Ольга Пыжова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Ольга Пыжова фотографии

Пыжова Ольга Ивановна

30.11.1894 - 07.11.1972

Фильмография: 7 работ в 7 проектах

биография

30 ноября 1894, Москва, Российская империя — 7 ноября 1972,
Москва, СССР.

Училась в Институте благородых девиц. Когда умер отец семья перехала в Петербург, поближе к сестрам матери. К тому времени Ольга закончила курсы бухгалтерии. Уже в 17 лет пошла работать сначала в семенную контору, чтицей в богатую семью. В Петербурге сразу же начала работать в отделении банка , потом - в архивном отделе Сената. По рекомендации своей тети, писательницы Е. Султановой, впервые участвовала наряду с профессиональными артистами в благотворительном спектакле "Белая лилия" (Вл. Соловьева, пост. Н. В. Петрова, тогда Коли Петерса).
Во время петербургских гастролей МХТ в апреле 1914 прорвалась к Немировичу-Данченко, который пригласил на экзамен в Москву. Через полтора месяца, обойдя двухсот претендентов, была принята в Первую студию МХТ.
По окончанию студии МХТ и стала актрисой этого театра (с 1924 - МХАТ 2-й).

Из-за конфликта с М. Чеховым вместе с некоторыми актерами, так называемой "группой Дикого", в 1928 году перешла в Театр Революции, где проработала до 1934 г.

Актриса сменила много театров, но главным её увлечением стала работа с молодым поколением: преподавала актёрское мастерство в студии Евг. Вахтангова, театре-студии имени Ермоловой, а с 1924 года сосредоточилась на ГИТИСе.
В годы войны работала в театре имени Моссовета в Алма-Ате, ставила спектакли в Казахском театре драмы имени М. Ауэзова.

С 1942 года преподавала во ВГИКе, а после войны, в 1949 году, вместе с Борисом Бибиковым возглавила актёрскую мастерскую.

В 1945 году оставила окончательно сцену, так и не сыграв свою последнюю роль - Аркадиной в "Чайке" на сцене Театра им. Моссовета. Причина - из-за тяжелой болезни актрисе грозила слепота.

Внесла неоценимый вклад в воспитание нескольких поколений кинематографистов. Среди её учеников: Нонна Мордюкова, Руфина Нифонтова, Майя Булгакова, Вячеслав Тихонов, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина, Леонид Куравлёв, Софико Чиаурели, Тамара Носова, Любовь Соколова, Майя Виноградова, Тамара Сёмина.

В 1948-1950 годах - художественный руководитель Московского Центрального детского театра.

В 1939 году Ольга Пыжова первой из советских актрис получила звание профессора по кафедре актёрского мастерства.
Многие годы руководила национальными студиями при ГИТИСе (Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской). Её ученики составили ядро трупп многих республиканских театров.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), Татарской АССР (1949) и Таджикской ССР (1964).
Муж - актер,режиссер и педагог Борис Бибиков.
Дочь - писательница и драматург Ольга Пыжова. При участии дочери Ольгой Ивановной написана книга "Призвание" (Москва "Искусство", 1974).

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (1 участок).

театральные работы

Первая студия МХТ:
1915 - "Потоп" Ю. Бергера - Лицци;
1917 - "Двенадцатая ночь" - (Виола и Себастьян),
1919 - "Балладина" Ю. Словацкого (пост. Р. Болеславского) - Гоплана;
1922 - "Архангел Михаил" Н. Бромлей - Люсиль (три раза был показан и снят с репертуара как неудачный)
1924 - "Вишнёвый сад" - Варя;
1924 - "Хозяйка гостиницы" Гольдони - Мирандолина (спектакль прошел с успехом во Франции и Америке, но в Москве не был сыгран)
"Синяя птица" - Фея Бирюлина;
"Где тонко, там и рвется" И. Тургенева - гувернантка Бьенэмэ

Вторая студия МХТ:
1916 - "История лейтенанта Ергунова" И. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) - Колибри

МХАТ 2-й
1925 - "Диалоги" А. Шницлера
"В 1825 году" Н. Векстерн - Варенька;
"Король Квадратной республики" Н. Бромлей - Катарина Хель;
"Евграф - искатель приключений" А. Файко - Краевич

