«2morrow/Завтра». Дневник фестиваля. День третий

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

«2morrow/Завтра». Дневник фестиваля. День третий

Третий день фестиваля «Завтра» встретил меня темой клонирования – человека и его сознания.

«Клон возвращается домой» Каньзи Накадзима, на мой взгляд, японский вариант нашумевшей в свое время картины Данкана Джонса «Луна 2112». В кадре также присутствуют сразу несколько клонов, один из них страдает амнезией, а основной прототип – погибший космонавт. И даже ритмика та же, что у Джонса. Правда, Накадзима полностью отказался от показа какого-либо действия, сосредоточив свое внимание на лицах, движении тел и общем плане происходящего.
Главной же проблемой становится метафизическая подоплека клонирования. Все психологические и этические аспекты отходят на задний план, уступая место так называемому «резонансу души» Это определение одного из персонажей – ученого, похищенного лабораторией для секретных опытов. Он уверен, что душа умершего, не найдя покоя, возвращается к клону и находится всегда при нем. Неизвестно, будет ли дано ей упокоение или она так и застрянет между мирами?

Метафизика, раздвоение личности, детские запретные воспоминания – все это облечено в неспешную и созерцательную форму. Здесь нет прямого контакта со смертью, как и в фильмах Хичкока. Если человек или клон умирает, то нам показывают быстро текущую речку или руку, зажавшую в последнем порыве игрушечный самолет. Картина больше напоминает медитацию, похожа на песню матери главного героя, и затрагивает слишком большой спектр вопросов, на которые, похоже, так никогда и не найдутся ответы…

Мистическое настроение и у картины эстонского режиссера Вейко Ыунпуу «Искушение святого Тыну». Эпиграфом к сюжету служит строчка из «Божественной комедии» Данте, а сама история о поиске истины носит кафкианский характер. Особенно поначалу, когда главный герой – директор завода – попадает в полицейский участок. Но искушение Тыну начинается с самого начала, когда он разрешает посидеть в своем новом автомобиле человеку, пострадавшему в автомобильной аварии.

«Ты хороший человек!» - на протяжении всей картины твердят нашему герою. Это-то и сломало человека, заставило его возгордиться, поверить в то, что он есть сама доброта. Но в нашем мире нет места добру, зло побеждает на каждом углу, и любой святой в миру сдастся под напором страстей, пусть даже уже и за порогом смерти.
Отдельное спасибо режиссеру за то, что после такого местами смешного, местами трагического фильма о борьбе добра и зла в человека в голове и в душе, несмотря на обилие событий и Дени Лавана, возникает лишь мысль: «Вот и отобедали Равшаной

Кино разное. Нудное и динамичное. Непонятное и простое. Экспериментальное и жанровое. На любой вкус и цвет, как говорится. Но «2morrow» все же отдает дань экспериментальному, что и отражено в документальной картине Селин Данье «Пустой город», включенной в программу «DOC_открытия современной арт-богемы».
Если в «Провидцах» Уоркмана из этой же программы речь идет об истории киноавангарда, то Данье рассказывает нам о практически неведомых нам нью-йоркских движениях кино андеграунда 1977-1987 годов. Единственный творец из той эпохи, знакомый широкому зрителю, - это Джим Джармуш. Об остальных, в основном, кто-то знает понаслышке, но большинство не знает ничего. Но теперь можно с уверенностью сказать хоть что-то, раз про них зашла речь на фестивале. Правда, все равно работы Эмоса По, Эрика Митчелла, Ника Зедда мало кому придутся по душе, потому как они слишком жестки, жестоки и попросту неприятны для восприятия.

И все-таки они повлияли на многих кинематографистов. Из этого кино пришли в большой мир Джим Джармуш, Том ДиЧилло и Стив Бушеми. А образность и мышление перешло и в мейнстрим, и в современный артхаус. По крайней мере, «Сокровище» Ли Дэниелса, который, к слову говоря, входит в состав жюри «Завтра», сильно напоминает те провокационные ленты.

Жаль, конечно, что и американцы довольно часто пользуются цензурой. Иначе бы эти движения выросли в отдельные стойкие направления, а не заглохли под напором домовладельцев, нью-йоркских властей, наркотиков, СПИДа и славы.
Но слава славой, а жизнь и смерть расставляют все точки над i.

На сегодня все, но мы не прощаемся. Фестиваль закрывается завтра, а значит – следите за нашим дневником.


фотографии

Обсуждение

анонс