Дневник 22 "Кинотавра". День пятый

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Дневник 22 "Кинотавра". День пятый

Два очень разных фильма, созданные продюсерской компанией Сергея Сельянова, посмотрели вчера зрители в конкурсе Кинотавра. Первый – смешной и легкий, коммерческий, второй – предельно арт-хаусный, который даже в Каннах отнесли в программу «Особый (!) взгляд». Речь идет о картинах «Бабло» Константина Буслова и «Охотник» Бакура Бакурадзе.

Живой, смешной, социально заостренный, похожий на фильмы Гая Ричи, на «Жмурки», фильм «Бабло» рассказывает о приключениях миллиона евро на просторах между Москвой и Харьковым. Эти деньги, которые антикоррупционные чиновники везли «на взятку», крадут барсеточники, а дальше бабло начинает кочевать из рук в рук. Счастливыми обладателями миллиона становятся попеременно менты, грузины-воры, проститутки, братва разных сортов, налоговики. Несмотря на разницу в роде деятельности, все они обладают общими чертами: дерзостью и склонностью к безостановочному вранью.

«Герои все настоящие, сочные, они все хорошие. Смелые, правильные. Но… вот так! Почему они живут такой жизнью – не понятно, что с ними такое произошло», - так, с любовью говорит про них Сергей Сельянов.
В фильме снялись актеры Роман Мадянов ("всероссийский мент"), Владимир Сычев (отчаянный бандит), Ольга Хохлова (владелица борделя) и другие замечательные люди.

«Фильм жизненный, легкий, но жизненный. Да, грузины-барсеточники, девчонки с Украины – проститутки. В персонажах и нравах – жизненность. «Над кем смеетесь, над собой смеетесь» – это как раз про наше кино. Сколько точных деталей, все обостряется жанровой окраской, но это фильм про современность»,- сказал Сергей Сельянов на пресс-конференции. Также он отметил, что это первая работа Константина Буслова (старшего брата Петра Буслова): «Режиссерская задача перед ним стояла совсем не дебютная. Это исключительная работа. Ее сложность я хорошо осознавал».

Является ли криминальная тема «кармической» для режиссеров Бусловых? Почему для дебюта выбрана имена эта тема?

Буслов: В жанре всегда проще работать, когда есть криминальный подтекст, это большое поле для деятельности.

Фильм был хорошо принят на Кинотавре, однако, фестивальные показы не бывают объективными, на них нельзя ориентироваться. Одной из сложностей картины является продолжение истории в титрах. «Герои все-таки симпатичны, их не хотелось бросать в беде», - сказал Константин. «Но зрители этого не увидят, у нас принято вставать и уходить из зала, как только начались титры, так что для проката мы, возможно, отрежем финал», - добавил Сергей Сельянов.
Какой бюджет фильма, сколько вы планируете собрать в прокате и как собираетесь продвигать картину?

Сельянов: По итогам предварительных показов будет сформулирован принцип продвижения, формат рекламной компании и так далее. Бюджет фильма – 75 миллионов рублей, грубо. Сколько соберем в прокате – не известно, через неделю нарисуются первые контуры, на что мы можем рассчитывать.

***

Герой следующего фильма - охотник, то есть добытчик. У него очень сильное природное начало, он Мужчина, Охотник, Человек. Охотник живет в гармонии с природой, любит мир таким, какой он есть. И к животным, и к людям он относится правильно, жалеет. Мало того, он устанавливает порядок, по которому живут люди и звери вокруг него. Фильм необычайной глубины, очень сильная работа, главное в которой - богатейший киноязык.

На пресс-конференции фильму было высказано много комплиментов от критиков, которым кино очень понравилось. На вопросы отвечали актер Михаил Барскович, генеральный продюсер Сергей Сельянов, режиссер Бакур Бакурадзе, оператор Николай Вавилов, исполнительный продюсер Юлия Мишкиэне.

Ваша версия, почему фильм называется "Охотник"?

Бакурадзе: Сложный вопрос. Потому что у него манера поведения особенная. Он не похож на тех охотников, которых мы себе представляем, но мне кажется, что он все-таки относится к миру по-другому. У него взгляд другой. Он не вмешивается до самого нужного момента.
В вашем фильме заметно почти полное дистанцирование автора от происходящего, почему вы выбираете эту позицию, перекладываете нагрузку на самого зрителя, не помогаете ему понимать происходящее?

