Дневник 22 "Кинотавра". День четвертый

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Дневник 22 "Кинотавра". День четвертый

Вчера прошли показы, а сегодня пресс-конференции фильмов «Летит», режиссеров-дебютантов Фуада Ибрагимбекова и Сергея Швыдкого и «Безразличие» Олега Флянгольца.
«Летит», снятый по пьесе Ольги Мухиной, представляет собой высказывание о себе современного поколения 30-летних, застрявшего между эпохами.
Если верить авторам, поколение Пепси тоже переживает перелом эпох. Герои фильма – современные люди, которые помещены в непривычную для себя атмосферу 60-х, призванную подчеркнуть безвременье.

«У нас есть такое ощущение, что мы застряли в прошлом, несмотря на то, что мы живем в современном мире», - говорят режиссеры.

«Люди, которые во время перелома 1989-1991 годов были хоть и в нежном возрасте, чтобы понять происходящее. Это дети, выросшие на обломках империи, успевшие побывать пионерами, но в какой-то момент лишившиеся большой идеологии и вступившие в какую-то недогламурную, недобуржуазную жизнь. По нашему мнению, никакого гламура и никакой буржуазии не существует. В отсутствии общей морали есть лишь попытки этих потерянных людей создавать какие-то миры и буржуазные ценности.

Герои зажаты между двумя мирами – хрустальным и плюшевым. Есть мир буржуазный, где в свете вечерних фонарей мы ходим по мощеным дорожкам и не замечаем, что происходит вокруг, и другой, который во всех своих мерзостях вылезает на нас. Герой просто улетел из этого мира и растворился в толпе людей. Главное – выпрыгнуть из этих миров, и герою это удается. Тот и другой мир – это неправда, правда - где-то в себе. Судьба загоняет тебя в некую колею, и выбраться оттуда можно только, совершив поступок".

Пьеса «Летит» - вещь театральная, своеобразная. «Музыка слов» заворожила авторов фильма. «Нам было интересно освоить такой непростой материал», - говорят они.

В фильме снялись известные актеры театра Петра Фоменко Евгений Цыганов и Павел Баршак, а также петербургские актеры Радников и Барабаш. В роли романтической девушки с Дальнего Востока снялась Евгения Осипова.

«Со всеми актерами мы старались идти на перелом стереотипов», - сказали Сергей и Фуад. Герой Цыганова – человек прошлого века, который живет по правилам. Персонаж Баршака – подлый трус, который предает собственного брата.

Дневник 22

На пресс-конференции были заданы и «сложные» вопросы. Всем интересно, насколько легко по сравнению с другими кинематографистами живется детям известных родителей.

Как вы думаете, легко ли находить деньги на кино?

Швыдкой: Как говорил один хороший продюсер, не буду его называть, на хорошую идею деньги всегда найдутся.

Ребята, у вас такие хорошие тылы, какие у вас вообще могут быть проблемы?

Швыдкой: Мы ждали этот вопрос. Кино нашим папам понравилось, и нас это порадовало, для нас это очень важно, мы их считаем великими. А насчет проблем… Они такие же, как у всех. Картину мы не могли закончить в течение 5 лет. Съемочная часть началась с 2007, мы на год остановились, потом досняли, потом опять на год остановились.
Какова роль Мосфильма и чувствуете ли вы себя продолжателями традиций Мосфильма и Шахназарова?

У нашего проекта было очень много помощников, несмотря на сложную судьбу, нас поддерживали. Когда мы в очередной раз зашли в тупик, я зашел к Карену Георгиевичу посоветоваться, стоит ли это продолжать. И в какой-то момент он продолжил, чтобы Мосфильм поучаствовал в этой картине на уровне постпродакшна. Нам бы хотелось быть продолжателями традиций Мосфильма и советского кино, так это или нет – решать не нам.

***

В номинациях самый необычный фильм и самая интересная пресс-конференция лидирует картина «Безразличие», режиссер Олег Флянгольц.

«Вам нужен информационный повод? Сейчас мы будем вас иметь», - заявил сегодня с утра журналистам Александр Баширов, исполнитель одной из ролей в «Безразличии», актер и режиссер, филолог и поэт русского юродства. Вообще, он один отвечал на вопросы журналистов, режиссер явно переживал тяжелое утро, все отнеслись с пониманием, серьезный повод – премьера фильма, который ты снимал 21 год, на главном фестивале страны.

Дневник 22

«Мы снимали эту картину 21 год. Нам кажется, что мы ее наконец-то доделали», - так представил Олег фильм зрителям. "Безразличие" - атмосферное, поэтическое черно-белое кино, признание в любви к 60-ым годам. Фильм снимали с 1989-ого. Это удивительно: человек 20 лет думал об этой картине, носил ее в себе, искал возможность осуществления. Хотя, Флянгольц – человек основательный, но неторопливый, на одну озвучку у него ушло два года. «Приятно заканчивать дела. Через 20, через 40 лет», - сказал он журналистам.

В главной роли - Федя Бондарчук, преимущественно 20-летний, кое-где современный в молодильном гриме. Как сказал про него Баширов «молодой, подающий надежды актер». Почти все артисты говорят в фильме не своими голосами. Хотя это вынужденный шаг (за 20 лет иных уж нет, а те далече), он добавляет новые интонации, получается, что герой слеплен из двух людей.
Режиссер родился в 65-ом, видно, как он влюблен в эстетику 60-х. Герои ходят по городу, парень ведет девушку в кино, в Иллюзион, космическая тема забавно отражена, Эдуард Хиль поет. Титры чудесные. Как в старом кино - начальные просто на фоне, ничего в кадре не происходит, только звук дороги. Все зрители терпеливо читают... Очень много хроники - старая Москва. Кадры хроники прекрасны. Еще помимо этого анимация, компьютерная графика и … почти полное отсутствие сюжета. «На сюжет мне плевать», - сказал Флянгольц на пресс-конференции.
Вряд ли фильм будет в прокате, совсем, ну, совсем не коммерческая картина, и оценить ее смогут не многие. Но такого кино хочется, оно успокаивает нервы и лечит душу.

Не считаете ли вы эту эстетику утратившей актуальность?

Баширов: Это не эстетика, а образ жизни. Реальность формулирует конкретно, через визуальную атаку. Нельзя говорить, что это эстетика. Главное - создание сильного художественного пространства, который включает в себя образ жизни. Либо ты идешь на бессмертие, либо ты быдло быдлячее.

О название фильма режиссер говорит «просто понравилось слово». Уговаривали менять, но решил оставить. Сценарий на 80% изменился, название осталось.
Александр Баширов думает иначе: Я считаю, что это название соответствует всем нам. Семантическое поле, которое в современном кинематографе присутствует, говорит о том, что мы безразличны, конформизм – это естественное состояние современного общества, конформизм воинствующий. Сейчас права человека важнее, чем поэтическое и созидательное.

Я никогда не вру и претендую на то, чтобы люди не врали. Это самое страшное. Правда делает нас совершенными. Это главное – не врать, не врать другим и самому себе и жить в соответствии с тем, что называется «созидание», творить, - закончил пресс-конференцию Александр, после чего послал всех фоторепортеров в жопу.

***

Сегодня удалось посмотреть третью и последнюю часть короткого метра. Награждение победителей этой программы состоится уже вечером, в 23.30.
Следите за дневником фестиваля.

7 июня, 21.00


фотографии

Обсуждение

анонс