Дневник 22 "Кинотавра". День третий

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Дневник 22 "Кинотавра". День третий

Прошли показы первых конкурсных картин – «Громозека» Владимира Котта и «Родина или смерть» Виталия Манского.

«Громозека» о кризисе среднего возраста у мужчин. Три героя за 40, бывшие одноклассники, ныне хирург (Николай Добрынин), таксист (Леонид Громов) и милиционер (Борис Каморзин). Сначала все трое поют в бане "Птица счастья завтрашнего дня", а потом истории каждого рассказываются параллельно, в кадре друзья не встречаются, хотя люди, с которыми они сталкиваются, практически одни и те же. У каждого свои проблемы в личной жизни: одному изменяет жена, другой сам изменяет жене, у третьего с дочерью "все сложно".
Кино с прекрасным юмором, веселое, пока смотришь...но настолько пронзительно грустное на выходе. Такая тоска… Потому что в нем очень точные портреты нарисованы... это те мужчины, с которыми нам приходится жить, любить их, пробиваться к ним. Целое поколение такое живет. И хочется реветь белугой от того, что они такие – «поколение громозек».

Идеально точно говорит о своих персонажах режиссер Владимир Котт: "Мои герои - люди, которые постоянно опаздывают жить. Такая чеховская история. ...Они родились в одно время, их детство прошло в системе, которая не предполагала их деятельного участия. А дальше система рухнула, и оказалось, что жить так, как этих людей воспитали, сложно. Они не привыкли принимать решения и совершать поступки. Это как у Чехова: вроде бы люди живут по-старому, но по-старому жить нельзя, потому что пришли Лопахины. Так же и здесь: люди, которые опоздали... Это инфантильное поколение, которое полагается не на себя, а на других, и живет в мире, который сами же придумали".

В фильме есть и женщины, которые здесь, как и в жизни, оказываются решительнее, чем мужчины. "У меня в фильме даже есть фраза "Все решает женщина". И это правда: женщины чаще, чем мужчины совершают поступки... В общем-то, женщины решают, как жить мужчинам".

К слову, в фильме женщины совершают подлые поступки. Это обидно немного, потому что на самом деле мы их жалеем и любим, а в кино не жалеют.
Режиссер фильма рассказал об актерском кастинге: «Для меня были важны актеры со стертыми лицами и с драмой в глазах. Борис был утвержден сразу, а с остальными двумя я мучился. Добрынин на пробах так хотел играть. Добрынин очень несчастен, у него куча комплексов. Каждый день у него съемки, но он считает, что он опоздал стать звездой. Леня Громов постоянно в эпизодах, и он тоже очень несчастный, и это невозможно сыграть».

В эпизодах снялись герои нашего детства: Дмитрий Иосифов - Буратино, Яна Поплавская - Красная шапочка, братья Торсуевы - Электроники. «Электроники и Красная шапочка пошли ко мне "за бесплатно". Яна Поплавская не знаю, сколько стоит, ко мне она приехала и просто снялась бесплатно. Зрители моего поколения запомнили этих героев детьми, а сейчас им уже за 40 или 50. И это единственный способ отобразить время", - сказал Владимир. В небольшом, но важном эпизоде снялась и Валерия Гай Германика. Другие представители современного мира - герои Тимофея Трибунцева, Александра Пальчикова и Полины Филоненко.

Дневник 22

Евгений Гиндилис, продюсер картины, на пресс-конференции «Громозеки» рассказал о прокатных планах: «Мы рассчитываем на зрительский резонанс, рассчитываем, что картину увидят. Всего выходит 4 копии с 24 июня, и мы понимаем, что более широкий релиз обречен. Мы планируем длинный вертикальный прокат». Осенью состоится и телепремьера фильма на канале НТВ.
«Условия сотрудничества с НТВ были очень комфортные», - продолжил Евгений, - «Мы согласовывали сценарий, но никакого вмешательства ни в сюжет, ни в кастинг не было. При создании фильма мы ориентировались только на чувство правды режиссера. Это абсолютно авторская картина».

