33 ММКФ. 29 июня. Часть 1

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

33 ММКФ. 29 июня. Часть 1

Что смотреть?

33 ММКФ. 29 июня. Часть 1
«Иоанна» (2010). 19.00. Зал №1.

Это пока что единственная картина из Основного конкурса ММКФ, которую мне довелось посмотреть. В ней, как и в «Облаве», речь о трудной судьбе евреев во времена Второй мировой, но на сей раз перед нами не общая картина, а частный случай.

Маленькая девочка при облаве на варшавское кафе потеряла свою маму. Ее находит в костеле Иоанна и укрывает у себя в квартире. Женщина знает, что с ней сделают немцы, если найдут у нее еврейскую девочку, но не спешит отдавать в более надежное укрытие. И тем самым она навлекает на себя все возможные беды...
Картина Феликса Фалька, начавшего свой творческий путь еще в 70-х и сыгравшего у Вайды в «Человеке из мрамора» почти самого себя, несет в себе черты гуманистического кино, но в то же время критикует нравы тех лет. Недоверие людей друг к другу - основной лейтмотив фильма, из-за которого и происходят все несчастья Иоанны, и даже любовь не способна открыть людям глаза на истинную подоплеку ее поступков. Лишенная мужа, обвиненная в пособничестве с немцами, Иоанна в конце концов отдает девочку Ружу в надежные руки и уходит из жестокого мира людей. Но это еще не означает, что когда-нибудь ее признают жертвой, а не преступницей.

Режиссер обошелся без патетики и прикрас. Все актеры не вызывают пререканий по части эмоционального наполнения и искренности. Но, безусловно, сюжет несколько вторичен, ведь историй про «пропавшую девочку» существует немало (самый свежий пример - «Анита»). И, тем не менее, фильм хороший и в очередной раз убеждает нас в том, какие люди, все-таки, звери...

33 ММКФ. 29 июня. Часть 1
«Коррида любви» (1976). 21.15. Зал №3.

Классическая история любви и смерти от Нагисы Осимы участвует в программе ММКФ, как картина, выбранная «Поколением «Ноль»». Было бы интересно узнать, кто же из наших молодых кинематографистов отметил этот скандальный для своего времени фильм.

Разумеется, сейчас «Коррида любви» (или «Империя чувств») представляется нам, как пособие для начинающих режиссеров и актеров. Особенно меркнет ее сюжет, если сравнивать с современными корейскими или японскими фильмами. Теперь эта пресловутая «порнографичность», за которую так ругали фильм советские власти и кинокритики, не мешает рассмотреть суть показанного сюжета о невозможности любви на бренной Земле. Главные герои придумывают все более изощренные ласки для того, чтобы полностью отдаться эфемерному чувству, но, в результате, все рушит смерть одного из них. И только безумие способно утешить несчастную влюбленную, чтобы скрыть тяжелую для нее правду. Любви нет в этом мире. Да и по ту сторону жизни нельзя надеяться на ее существование.

Макс Милиан

Обсуждение

анонс