«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

Кино-Театр.РУ

Арт-хаус в кино

«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

Новый фильм Гаса Ван Сента, получивший в русском прокате бравое, почти советское название «Не сдавайся», в оригинале именуется «Restless», что означает «беспокойный, неугомонный». И, надо признаться, картина оправдывает свое англоязычное название – после просмотра зрители взволнованно выходят из кинотеатра, оглядываются по сторонам, прячут носовые платки и судорожно пытаются вспомнить о чем-то важном: и о своих истинных желаниях, и о своих юношеских мечтах, и о любви, которая проходит сквозь все преграды, и о смерти, которая ждет каждого из нас.

«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

История любви девушки, больной раком, и парня, пережившего клиническую смерть и потерявшего в автокатастрофе родителей, на первый взгляд кажется чересчур наивной и сентиментальной. Такой сценарий в руках начинающих режиссеров может превратиться и вовсе в скучную мелодраму для девочек: подумать, посмеяться, поплакать. Но удивительно, как в руках мастера эта формула приобретает иные краски, ведь суть просмотра любого фильма Гаса Ван Сента заключается не в том, что он снимает, а как.

«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

3 года спустя после выхода на экраны фильма «Харви Милк», киносообщество ждало от Ван Сента чего-то подобного, так как, петляя между маргинальным кино, классикой, стандартными голливудскими проектами и участием в интернациональных киноальманахах, автор, несмотря ни на что, остается собой. И чувствуется, что его последняя работа – это тоже возможность «просто побыть собой»: аскетизм сюжета (дебютный сценарий актера Джейсона Лью), простота и незамысловатость диалогов, особая внутренняя оптика, через которую автор видит окружающую действительность (которую удивительно сумел передать оператор Харрис Савидес, работавший с Ван Сентом на фильмах «Харви Милк», «Последние дни», «Слон», «Джерри») и повышенный интерес к миру подростков – тема, которая не первый раз оказывается для режиссера особенно близкой и понятной.

«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

«Не сдавайся» - это красивый, мечтательный и несколько галлюциногенный фильм о самом приземленном, то есть близком к земле - это фильм о смерти. Но через призму любви. Очень избирательно и тонко Гас Ван Сент рисует трогательные отношения двух необычных молодых людей – Аннабель (Миа Васиковска, известная по фильмам «Алиса в стране чудес» Тима Бертона и «Джейн Эйр» Кэри Фукунага) и Энока (обаятельный дебют Генри Ли Хоппера, сына Дениса Хоппера). Она – воплощение добродетели - увлечена Дарвином, любит рисовать птиц и носить старомодные платья. Он – опустивший руки бунтарь – игнорирует школу, ходит на похороны к незнакомцам и дружит с приведением японского летчика-камикадзе. Но оба они идеально подходят на роль современных Ромео и Джульетты – молодые, отчаянные и обреченные на страдание и смерть. Тандем Васиковска-Хоппер выглядит пусть и не слишком убедительно и глубоко, но чувственно, как в фильмах Микеланджело Антониони и Вонга Кар-Вая, а также невероятно мило, немного напоминая сборник излюбленных трюков для любителей пофантазировать, как, например, в фильмах «Амели» Жан-Пьера Жене, «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, «Наука снаМишеля Гондри и «Влюбись в меня, если осмелишься» Яна Самюэля. Но, тем не менее, когда смотришь на эту пару, чувствуешь какую-то теплоту, добрую грусть, ведь в такой истории нет и не может быть острого реализма, разбивающего все иллюзии детства: эти их причудливые наряды, чтение книг про птиц, игра на ксилофоне, инсценировка-репетиция смерти, - во всем сквозит ощущение игры, первой юношеской любви и, как ни странно, полная уверенность, что смерти нет. А ведь если смерти нет, то зачем же тогда ее бояться?

«Не сдавайся» Гаса Ван Сента

В целом, новый фильм Гаса Ван Сента – очередная творческая победа режиссера. Победа не только над страхом смерти, но и над пошлостью и банальностью бытия.


фотографии

Обсуждение

анонс