Руфина Нифонтова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Руфина Нифонтова (Руфина Питаде) фотографии

Нифонтова Руфина Дмитриевна

Руфина Питаде

15.09.1931 - 27.11.1994

Фильмография: 46 работ в 46 проектах

биография

Родилась 15 сентября 1931 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (7.03.1962).
Народная артистка РСФСР (15.08.1966).
Народная артистка СССР (5.05.1978).

Семья с греческими корнями жила на Соколиной горе, недалеко от кинотеатра «Родина». Отец — Дмитрий Иванович Питаде, был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная» — внимательный, мягкий человек. Мать — Дарья Семёновна, работала на ткацкой фабрике, была ударницей-активисткой, обладала боевым характером. Брат Александр — пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Брат Борис — также погиб на фронте, брат Вячеслав — близнец Руфины.

В школе активно участвовала в работе драмкружка. После школы подала заявление в театральное — не прошла. Потом сдача вступительных экзаменов во ВГИК — не прошла. Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКа заметил профессор Борис Владимирович Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой.

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой).

Творческая судьба Р. Нифонтовой складывалась благополучно.
В 1955-1957 годах — актриса Театра-студии киноактёра.
С 1957 года — актриса Академического Малого театра.

В Малый пришла уже знаменитой киноактрисой после "Сестёр" из трилогии «Хождение по мукам». Как известно, роли в кино не очень «засчитываются» театральным миром: одно дело — пересняться в двадцати дублях ради одного удачного, и совсем другое — выйти на сцену «вживую» и сыграть «набело». Несмотря на то, что Нифонтова закончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных образов на сцене Малого.

О её характере говорит и известная в театральных кругах «история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра обсыпала дустом парадный костюм. На некоем собрании под названием «товарищеский суд» в присутствии руководства театра, разбиравшего «неблаговидный поступок» Нифонтовой, администратор был мастерски доведён актрисой до состояния, которое просто вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии».

Плодотворно и успешно складывалась работа Р. Д. Нифонтовой на радио. Она принимала участие в многочисленных радиопостановках в содружестве с такими замечательными артистами, как Р. Я. Плятт, Н. С. Плотников, Г. П. Менглет, Т. И. Пельтцер, О. А. Стриженов, Е. С. Матвеев.
В коллекции радиофонда творчество Р. Нифонтовой представлено широко: «Гроза» А. Н. Островского, в роли Катерины; «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки, в роли Алгрен; «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, в роли Комиссара; «Страницы дневника» А. Е. Корнейчука, в роли Вероники; «Иван» А. Кудрявцева, в роли Марьи; «Федра» Ж. Расина, в роли Федры; «Любовь Яровая» К. Тренева, в роли Любови Яровой; «Победительница» А. Н. Арбузова, в роли Алейниковой; «Страницы жизни Эдит Пиаф» Л. Зельмановой, в роли Эдит Пиаф; «Любовь в Старокороткино» Виля Липатова (по мотивам произведений), в роли Любки Ненашевой; «Глубокий тыл» Бориса Полевого, в роли Жени Мюллер; «Нахлебник» И. С. Тургенева, в роли Елецкой.
В разные годы актрисой были записаны на радио стихотворения Я. Полонского, Р. Джефферса, Л. Украинки, Л. Щипахиной.

В 1986—1991 гг. — секретарь Правления Союза театральных деятелей РСФСР.

Ушла из жизни 27 ноября 1994 года в Москве. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище столицы.

Литература: Рошаль Г., Руфина Нифонтова, в сборнике: Актеры советского кино, Москва, 1963.

Муж — режиссёр Нифонтов Глеб Иванович (1922-1991). Дочь — Ольга, окончила ВГИК.

Жизни и творчеству актрисы посвящена глава 54 цикла передач Леонида Филатова "Чтобы помнили".