«Главная для меня тема – человеческие взаимоотношения в экстремальных ситуациях, - сказал Владимир Котт, - Экстремальная драма внутри, когда у них разрывается сердце и они не знают, как жить дальше. Это вообще главная тема, другой в принципе быть не может.
Мои герои - люди, которым около 45, плюс-минус. Громозека – персонаж, который все время опаздывает. Это история про людей, которые опоздали жить, любить… Это поколение, которое разучилось совершать поступки. Они не готовы что-то менять. Для меня это не жесткое кино, не супердрама, а какая-то абсурдная история. У Чехова «Чайка» – комедия, хотя Треплев в конце стреляется. Жанры смешиваются".

***

"Родина или смерть" Виталия Манского – фильм о Кубе и кубинцах, снятый на цифровые фотоаппараты в самом центре Гаваны. Необыкновенно красивое кино, особенно впечатляет местная архитектура. Вернее то, что она из себя когда-то представляла и то, как используется сейчас. Прекраснейшие в былом дома с лепниной, колоннами, балюстрадами разрушаются, распадаются, краска облезла уже настолько, что не понять, какого цвета было здание. Облезлые стены очень фотогеничны. В игровом кино художники такую обшарпанность долго и дорого имитируют. А здесь вся страна живет в таких интерьерах, сушит цветные трусы на балконах.
«Если вы хотите понять о жизни людей на Кубе, посмотрите на собак». Эту фразу я нашел, когда уже фильм был снят. Там все живут на улице, и люди, и собаки, их не заметить просто невозможно. Собак очень жалко… Людей… Это уже не то чувство. Это значительно объемнее, сложнее. Я за достоинство человека, за его свободу, за его право на ту единственную жизнь, которая, к сожалению, быстротечна», - говорит режиссер.
Богатый материал, которого хватило бы на много фильмов. На пресс-конференции Манский сказал, что более сложной картины в его жизни не было. «Фильм рождается во время съемок. Документальное кино - в монтаже. Монтаж должен быть избирательный, потому что немало дублирующих друг друга вещей, и всегда приходится выбирать, что сильнее. Трудно остановиться».

Кубинская ментальность – это танец. Чтобы выжить, люди танцуют. Чем человеку хуже, тем он лучше танцует. Чем хуже условия жизни, тем больше любви. Любовь, жизнь и смерть бок о бок, социализм, который для жителей уже как обыденность, как прикол - обыденность кубинцев.

Съемки на Кубе сопровождались разными трудностями. Виталий рассказал, что часто, возвращаясь со съемок, они обнаруживали, что у них прошел обыск… Сложно было получить разрешение на въезд для съемки, хотя на Кубу для россиян безвизовый режим. «Мы попали благодаря тому, что, не обманывая, предложили сценарий, и они его прочитали так, как нам нужно. Они поняли, что это фильм о танцах, поскольку все герои фильма – участники одного танцевального коллектива».

Дневник 22

В фильме есть шокирующие сцены, самая тяжкая - эксгумация, ее трудно смотреть, документальность пугает, реалистичность, то, что все на самом деле происходит. Вообще, мир глазами Виталия Манского – это всегда не для слабаков. Тем не менее, некоторые страшные вещи режиссеру пришлось оставить за кадром, чтобы они «не перетаскивали одеяло». Не вошли кадры, иллюстрирующие всеобщую проституцию, люди, ползущие в какую-то церковь на коленях с привязанными к себе булыжниками, развеянный прямо на режиссера и камеру прах сожженного человека…
У фильма два финала, один за другим. В одном – обреченность 15-летней девушки, которая входит в большую жизнь, празднуя свое совершеннолетние. Во втором – мужчина, который пытается убежать, вырваться, но его смывает волной.
Таким образом, выходит, две первые конкурсные картины объединены общей темой невыносимости бытия. Жизнь невыносима, но ты живешь.
6 июня, 16.00


Обсуждение

фотографии

анонс