Театр Революции
1928 - "Человек с портфелем" А. Файко - Ксения Треверн;
1929 - "Инга" А. Глебова - Вероника;
1934 - "Личная жизнь" В. Соловьева - парторг Лена;
1935 - "Ромео и Джульетта" В. Шекспира - Кормилица

Московский государственный театр для детей (Третий детский театр)
1937 - "Сказка" М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)
1940 - "Двадцать лет спустя" М.Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)

Театр Моссовета
"Нашествие" Леонова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова) - Таланова, мать Федора;

Центральный детский театр
1950 - "Двадцать лет спустя" М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)

призы и награды

Сталинская премия третьей степени (1950); за постановку спектакля «Я хочу домой» С. В. Михалкова в ЦДТ (с Б. В. Бибиковым).

театр

фотографии

публикации

  • Анатолий Мариенгоф

    Ольгу Ивановну Пыжову я бы тоже отнёс к ряду некрасивых красавиц. Разноцветные глаза этой актрисы Художественного театра воспел в своём рассказе один из «Серапионовых братьев». Язычок у Пыжовой был тонкий и острый, как лезвие бритвы, которая почему-то называется безопасной. А о пыжовском нраве следовало бы сказать приблизительно те же слова, что сказал Пушкин о комедии Бомарше:

    Откупори шампанского бутылку

    Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

    Справедливость этого пока ещё может кое-кто засвидетельствовать. Через год, другой, третий — ещё меньше. Не за горами тот день, когда их не сыщешь и днём с огнем. А жаль! Хорошие свидетели. Они умели и настоящими стихами побаловать человека, и на сцене играли неплохо, и недурно ставили пьесы, и могли до вторых петухов с толком и жаром поговорить об искусстве.

    ...Так вот: эти немногие свидетели могут подтвердить, что когда Ольга Ивановна была в настроенье, — а в те времена это не являлось редкостью, — она с лихвой заменяла для нашей небольшой компании бутылку шампанского, на которую не всякий день мы могли раскошелиться.

    […]

    Не знаю, как другие, а в особенности литературные критики, но лично я верю в любовь с первого взгляда. Верю хотя бы потому, что сам так влюбился. Кроме того, и отец английской драматической литературы сказал: «Тот, кто любил, всегда любит с первого взгляда». В той же степени, если даже не больше (и тут некоторый опыт у меня имеется), верю и я в дружбу с первого взгляда. Именно так — с первого взгляда подружился я с Сергеем Есениным, с Сергеем Образцовым, с Ольгой Пыжовой. Вероятно, подобное случается только в молодости, когда трезвый ум, к счастью, не слишком вмешивается в наши чувства.

    В конце первого вечера приятного знакомства на капустнике Камерного театра Ольга Пыжова уже с нежностью говорила и мне, и Никритиной, и Сарре Лебедевой:

    — Ну, гады…

    Нет, никогда не понять и старым и новым «этим Коганам» тёплого пыжовского слова!

    Через два дня, сверкая своими разноцветными глазами, она объявила Качаловым, с которыми была в самых тесных отношениях:

    — Сегодня после спектакля я приведу к вам трёх гадов: Мариенгофа, Никритину и Лебедеву.

    Для Василия Ивановича и Нины Николаевны слово «гад» было рекомендацией более чем достаточной.

    Едва мы сняли шубы и переступили порог, Качалов сказал:

    — Что ж, сядем за стол.

    — А я уже сижу! — крикнула из столовой Пыжова, нацеливаясь вилкой в «розовую рыбку», как она называла лососину.

    Кто не знает, что в гостях самые нудные, самые тягучие те полчаса, что выпадают на вашу долю от появления в доме до «прошу за стол, друзья мои!».

    У наших радушных хозяев (вот хитрецы!) этих тягучих тридцати минут не оказалось — увильнули от них.

    — Что ты скажешь, Вася, о моих гадах? — спросила Пыжова, жуя «розовую рыбку».

    Но Василий Иванович вместо того, чтобы ответить на её лобовой вопрос, как теперь говорится, уже наполнил большие рюмки ледяной водкой, настоянной, как полагается, на лимонных корочках.

    Наполнил и улыбнулся своей качаловской улыбкой. Мне приходится употребить этот эпитет «качаловской», «качаловская» потому, что все другие, слишком общие, могут относиться и к одному человеку, и к другому, и к третьему, а качаловская улыбка или качаловский голос — единственны.

    Мы чокнулись...

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости