ММКФ. День 3

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

ММКФ. День 3

Вчера посмотрел конкурсное «Чудо» режиссера Прошкина – вполне себе претендент на победу, учитывая, кто у нас в этом году председатель. Сюжет, если кто не знает, такой – однажды в городке Гречанск девки устроили танцульки, одна в пьяном угаре решила сплясать буги-вуги с иконой Николая Угодника. Тут сверкнула молния, все разбежались, а девка так и застыла с иконой в руках где-то на полгода. Так как все это произошло в 50-х годах, в райсовете стали думать, как это дело замять, чтобы непередовые селяне не мешали строить коммунизм.
И вот что удивительно – с таким сюжетом (там ближе к концу на чудо приходит поглядеть... впрочем, лучше не портить удовольствие), с Маковецким, с Хабенским должно же, черт побери, выйти хоть что-то, ну, не знаю, трогающее, задевающее, что ли. А получилось как-то совсем никак. По традиции поучительный сценарий Юрия Арабова (не очень остроумно играющего словом «чудо» в каждой третьей реплике), оператор повторяет избитый прием, тасуя крупные планы православных женщин с общими, где заводы с фабриками. Но больше всего не устаю удивляться другому. Там же в конце этот пресловутый титр «Основано на реальных событиях». Вот почему даже он у нас не спасет от того, чтобы фильм не выглядел претенциозной притчей? Не знаю, право, но еще раз убеждаюсь, что в нашем кино икона в кадре служит чем-то вроде индульгенции. Ладно, оставим фильм «Чудо», кому интересно, сегодня в «Октябре» в 19.00 и 24 июня там же в 23.00.

Еще из интересного сегодня: фильм «Посредник» германо-грузинского производства в 22.00 в «Октябре» и «Клиентка французского жиголо» в том же «Октябре» и тоже в 22.00. Плюс в рамках российской кинопрограммы "Обстоятельства" Павла Руминова в Доме Кино в 19.30

А пока начинаются самые интересные пресс-показы (они, напомню, проходят обычно за день до показа на фестивале, поэтому мы успеваем вас вовремя информировать). Сегодня будет Кен Лоуч, который заведомо плох, но идти стоит из уважения к классику, и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. И вот тут действительно страшно. Муратова она ведь из тех наших режиссеров, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, она из тех, на которых всегда можно положиться, она ведь за свою почти полувековую карьеру не сняла ни одного объективно плохого фильма, она в 70 лет сняла, возможно, свой лучший фильм, она создала свой киноязык, свой мир со всеми этими «Баранину не выбивать» и повторяющимися репликами. А сейчас – какой-то святочный рассказ про униженных сирот с хронометражем «Астенического синдрома». Страшно. Если в течение этих двух с половиной часов весь этот ее мир будет планомерно разрушаться, станет дико обидно, конечно. Ладно, нечего хоронить до анализа, ждите новостей, в общем. Они появятся прямо здесь.

Леонид Марантиди, 21 июня, 13.58

*

Ну что ж. До последнего не хотелось верить. Признаюсь, до последнего не хотелось об этом писать. Но днем неосторожно дал обещание, поэтому буду отчитываться. Муратовская «Мелодия для шарманки» - это такой прыжок с небоскреба с последующим предсказуемым впечатыванием в асфальт. Не думал, что когда-нибудь смогу обездвиженный просидеть 160 минут с открытым ртом и держась за голову, но вот всякое в жизни случается. 160 минут огромной чугунной гирей разрушается одинокое величественное здание, которое, казалось, не обветшает никогда. 160 минут Муратова неторопливо вписывает свою фамилию в ряд Рязанов-Михалков-Говорухин.

Объективно говоря, все далеко не безнадежно: все-таки Муратова – великий режиссер, и это отчетливо видно даже в ее первой действительно неудачной ленте. Здесь посреди банальной и плоской первой части фильма (главные герои, дети-сироты, приезжают в незнакомый им город и живут на вокзале) вдруг возникает гениальный эпизод с сердобольной женщиной, которой случайно достаются пятьсот евро. Здесь гениально использован саундтрек – три раза подряд крутится композиция Земфиры «Господа», чтобы тут же смениться следующей далее в альбоме песней про Марину Цветаеву – во-первых, так раньше точно никто не делал, во-вторых, только Муратовой могло прийти в голову поставить эту музыку именно в этот, казалось бы, самый неподходящий момент – безумно круто. Потом, конечно, Литвинова в маленькой карикатурной роли феи и Нина Русланова в лохмотьях. Да и, в конце концов, главный ход отличный – не просто констатировать жестокую реальность, а обернуть ее в лубочную рождественскую сказку, в которой мы все пребываем, прячась от той самой реальности.
И тем более, и тем более, и тем более безумно обидно признавать, что в этот раз овцы пожрали людей. Откуда в так восхваляемом мною герметичном мире Муратовой завелись такие овцы, ума не приложу. Фирменные муратовские сценки с повторяющимися фразами и чудаковатыми героями резко перешли в разряд скетчей и анекдотов. Вершина этой трансформации – оперный певец басом протягивает «Вы вступили в говно». А сцена с героем войны, которого не пускают в зал повышенного комфорта? Это же даже для кино «Старые клячи» чересчур.

Когда два года назад в фильме «Два в одном» у Муратовой впервые в кадре появился мобильный телефон, причем, не просто появился, а стал отдельным героем пьесы, это было свежо, дерзко, неожиданно, а главное, сюжетно необходимо. Здесь, какое там мобильник, есть и камеры слежения, и широкоплазменные мониторы, все символизируют понятно чего, все скатывается в непреодолимую банальность.

Человек, который с бескомпромиссностью Склифосовского поставил двадцать лет назад самый точный диагноз – тотальный астенический синдром – теперь при помощи лимузинов и мобильников три часа избитыми фразами кричит, страшно сказать, об эпидемии бесчувственности. Опомнитесь, Кира Георгиевна, какая бесчувственность, вы диагностируете давно остывший труп. Ему не нужно кричать на ухо. Ему бы настройщика…

Леонид Марантиди, 22 июня, 2.35

*

Не думаю, что Кен Лоуч был плох, хотя я променяла его на картину из программы "8 1/2 фильмов" "Изумительный" итальянского режиссера Паоло Соррентино. Герой фильма - известнейший итальянский политик Андреотти, который избирался семь раз на пост премьер-министра, пережил всех своих врагов, олицетворял собой сосредоточение власти, а потом его судили по обвинению в коррупции и связью с мафией. Фильм на политическую тему собрал столько народу, что поначалу кое-кто даже смотрел, стоя (правда, не все досидели до конца). Эта картина была в конкурсе на Канском фестивале год назад, но до нашего проката так и не дошла в связи с тем, что в нашей стране мало интересуются своей-то политикой, не говоря уже об итальянской. "Изумительный" - сложный по построению, изобилующий поясняющими титрами фильм, но сделан просто классно. Композиция кадра, монтаж, замедления, ракурсы, фокус - все радует глаз и не дает скучать. Повтор 25 июня, 14.30.

В "Свободной мысли" сегодня давали "Тайсона" - документальная исповедь, автобиография человека, чье имя известно каждому. Тайсон рассказывает всю свою жизнь, с самого детства, честно, искренне, открывая мотивировки тех поступков, которые трактовались прессой в разное время его карьеры. Иногда эта исповедь становится похожа на то, как изливают душу в группах реабилитации, "анонимные алкоголики" и т.п. Но, нельзя не признать, что заглядывая в душу человека, узнавая, как там все устроено, начинаешь по-другому его воспринимать и больше ценить. И может быть больше ценить вообще людей. Фильм сопровождается огромным количеством документальных материалов - репортажи новостей, старые интервью и, конечно, кадры боев Майка Тайсона. Массу разнообразных эмоций я получила. Вообще, после документального кино, игровое кажется ненастоящим, подделкой. Повтор 22.06. в 12.30.

Посмотрела несколько картин в программе "Перспектива", которая во многом интереснее основной конкурсной. Фильм "Я тебя съем" после успеха на пресс-показе собрал полный зал. "Последний разговор", официальная премьера которого завтра, вовсе не "кино", а демонстрация возможностей: съемка одной говорящей по телефону женщины двадцатью пятью камерами, пока она едет на машине в течение часа. Стилистически на "Джерри" похоже. Она все едет, и едет, и едет... Относительно неплохая картина российского режиссера Андрея Эшпая "Событие" тоже участвует в конкурсе "Перспективы". Фильм снят по одноименной малоизвестной пьесе Набокова, и в нем заняты такие известные актрисы как Чулпан Хаматова, Евгения Симонова, Ольга Прокофьева. После картины состоялась интересная пресс-конференция, о которой мы обязательно напишем завтра, то есть уже сегодня.

Екатерина Визгалова, 22 июня, 3.27.

фотографии

Обсуждение

анонс