«Красный штат» Кевина Смита

Кино-Театр.РУ

Арт-хаус в кино

«Красный штат» Кевина Смита

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что получится, если объединить сюжеты фильмов Стивена Спилберга и Дэвида Линча? Или Бергмана и Копполы? Думаю, кто-нибудь обязательно об этом мечтал, иначе бы «Красный штат» Кевина Смита не представлял бы собой дикую смесь Тарантино, Родригеса и братьев Коэнов. От первых двух в картине присутствуют драйв и диалоги, а от последних – манера повествования и иносказание.
Хотя поначалу все выглядело, как в ужастиках 80-90-х, где действие разворачивалось вокруг молодых людей, оказавшихся наедине с маньяком. Но с появлением безумного священника Эбина Купера картина обретает коэновское звучание…

«Красный штат» Кевина Смита
Итак, Кевин Смит все-таки осуществил свою мечту – снял-таки хоррор. И все же он не был бы самим собой, если бы не расширил рамки своего фильма дальше жанра «фильма ужасов». Перед нами не столько триллер про безумных религиозных фанатиков, сколько сатира на американское общество со всеми его составляющими: продажной полицией, коррумпированными властями, слепо исполняющими приказы военными. Перед нами также жестокий и кровавый экшн, черная комедия и серьезная драма с размышлениями о жизни, религии и смерти. Режиссер жонглирует всеми жанрами, словно ребенок, добравшийся до вожделенной игрушки, чем сильно напоминает Родригеса и Бессона. Но, тем не менее, он практически не оставляет надежды для человечества, пусть сюжет и заканчивается подобием хэппи-энда.
Но Кевин Смит – не первый и не последний, кто переживает кризис (как свой собственный, так и всеобщий). Бела Тарр с упоением рассказывает о личном Апокалипсисе каждого человека в «Туринской лошади». Ларс Фон Триер копается в себе, после чего появляются «Антихрист» и «Меланхолия». Алексей Балабанов признается в саморазрушительной силе своего творчества в «Кочегаре». А Ким Ки Дук и вовсе уничтожает себя в «Ариране» в тщетных попытках самоутвердиться.

Пессимизм и безысходность царят в кинематографе последних десяти лет, начиная с «Возвращения» Андрея Звягинцева. И каждый норовит внести свою лепту в осознании надвигающегося конца света. Не избежал этой участи и Кевин Смит, решивший ступить на неведомую для себя terra nova хоррора. Только в его взгляде слишком много цинизма и юмора, чтобы воспринимать все сказанное всерьез.

В результате, перед нами хоть и неоднозначное, но довольно предсказуемое в своей якобы непредсказуемости произведение. Нет никаких положительных героев, минимум музыки, снято все, как говорится, «с руки», а мысли все укладываются в простые житейские мудрости, известные еще со времен Всемирного Потопа: «не убий», «чти отца своего» и т.д., и т.п. И лишь актеры Майкл Паркс (и ведь фамилия-то какая у его персонажа – Купер!) и Джон Гудман (тот самый маньяк из коэновского шедевра «Бартон Финк») способны одухотворить своей блестящей игрой ходульные схемы и послания.

«Красный штат» Кевина Смита
Поклонники Кевина Смита вряд ли оценят его уход от комедий по достоинству, а простые зрители будут озадачены либо минимумом «мяса», либо медленным действием. Поэтому «Красный штат» стоит рекомендовать к просмотру лишь тем, кто уважает попытки режиссеров заняться не привычным для себя жанром и интересуется религиозным фанатизмом…


Обсуждение

фотографии