный роман», выполненный в стилистике серьезного «
Ералаша».
*
Основная конкурсная программа
Два первых фильма конкурсной программы -
«Комбинат “Надежда”», режиссер
Наталия Мещанинова и
«Еще один год», режиссер
Оксана Бычкова тесно связаны друг с другом сразу несколькими узлами. Во-первых, у них один сценарист -
Любовь Мульменко. Режиссер Мещанинова по совместительству является вторым сценаристом картины Бычковой. Кроме того, оба фильма одновременно были отобраны в программу последнего Роттердамского фестиваля и получили там награды.
«Комбинат “Надежда”» Наталии Мещаниновой, ученицы режиссера-документалиста
Марины Разбежкиной, рассказывает о жизни молодых людей города Норильск. Две главные героини - Света и Надя, которые за весь фильм не скажут друг другу ни слова, мечтают уехать "на материк" - одна к своему парню на юг, другая - просто хоть куда-нибудь. Фильм снят предельно реалистично, в документальной стилистике, подвижной камерой, с живыми диалогами с большим обилием нецензурной лексики, которая, по всей видимости, ставит жирный крест на прокатной судьбе картины. Зная об этом, Мещанинова снимала одновременно две версии фильма - с матом и без оного, но, поскольку за монтаж лайт-версии она еще не садилась, судить о том, насколько отразится на фильме изъятие из него ненормативной речи, не рискует и сама режиссер.
О картине можно говорить довольно долго, пожалуй, самая большая ее ценность - это живые, абсолютно реалистичные, натуральные, узнаваемые люди. В главных ролях - молодые актрисы
Дарья Савельева и
Полина Шанина, в одной из ролей -
Степан Девонин, который на просьбу рассказать о себе, скромно сказал, что он всего лишь "муж режиссера".
Безусловно, «Комбинат “Надежда”» станет еще одной пощечиной поборникам морали, которые оскорбятся правдой и проглядят мощнейшее актуальное высказывание на тему того, как молодые люди хотят жить, и что им в этом мешает.
Помимо
успеха в Роттердаме, «Комбинат “Надежда”» получил Гран При МКФ в Вильнюсе.
«Еще один год» Оксаны Бычковой, известной прежде всего по дебютной картине
«Питер FM» - современное прочтение «
С любимыми не расставайтесь»
Александра Володина. История, как и обещает название, охватывает один год из жизни молодой супружеской пары (
Надежда Лумпова и
Алексей Филимонов), которые "такие разные, но все-таки вместе". Ее привычную жизнь составляют работа в модном издании, кино не для всех (героиня пытается убедить мужа, что «
Кесьлевский - бог», а не какая-то муть), модные наряды, вечеринки и прочее. Он «бомбит» по ночам на улицах столицы, куда сравнительно недавно переехал. Жизненные интересы начинают разводить их все дальше, а тандем возлюбленных оказывается не столь крепким, как казался. В легком и симпатичном, но совсем не пустом фильме Оксаны Бычковой нашлось место и для вечеринок под
Меладзе, и для «опасных» будней редакции, и для случаев на дороге. В небольших ролях и камео появляются
Валентин Самохин,
Илья Шагалов,
Илья Азар,
Илья Миллер и другие.
Инициатором сознания картины выступил "Госфильмофонд", который, обладая правами на многие старые фильмы, решил сделать ремейк одной из них. Продюсеры выбирали между "
Усатым нянем" и "
Вам и не снилось", в итоге остановились на "
С любимыми не расставайтесь". От "
Володина" в итоге в фильме Бычковой мало что осталось, разве что ревность героя как причина, повлекшая развод, зато в картину пришел реализм, практически документальные сцены редакторских будней и вечеринок современной золотой молодежи, диалоги для которых не были прописаны в сценарии Мульменко.
Фильм Бычковой ожидается в прокате в декабре этого года и, надеемся, будет иметь успех. Кроме того, картина появится в прокате в Нидерландах, поскольку призом на Роттердамском фестивале стали как раз-таки средства на дистрибуцию.
обсуждение >>