«Беспредел» Такеши Китано

Кино-Театр.РУ

Арт-хаус в кино

«Беспредел» Такеши Китано

Напоминая темную реку, по обычной японской дороге едет кортеж из нескольких черных мерседесов с уже классическими тонированными стеклами - главы нескольких преступных кланов собираются на поклон к Председателю. Крестный отец, японец преклонного возраста, проявляет смекалку, - недаром столько лет у власти – и стравливает лидеров двух сильнейших группировок (Икэмото и Мурасэ), побратавшихся в тюрьме. Теперь они борются за право контролировать оборот наркотиков: все начинается с игры мускулами, а заканчивается трупами, как всегда у Китано, в решето. Классическая схема работала до этого много веков, но в XXI-м столетии дала сбой.

«Беспредел» Такеши Китано

После «трилогии разрушения» («Такешиз», «Банзай, режиссер!» и «Ахиллес и черепаха») Китано на время оставил поле рефлексии и вернулся к суровому кино о трудной жизни якудза. В этом криминальном мире все подчинено жесткой иерархии, а механизм мести отлажен настолько, что, разросшись до размеров мини-Гражданской войны, сметает и правых, и виноватых. Нарушить его ход способен лишь архаичный Отомо (Китано), живущий по законам, чей срок годности уже истек. Это не «кодекс чести», но «правила настоящего якудза», куда по-прежнему входит отрубленный палец в качестве извинения.

«Беспредел» Такеши Китано

«Беспредел» выглядел бы монолитной и непроницаемой драмой, японской песней на мотив культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы, если бы не привычное для Китано отрицание любой иерархии. Даже в самой консервативной преступной организации всем понятно, что принятый давным-давно порядок имеет свойство устаревать. В «Железной хватке» братьев Коэнов на Диком Западе юридический закон пришел на смену закону сильнейшего, а в «Беспределе» желание карьерного роста взяло верх над жаждой богатства. «Карьера дороже денег», - признается полицейский, бывший боксер, который постоянно уговаривал Отомо сдаться. И в фильме про иерархию наглядно показано, что деньги в сравнении с достойным «статусом» не стоят ничего. Ведь уже нет смысла нагревать позднего клиента на солидную сумму за вечер с гейшами и пивом, когда можно выйти на мировой рынок и заняться практически легальным промыслом в более крупных размерах. Да и бахвалиться тем, что ты якудза, со временем надоедает.

«Беспредел» Такеши Китано

За те три года, что «Беспредел» шел до российского рынка, он обзавелся продолжением (вторая часть дилогии - «Полный беспредел»), но не выпал, а, кажется, даже крепче врос в нынешний мировой контекст. Старомодная история про двуликих начальников, взбалмошных подчиненных, непрекращающиеся предательства и постоянную месть в руках Китано становится ответом на вопрос "А что вообще в мире делается?", который режиссер упаковал в фирменную обертку. Когда где-то гремит очередной взрыв или умирает видный общественный деятель, то происходящее напоминает механизм, описанный и озаглавленный «Беспределом».

«Беспредел» Такеши Китано

Но не в этом самая соль. Борясь с жанровыми клише, Китано не забывает про любимые маркеры: бейсбол, бокс, отрубленный палец, фары в ночи, пульсирующие японские улицы. Среди этих повторов и самоцитат всегда найдется место для грустной поэзии, когда черный автомобиль с тонированными стеклами едет, отделенный от моря крохотным молом, ничтожным по сравнению с мощью стихии.

«Беспредел» в прокате с 25 апреля

Ссылки по теме:

«Ахиллес и черепаха» Такеши Китано. Рецензия

«Железная хватка». Рецензия


фотографии

Обсуждение

анонс