Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

Обо всем, что происходит на ММКФ, написать невозможно, как невозможно физически побывать на всех значимых мероприятиях. Например, мы никак не дойдем до программы немецкого классического немого кино, а между тем, это одно из самых приятных событий фестиваля. Фильмы для программы выбирали российские критики – Антон Долин, Андрей Шемякин и другие, каждый по одному фильму представляет зрителям. Комментарий критика перед показом – не единственная радость. Самое главное то, что картины идут в сопровождении живого музыкального коллектива при непосредственном участии Алексея Айги, одного из главных композиторов отечественного кинематографа, который специально сочинил музыку для этих показов.

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

*

Музыку Айги можно было услышать и в фильме «Орда» Андрея Прошкина, самой главной премьере вчерашнего дня, билеты на которую были раскуплены еще за сутки. Фильм снят по сценарию Юрия Арабова и не претендует на полное историческое соответствие действительности. Тем не менее, все персонажи имеют реальных прототипов и их судьбы соответствуют историческим материалам. Главными действующими лицами являются хан Джанибек, его мать Тайдула и канонизированный впоследствии митрополит Алексей, по молитве которого Тайдула прозрела.
Невероятно правдоподобно показана жизнь татаро-монголов в орде, для съемок был выстроен огромный сказочный город, про который Прошкин рассказал следующее: «Мы не стали делать скрупулезную картину, у Юрия Николаевича даже в сценарии была такая ремарка: «показался глиняный город, которого никогда не будет, а может и не было на земле». Создавая город, мы опирались на многое. Там есть что-то историческое, например, азиатские, китайские и африканские мотивы, но также много фантазии наших художников. Я всех просил не быть реалистами, не копировать вещи, которые они уже видели, использовать фантазию. Поэтому мы создали образ не реального, а марсианского города, экранизировали миф. Мы пошли на увеличение этажности домов намерено. Или человек, который едет впереди хана крутит трещотку – это же образ современной мигалки».

На пресс-конференции был задан вопрос актеру, гениально сыгравшему главную роль, Максиму Суханову о том, как можно было играть святого. «В картине речь идет о гражданском поступке моего персонажа. Орда так или иначе существует внутри каждого человека. Это фильм о том, что никакие энергии не смогут победить душевную силу. Его гражданский подвиг для меня прежде всего важен», - ответил артист.

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

Юрий Арабов говорил об актуальности фильма, проводя параллели с сегодняшним днем, чем добавил политической остроты в ход пресс-конференции: «Власть судорожно ищет некоторые идеологические основания для самой себя, которые упираются в церковь. Власть хочет, чтобы церковь была идеологическим обоснованием того, что происходит. Некоторые это приветствуют, для меня это проблема. Для меня было важно сказать, что не в силе Бог, но в правде. Сейчас он у нас в силе, а под нею полное бессилие. Моя тема – жертва, которая меняет ход истории. Картина о жертве, о слабости, которая перемалывает силу и зло. Картина современная, вне контекста моего творчества может быть эти смыслы трудно разматывать».

К сожалению, пресс-конференция – мероприятие короткое, а о фильме «Орда» нужно говорить много и долго. Надеюсь, нам не раз еще предстоит о нем рассказать.
*

В конкурсе «Перспективы» показали две колоритные национальные картины о жизни в двух бывших республиках СССР: «Ана-бана» о жизни семьи в старом районе Тбилиси – увеличенный по хронометражу фильм «Азниф» и «Если все», раскрывающий армянский менталитет и быт этого народа. Оба фильма роднит оптимизм, добрая ирония и ностальгия по старым временам. Кроме того, и та и другая картина сделаны в лучших традициях советского кино, а главной идеей фильмов является дружба между народами. Особая радость национальных фильмов – двуязычие. Вот это использование русского языка для общения разных национальностей, а также переход героев с родного на русский в моменты особого эмоционального напряжения – как же это здорово! Кстати, армянскую картину сняла российский режиссер Наталья Беляускене, а критики уже окрестили ее фильмом-прорывом, в том смысле, что с ее появлением киноиндустрия в республике, находящаяся в полном упадке, имеет шанс на возрождение.

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

*

Самые странные показы идут в 10 зале «Октября». Программа "49 мест" – отборный трэш со всего мира: один фильм из Северной Кореи, один, снятый слепым режиссером, один - сгенерированный инопланетным компьютером, как уверяет аннотация. Сеанс целиком выдержит не каждый. Для того, чтобы смотреть такое кино, нужна особая тренировка. На показ японской картины «Огонь в горах» люди заходили и в ужасе убегали, их место занимали другие, в итоге на 49 местах побывало около 100 человек. Что происходит в голове автора, который снимает такое кино, что это - намеренная игра в примитивизм или реальная наивность – вот главная загадка картины. Линейный сюжет, нулевой бюджет, дешевая камера, почти нет слов, а те, что есть – на французском (!) языке, смешные спецэффекты из серии "сделай сам".

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

Исполнители ролей поразительно естественны в своей бездарности. Специально так плохо не сыграть, надо иметь способности. Оператор, кажется, умеет держать камеру, но не более того. Если бы монтаж преподавали в 1 классе, то именно на этом фильме удобнее всего разбирать, как монтируются планы между собой. В общем, очень любопытно и приятно, что фестиваль не погнушался такой экзотикой. Хотя простых зрителей, конечно, жалко, кто покупает билеты (очень дорогие, кстати) на эти фильмы. Если фильм снят без бюджета, его нельзя показывать за деньги. Это просто нечестно.

*

Еще один странный фильм, с которого пачками уходили люди - "Замочная скважина" Гая Мэддена, показанный в рамках программы лучшего мирового кино «8 ½ фильмов», - совершенно сумасшедший, зловещий нуар, в котором человек по имени Улисс совершает путешествие по своему дому. Сюжет рассказать невозможно, что вообще характерно для «Улиссов». То, что происходит, больше всего похоже на черно-белый сон, лабиринт подсознания, в котором живут воспоминания, призраки, странные гангстеры, старик в цепях без одежды, который приходится главному герою, кажется, отцом, еще его жена (Изабелла Росселини), сын, привязанный к стулу с заклеенным ртом и другие. Все люди и предметы, равно как и их действия и слова - условны. Например, в начале происходит перестрелка, а потом человек командует: Убитые - лицом к стене, живые - спиной к стене. Потом убитые уходят, сопровождающий их человек говорит, что проследит, чтобы они попали в морг. Ну, и так далее, это еще довольно понятная сцена.

Дневник 34 ММКФ. Дайджест.

В начале показа казалось, что все желающие не влезут в зал, ступеньки были заняты тоже, но потом зрители уходили на протяжении всего фильма. Что поделать, если у людей рамки в голове. На самом деле трудно без привычки смотреть кино, которое даже не пытается быть понятным. В общем, Мэдден как всегда фантастически крут.


Обсуждение

фотографии

анонс