Впервые Раиса Гечаева исполнила роль Маймы в 27 лет и играла ее еще 30 последующих лет. Почти вся ее творческая биография связана с Чеченским Государственным театром им. X. Нурадилова. Ему она отдала молодые годы. Здесь она сыграла свои лучшие роли.
Здесь окончательно сформировалась творческая личность актрисы, здесь она утвердилась как художник, которому подвластны самые разнообразные человеческие образы. На этих подмостках к ней пришла зрительская любовь и уважение коллег.
Александр Блок сказал: «Искусство, как жизнь, слабым не по плечу». И эти слова в полной мере можно отнести к Раисе Мовлждиевне Гечаевой, народной артистке ЧИАССР, заслуженной артистке России. У Раисы сильный, гордый характер, таким, каким он должен быть у настоящей актрисы. В 2004 году актриса отметила свой 65-летний юбилей. Она считает себя счастливым человеком, говорит, если надо было бы начинать жизнь по-новому, все равно выбрала бы театр. В минуты трудности, жизненных неурядиц она черпала силы на сцене.
Театр. Он всегда волнует сво¬ей таинственностью, завораживает, интригует. Нам хочется заглянуть за кулисы, узнать, что там происходит. Мы думаем, актеры — эти баловни судьбы, хватают звезды с неба, и путь их усыпан цветами. Редко когда мы задумывались над тем, что в душе у актера. И в подавляющем большинстве мы, зрители, — эгоисты. В коллективном искусстве театра, объединяющем усилия многих людей — драматурга, режиссера, художника и целой армии невидимых зрителю бутафоров, костюмеров, осветителей, гримеров, безусловно, главенствующая роль отведена актеру.
Вот уже более 40 лет, вопреки всем трудностям, выпавшим на ее долю, долю театра, выходит эта прекрасная актриса на сцену и заставляет зрителей сотый, тысячный раз убеждаться: пока есть театр — будет и жизнь!
Раиса Гечаева родилась 7 ноября 1939 года в Грозном. Она родилась в семье, где умели ценить высокое искусство. Ее отец Мовлжди Бадуев, родной брат Сайда Бадуева, с 17 лет был в составе первой труппы чеченского театра, мать — Асет Исаева, известная актриса, пришла в театр, когда ей было всего пятнадцать. Они стояли у истоков становления и расцвета национального театра. Здесь эти два талантливых актера поженились. У них родилась дочь — Тамара, а через год Раиса. В феврале 1944 вместе с театром их депортировали.
В выселении думать о театре не приходилось, надо было выживать. «Поначалу, — говорит Раиса,- было очень тяжело, не могли привыкнуть к новой жизни. Но постепенно жизнь налаживалась. Чтобы мы ни в чем не нуждались, маме приходлось работать разнорабочей. Однако не проходило и дня, чтобы мы не устраивали синкьерам. В школе без Раисы не проходило ни одно мероприятие: она пела, танцевала, ставила спектакли, выступала на фестивалях. С детских лет мечтала быть артисткой, как родители.
1957 год — счастливый год для сестер Тамары и Раисы: они вернулись на родину в составе Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца. В том же году мама как-то обмолвилась о том, что в музыкальном училище состоится набор в Ленинградский театральный институт. Сказала и забыла. Но сестры решили попытать счастья. Трудно предположить, одобрила бы Асет Исаева выбор дочерей? Но, когда они с радостью объявили маме, что прошли все туры и их приняли, женщина приняла это как данность. В составе 27 человек сестры поехали учиться в Ленинградский театральный институт. В чеченской студии ЛГИТМиК с ними обучались Руслан Хакишев, Муса Дудаев, Нелли Хаджиева, Муталип Давлетмерзаев, Сулумбек Мамилов, Мимолт Солцаев и другие.
Сегодня в чеченском театре работают две школы, как говорят сами актеры, — это ленинградская и московская. Отдавать предпочтение одной из школ — дело пустое и ненужное, потому что каждая из этих двух школ подарила республике много талантливых актеров. Поддержать молодых студентов в Ленинград приезжал министр культуры Ваха Татаев.
60—70-е годы были лучшие годы в истории чеченского театра. Много ярких имен дал театр: Ася Ташухаджиева, Зина Исакова, Тамара Алиева, Хава Хакишева, Мовлжди Бадуев, Яраги Зубайраев, Альви Дениев и другие. В те годы театр играл, если не главную, то одну из главных ролей в культурной жизни.
В 1962 году вся студия вернулась домой, вернулась и дипломированная актриса Раиса Геча¬ева в родной театр. Выпускница театрального института привезла сразу три спектакля — дипломные работы, которые были поставлены на сцене чеченского драматического театра: «Ромео и Джульетта», «Два цвета», «День рождения Терезы» . Молодая актриса жадно и любознательно присматривалась к творческой манере больших актеров.