театральные работы

Малый театр:
1957 – Илона «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки
1961 – «Взрыв» И. Дворецкого
1961 – Меела «Браконьеры» Э. Раннета
1962 – Катерина «Гроза» А. Н. Островского
1962 – Ксения Ивановна «Палата» С. И. Алёшина
1964 – Варвара «Дачники» М. Горького
1965 – Жена Края «Страницы дневника» А. Е. Корнейчука
1967 – Комиссар «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
1968 – Одинцова «Отцы и дети» И. Тургенева
1972 – Руце «Птицы нашей молодости» И. Друцэ
1972 – Полина «Фальшивая монета» М. Горького
1974 – Варвара «Летние прогулки» А. Д. Салынского
1975 – Тамара Николаевна «Вечерний свет» А. Н. Арбузова
1977 – Яровая «Любовь Яровая» К. Тренева
1979 – Лаура «Агония» М. Крлежа
1981 – Саша «Фома Гордеев» М.Горького
1984 – Мать «Утренняя фея» А. Касоны
1985 – Федра «Федра» Ж. Расина
1986 – Марья «Иван» А. Кудрявцева
1987 – Глафира «Холопы» П. Гнедича
1989 — Василиса Волохова «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого
1992 – Бережкова «Обрыв» И. Гончарова

призы и награды

Орден «Знак Почёта» (27.10.1967).
Орден Трудового Красного Знамени (4.17.1974).
Орден Дружбы народов (14.09.1981).
1956 — Кинофестиваль в Карловых Варах (Приз за лучшую женскую роль, фильм Вольница»).
1958 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актёров за 1958 год».
1960 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль за 1960 год».

театр

фотографии

публикации

  • Эта потрясающая актриса всегда поражала своей неповторимой красотой. Сейчас уже ни о чем не скажут названия фильмов, в которых она снималась, но ее лицо еще долго останется в памяти зрителей. Вот только мало кто мог подумать, что она так ужасно закончит свою жизнь. Вообще, у Нифонтовой было два минуса – это ее вздорный характер и постоянное ощущение, что случится какая-то беда…

    В юности редкое имя Руфина дополняла фамилия Питаде, которую она сменила при замужестве. Еще со школьного возраста эта рыжеволосая девочка выделялась среди всех своим характером. Он у нее был мальчишеский. И в округе она славилась как самая настоящая хулиганка, не раз исключавшаяся из школы и имевшая приводы в милицию. В школе же ее каждый раз восстанавливали за актерский талант. Она была первой звездой в школьном драмкружке. Правда, и там с ней ухо нужно было держать востро. Однажды она играла Ромео и в порыве «страсти» чуть не задавила девочку, игравшую Джульетту. Хватка у нее была крепкая. Все эти детские забавы оборвала война, на которую ушли братья. Один из них пропал без вести, другой погиб. Только третьего, брата-близнеца Славу, в силу возраста война пощадила. У Руфины были с ним всегда очень близкие отношения, крепкая кармическая связь, они чувствовали друг друга на расстоянии…

    – Руфина всегда хотела быть актрисой, но поступила во ВГИК благодаря жалости одного преподавателя, – вспоминала ее подруга Римма Сулоева. – Провалившись на экзаменах, она плакала в коридоре, он подошел к ней и выслушал ее беду. Кстати, это был Борис Бибиков, который в фильме «Приходите завтра» точно так же пожалел Фросю Бурлакову, опоздавшую на экзамены…

    Уже в институте про Руфину ходили чудовищные слухи. Например, что она приверженец однополой любви. Правда, ее подруга утверждает, что она просто дружила тоже со страстью и это не все понимали… Как бы то ни было, на втором курсе института Руфина вышла замуж за режиссера Глеба Нифонтова, который был на десять лет ее старше. Он стал ее первым и единственным мужем. Правда, по утверждению коллег, этот брак держался на понимании с его стороны. Актриса всегда была в кого-то влюблена, и у нее были романы. Но все они быстро заканчивались, и она продолжала жить в семье.

