Зимняя эйфория/ «Рок-н-ролльщик» Гая Ричи

Кино-Театр.РУ

Фестивальная колонка

Зимняя эйфория/ «Рок-н-ролльщик» Гая Ричи

Русский миллиардер Юрий (Карел Роден) хочет совершить махинацию с приличной долей дорогостоящей лондонской земли. Миллиардер жаждет построить футбольный стадион, но на сбор всех разрешений уйдут годы, а ему, понятное дело, хочется здесь и сейчас. Тогда он обращается за помощью к местному криминальному авторитету, гангстеру старой закалки, Ленни (Том Уилкинсон). Тот, то ли в силу своей природной глупости, то ли из-за сложных отношений с сыном-музыкантом (тот самый рок-н-ролльщик (Тоби Кеббелл)) теряет (теряет тут в самом что ни на есть прямом смысле) вместе с миллионами олигарха крайне дорогую русскому картину, приносящую вместо обещанной компаньоном Юрием удачи одни неприятности. И все это происходит, понятное дело, на фоне приключений мелких лондонских мошенников, (Том Харди, Индрис Эльба, Джерард Батлер) которые не по своей воле оказываются в самом центре больших криминальных разборок.

Говорить о сюжете новой картины Гая Ричи достаточно сложно и бессмысленно. Во-первых, пересказ любого фильма британца обречен на провал – Ричи мастер деталей и лирических отступлений - что называется, нужно видеть. Во-вторых, сюжетные перипетии в точности повторяют коллизии первых двух его фильмов (правда, повторение это лишь содержательного толка - с формой теперь у режиссера явные проблемы - но об этом чуть позже). По трейлеру в принципе становится ясно, что именно будет в фильме и чем все в итоге закончится, за одним «но» – на этот раз конец предполагает продолжение.

Если в предыдущих «гангстерских» картинах Ричи герои в конце концов все же получали по голове – то здесь мы можем наблюдать полное торжество безнаказанности. Герой, чье прозвище вынесено в название фильма за два часа экранного времени успевает наломать столько дров, что по логики вещей закончить он должен либо в полиции, либо умереть (что обычно случается с гиперболизированными психами у Ричи). Но то ли перед нами сверхчеловек, герой, равных которому у Ричи не было, то ли новый автор, другой Гай Ричи. На самом деле, очевидно, что второй вариант более вероятен, и мириться с этим все же придется.

«Рок-н-ролльщик» до своего выхода имел вполне очевидный статус фильма-возвращения. После без малого шести лет Ричи вновь обращается к тематике, которая, в общем-то, и возвела его на Олимп современной киноиндустрии. Было ясно, что британскому режиссеру очень хотелось вернуть свое славное имя и, кажется, именно это желание сыграло с ним злую шутку. Постоянное давление со стороны прессы и поклонников (как бы Ричи ни отнекивался в интервью – но общественное мнение играет свою роль) заставило в прямом смысле слова напихать в фильм все то, чем славились первые две картины Ричи – только вышло в итоге безвкусно и как-то без души.

В постоянно меняющихся планах и привычном клиповом монтаже Ричи больше нет того задора и стиля – все это больше походит на отчаянные и неудачные попытки британца вернуть свой собственный стиль, утерянный в восьмилетнем забвении. С сюжетом, который у Ричи раньше получался куда более лихим и непредсказуемым приблизительно такая же ситуация – для повторения не хватает то ли задора, то ли вкуса и чувства меры. В те редкие моменты, когда Ричи не пытается повторить самого себя почти десятилетней давности, выходит еще хуже – показательный пример этого концовка. Неожиданно детективная развязка «Рок-н-ролльщика» у Ричи вышла крайне натянутой и неуместной, отдающей скорее картиной «Козырные тузы», где после кроваво-рок-н-ролльного действия в конце зрителю представляется неуместная развязка с предателями, спецслужбами, старыми-добрыми гангстерскими временами и пластическими операциями. Ясно, что такие истории, как «Рок-н-ролльщик» так не заканчиваются, и казалось бы кому, как ни законодателю мод в этом жанре, не знать этого – но выходит все наоборот. Ричи попадает в ловушку, которую кажется сам создал своими идеальными с точки зрения драматургии «Картами, деньгами и двумя стволами» и «Большим кушем» - в итоге вышло, что сам Ричи запутался, и обещание продолжения «Рок-н-ролльщика» тому верное подтверждение.

Удивительней всего, что фильм, вышедший во всем мире под названием «RocknRolla», того самого, пресловутого рок-н-ролла содержит крайне мало. Саундтреки картин «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», не имевших к музыки ровным счетом никакого отношения, были куда более достойными и интересными. Что же касается героя Тоби Кеббела, то вышел он достаточно неудачным и плоским, больше походящим на стереотип, причем далеко не самый современный. Сыграв в вышедшем у нас в прошлом году фильме «Контроль» Антона Корбайна едва ли ни самую яркую по-настоящему рок-н-ролльную роль, Кеббелл в картине Гая Ричи больше походит на американского отморозка с оголенным торсом, чем на английскую музыкальную звезду, частями списанную с Пита Доерти.
И все же, «Рок-н-ролльщика» стоило ждать. Стоило хотя бы потому что фильм смешной, стоило, потому что кроме Гая Ричи, пожалуй, никто не умеет писать такие диалоги. В конце концов, кто, как ни Ричи, может в течение всего фильма шутить на давно избитую тему гомосексуализма так удачно. В общем-то хотя бы поэтому стоит смотреть «Рок-н-ролльщика» - вот только одно «но»: стероидный Батлер уж никак не замена Джейсону Стетхему – но тут, кажется, никто и не смел сомневаться.


Обсуждение

анонс