Ее первая роль — кормилица в пьесе Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». С самого первого спектакля проявилась творческая индивидуальность актрисы. Ее героиня была женщиной пожилого возраста. Грим Раиса всегда накладывала сама, она никому не доверяла эту ответственную работу.
В 27 лет Раиса Гечаева, молодая талантливая актриса, перешла, как говорит она сама, на «старческие роли» . Перевоплощаться — вот что всегда притягивало эту замечательную актрису. Играть возрастную роль подтолкнул и несчастный случай. В театре с большим успехом шел спектакль «Свекровь». В главной роли — Асет Исаева. Случилось несчастье: с инфарктом Асет попала в больницу. И надо было срочно искать замену. Главный режиссер эту роль доверяет растерянной дочери Исаевой.
Два дня Раиса репетировала спектакль, а на третий день вышла на сцену. «Представляете, — говорит она, мама без памяти в больнице, а я играю ее роль. Переживала сильно. Мне очень важно было мнение мамы, по сути, она всегда была моим самым строгим и добрым критиком». Так Раиса сыграла первую роль своей матери.
У них были еще семейные роли. Но, пожалуй, самой любимой ролью не только Исаевых, но и зрителей, была роль Маймы в спектакле Абдуллы Хамидова «Бож-Али».
70—80 годы — это лучшие годы в жизни актрисы. Она и сегодня с теплотой вспоминает то время, с искренним восторгом говорит о своих соратниках, с теплотой вспоминает режиссера Мимолта Солцаева, доверившего ей много интересных ролей, сыграв которые она смогла почувствовать себя настоящей актрисой. С каждым годом увеличивалась череда ее ролей — героических, комедийных, характерных. Замечательная актриса, она от спектакля к спектаклю вносила новые штрихи в создаваемые ею образы. Среди них роли из спектаклей: «Бешто», «Кровавая свадьба», «Землетрясение», «Песня Вайнахов» и другие.
Перед самой войной режиссер Хусейн Гузуев ставил спектакль «Правитель города». Раисе предложили сыграть мужскую роль правителя. Она согласилась, ей было это интересно и любопытно. Ни один зритель не подозревал, что под гримом правителя скрывалась женщина. Даже голос невозможно было узнать.
Бесспорно, визитной карточкой актрисы Раисы Гечаевой является роль Маймы в спектакле «Бож-Али». За несколько месяцев до смерти Асет Исаева подозвав дочь, сказала: «Когда я умру, роль Маймы исполнять будешь ты. У тебя это получится». 5 марта 1971 года Асет Исаевой не стало. В том же году актриса Раиса Гечаева в первый раз вышла на подмостки театра с этой ролью. Вот уже свыше 30 лет живет этот образ в исполнении прекрасной актрисы. И актриса каждый раз, внося все новые и новые детали, пленяет нас своей оригинальностью и неподдельным обаянием. Жизнь актера — тяжелая доля. В 1964 году Раиса вышла замуж, у нее трое детей. Ее дети не стали актерами. Да и сама актриса не жалеет, что дети не пошли по стопам матери, тети, дедушки и бабушки. «Так лучше и спокойнее, — говорит она. Вся жизнь моих детей прошла на колесах, длительные переезды, вечные гастроли».
Она рано разошлась с мужем, сама воспитывала детей, однако, благодарна мужу, что в ее судьбе все так сложилось. « Это судьба, — говорит она, — для меня самое большое счастье — дети и театр. В минуты, когда было очень тяжело, я все забывала на сцене. Полтора часа переживаний за судьбу другого человека. В моей жизни были и радости и переживания. На сцене я каждый раз играла чьи-то судьбы. Я прожила столько жизней! Высшая награда для актера — любовь зрителя. Если актера не знают зрители, то он становится кабинетным актером».
В жизни каждого большого художника, будь то композитор, или актер, прошедшего долгий путь, неизменно наступает пора осмысления этого пути, подведения итогов. 44 года на сцене. Раиса — одна из значительных актрис театра. Ее творчество имеет ясный отпечаток сложившейся характерной индивидуальности.
Сегодня актриса полна сил и творческой энергии. «Я должна еще много работать, — говорит она, — не могу расслабляться. Раиса Гечаева ждет встречи со своим зрителем. Она счастлива, когда, выходя на сцену, слышит аплодисменты. Как дань признания талантливой актрисе, в прошлом году президент Чеченской Республики Алу Алханов подарил ей автомобиль. Она говорила президенту о трудностях театра, о том, что они не имеют возможности профессионально ставить спектакли, просила отремонтировать дом, в котором сегодня проживают актеры.
Не знаю, как вы, но я так соскучилась по театру, по тому мгновению, когда открывается занавес, и выходят на сцену актеры, произнося свой первый монолог. И наступает этот незримый диалог между зрителем и актером. Я знаю, это время обязательно наступит, и мы вновь услышим смех Маймы, который вот уже более 30 лет никого из нас не оставляет равнодушным. И мы будем опять смеяться, и плакать от смеха. А значит, снова будем жить!