Бакурадзе: Это какая-то внутренняя потребность, любой рассказ на словах будет приукрашен, и не будет похож на ту ситуацию, о которой идет речь. В любой рассказ я буду вкладывать эмоции. Но когда я вспоминаю сам эту историю, я буду видеть ее по-другому. Мне кажется, что кинематограф, по крайней мере тот, которым я занимаюсь, несмотря на то, что он представляет собой искусственное пространство, нужно представлять отстраненно. Кино – это не прошлое, это не реконструкция, это здесь и сейчас, настоящее.

Юлия, вчера перед показом вы сказали, что это самый позитивный российский фильм на сегодняшний день? Почему вы так считаете?

Юлия Мишкинене: Герой - человек, который живет на земле, сам оформляет свое пространство, он не идеологичен, он сам осуществляет свой мир, и все люди вокруг него живут только потому, что он есть. Он определяет смысл жизни всех остальных людей. Он исходит исходя из своих собственных убеждений. И к животным он нежно относится, несмотря на то, что по своей природе он должен их убить. Мне кажется, именно поэтому фильм является позитивным.

Сельянов: Все герои и пространство связаны взаимоотношениями и близостью. Просто это ТАКАЯ жизнь.
Программисты пошли на обдуманный и циничный эксперимент, спарив два фильма продюсера Сергея Сельянова. Первый – коммерческий, второй соберет тысяч пять долларов, и никакие отзывы не смогут это изменить. Не обидно ли вам это?

Бакурадзе: Я об этом не очень думаю, я не продюсер, те, кто захочет его посмотреть, посмотрят. Хотя, люди неориентированные иногда очень близко воспринимают сложные вещи.

Юлия Мишкинене: Вы же не предъявляете такие претензии "критике чистого разума", которую тоже очень сложно читать, которую потребляет только один процент населения. Точно также и в кино, но для этого одного процента тоже надо снимать кино.

Мне показалось, что Охотник может говорить только о событиях, только о фактах. Можно было назвать этот фильм не «Охотник», а наоборот «Животное». Человек существует вне контекста. А в чем смысл жизни этого человека, и какие чувства вы испытываете к этому человеку?

Сельянов: Человек – существо в большей степени природное, чем принято было считать со времен французских материалистов. Природного у человека больше, чем социального. Это и стало предметом истории, которую рассказал нам Бакур. Таких историй совсем-совсем немного. В этом очень большая ценность этого высказывания. Относительно того, любим ли мы этого героя? Такой же вопрос – любим ли мы себя. С одной стороны любим, с другой – глупо думать об этом. Что-то очень фундаментальное в этих отрезках жизни человека, в движениях его души, и термины любит - не любит не очень точны.
Юлия Мишкинэне: Понимание – гораздо больше чем любовь. Надо принять, что такой человек есть.

Михаил Барскович: Охотник – потому что мужчина всегда был добытчиком. Этот человек принимает решение в зависимости от внешних, а не внутренних факторов.

Где снимали фильм?

Бакурадзе: Снимали в Псковской области. Когда я там был, я на все обращал внимание. Я понял, что война еще есть, она не ушла. Еще там есть связь между людьми, генетическая связь и связь с миром через сильные стороны людей, через какой-то героизм.

Расскажите, где вы взяли людей, которые сыграли роли в вашем фильме?

Бакурадзе: Мишу я нашел в Белоруссии, мы искали там места для съемок, Миша был одним из сопровождающих, как работник егерских служб. Я вернулся оттуда, смотрел фотографии местности, и там на фотографиях время от времени Миша попадался. Через фотографии я что-то увидел, мы вызвали Мишу. Ребенок и женщина из Санкт-Петербурга, остальные – местные жители.

Почему вы все-таки избегаете снимать профессиональных актеров?

Бакурадзе: У меня иногда возникает вопрос – зачем вообще режиссеры снимают профессиональных артистов.

Какие у вас взаимоотношения с русской литературой, влияла ли она на вас?

Бакурадзе: Влияет, наверное, больше бессознательно. Не отдельные произведения, а база, мировоззрение. Чехова очень люблю, да.

Таким образом, очень разные вчерашние фильмы объединены не только Сергеем Сельяновым, но и отношением их героев к жизни. И те, и другие не вступают в конфликт со средой, а сами формируют мир вокруг себя. По-разному.
И еще одна маленькая связь между картинами: Константин Буслов сыграл маленькую роль в первом фильме Бакура Бакурадзе "Шультес".

*

Сегодня вечером в конкурсе покажут картины «Суходол», реж. Александра Стреляная и «Упражнения в прекрасном», реж. Виктор Шамиров

8 июня, 15.00


Обсуждение

фотографии

анонс