    После окончания института Руфину приняли работать в Малый театр. Там она пришлась ко двору и ей как-то сразу дали много значимых ролей. Вот только характер…

    – Взяла, например, и обсыпала дустом костюм администратора! – вспоминают коллеги по театру. – Устроили товарищеский суд. Мол, почему это сделала? А она говорит: «Вы что, не знаете, для чего дуст? Для уничтожения паразитов…» Так она наживала себе врагов.

    Все знали, что Нифонтовой ничего не стоит рубануть правду-матку в лицо зарвавшейся коллеге или обозвать режиссера нецензурным словом. Она могла и до рукоприкладства дойти. Кто-то эту непосредственность понимал, а кто-то строил козни, чтобы выжить ее из театра. И в конце концов это удалось. Главного режиссера Малого убедили, что с этой сумасшедшей уважающий себя театр работать не может. И Нифонтова отошла на малозначительные роли…

    Так и начался плохой период в ее жизни, который уже никогда не закончился… Близкие, честно говоря, ее не поддерживали. Муж уже настолько привык к перепадам настроения супруги, что ничего не воспринимал всерьез. Дочь Ольга окончила ВГИК, пошла по стопам отца. Но вот на роль мужа выбрала недостойного человека – он выпивал и крайне грубо обращался с женой. Родители сначала прервали отношения с дочерью, потом же, когда родился внук Миша, вынуждены были принять такого зятя в семью… Затем Руфина Дмитриевна потеряла сразу двух близких людей. Сначала ее племянница (дочка брата-близнеца) была зверски убита, и Руфина боялась, что и с самим Славой случится что-то, сердце не выдержит. Так и получилось. Он умер в ванной – прихватило сердце. Только через два дня его хватились, взломали дверь… Увидев ужасную картину, Руфина обреченно сказала: «Я тоже умру в ванной…»

    – Она всегда предчувствовала свою трагическую судьбу, – говорит ее подруга. – И это знание, что конец будет плохим, отравляло ее жизнь долгие годы.

    Уже после смерти брата, с которым ушла какая-то частица ее души, Нифонтова начала пить. И это притом что у нее была фактически непереносимость алкоголя. Актрисе уже после ста грамм «сносило крышу», и она не понимала, что делает. Тем не менее она выпивала снова и снова, чтобы заглушить боль… Как во сне, пережила смерть мужа, погибшего в автокатастрофе. Он возвращался от дочери, где крупно поскандалил с зятем. Тот ударился в очередной запой и нахамил тестю. В дороге у Глеба Ивановича стало плохо с сердцем, и он вырулил под колеса МАЗа. Через несколько дней после похорон актриса упала дома, ударилась виском, пришлось вызывать скорую.

    – Я все равно скоро умру, бесполезно что-то делать, – обреченно говорила она врачам в присутствии подруги.

    И действительно, той же осенью, в ноябре 1994 года, актриса погибла. Приехав с дачи в городскую квартиру, она почувствовала, что продрогла до костей. Открыла горячую воду в ванной, а из крана лился кипяток… Чувствуя слабость, пока наливается ванна, актриса прилегла на кровать и… потеряла сознание. Прошло несколько часов, прежде чем кипяток залил ванную, коридор, а затем и спальню, вода поднялась… Кто знает, пришла ли в себя актриса в последний момент? Как бы то ни было, она, как и предчувствовала, погибла от воды. Только, в отличие от брата, смерть была еще более ужасной – она буквально сварилась в кипятке! Прошли сутки, а вода все лилась и лилась… С потолка у соседей стал капать кипяток. Когда взломали дверь, людей обварило – кипяток мощным потоком хлынул на лестничную клетку… Хоронили актрису в открытом гробу, но на лицо набросили кружево – то самое, в котором она когда-то играла главную роль в спектакле «Дачники».

    Мария Дмитриева

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

пресс-центр