«Субмарина» Ричарда Айоэйда

Кино-Театр.РУ

Арт-хаус в кино

«Субмарина» Ричарда Айоэйда

Многим памятен весело-меланхоличный бег Антуана Дуанеля по узким улочкам. Кто-то помнит и аскетичные титры на ярком фоне у Годара. А некоторым запомнилась «Зази в метро» Луи Маля.

Из этих и других прекрасных явлений «новой волны» и сложил свою восхитительную мозаику Ричард Айоэйд, бывший актер, Мосс из «Компьютерщиков», а ныне подающий надежды режиссер.

«Субмарина» Ричарда Айоэйда
Его «Субмарина» просто напичкана всевозможными цитатами, отсылками и ассоциациями. В комнате Оливера Тейта, нескладного и незаметного подростка, на стене висит плакат с Аленом Делоном из «Самурая». Да и само имя героя вызывает массу воспоминаний, начиная от Чарльза Диккенса и заканчивая Шэрон Тейт. А Джордана Бивер, милая пироманка с экземой на руках, разумеется, вмещает в себя многие женские (точнее, девичьи) образы, напоминая одновременно и Зази, и Рамону Флауэрс, и Убивашку. Хотя, конечно, это лишь мои ассоциации, у Айоэйда, наверняка, возникали другие образы, когда он создавал свою дебютную картину.

Картина настолько потрясающе, мощно и уверенно снята, что порой сомневаешься – а дебют ли это? И все же на моей памяти были и другие успешные дебютанты-режиссеры среди актеров, поэтому сомнения в сторону.

Память – основная и самая притягательная черта «Субмарины». Мы наблюдаем за переживаниями героя его глазами и вместе с ним проходим через его отрочество, а следовательно, постоянно сравниваем себя с ним, отыскиваем в нем свои черты, пусть и чрезмерно максималистские и вычурные.
Еще одна особенность, заставляющая сопереживать всем героям, - это визуальная составляющая. В картине незримо присутствуют Годар и Трюффо. Временами перед нами возникает «фильм в фильме», заснятый на 16-миллиметровую пленку. Попадаются и стоп-кадры, а сам фильм поделен на части, образуя собой повесть о постепенном взрослении. Оператору Эрику Уилсону прекрасно удается передать меланхолию Оливера через лицезрение прибрежного ландшафта Уэльса, отвечающего всем требованиям молодежных субкультур современности. Все в серо-синих тонах, и лишь красное пальто Джорданы утешает уставший от серости глаз.

«Субмарина» Ричарда Айоэйда
Стоит ли говорить о том, как хороши актеры и как прекрасна музыка Алекса Тернера из Arctic Monkeys. Наверно, лучше промолчать. Это надо самому увидеть, окунуться в необычный и слегка сдвинутый по фазе мир Оливера Тейта. А заодно и посмеяться над смешными взрослыми в исполнении Ноа Тейлора, Салли Хокинс и Пэдди Консидайна. И уйти из кинозала, навсегда оставив в сердце прекрасную Ясмин Пейдж.


фотографии

Обсуждение

анонс