Русская советская актриса.
Заслуженная артистка РСФСР (1939).
Окончила Драматические курсы МХТ; ученица М.Г.Савиной и В.И.Немировича-Данченко. Сценическую деятельность начала в 1903 году в МХТ. В 1906-1908 годах работала в провинции (Кострома, "Товарищество новой драмы"). Затем снова в Москве: театр Корша (с 1909), театр К.Н. Незлобина (1911-1914), Малый театр (1915-1917).
В 1917 году после революционных событий, оказалась в эмиграции и в течении десяти лет скиталась по Европе. Вместе со своим мужем, известным актером Илларионом Певцовым (1879-1934), и совсем маленькой дочерью Таней (также будущей актрисой) Елизавета Жихарева десять лет скиталась по Европе - в Турции, Югославии, Болгарии. В начале 1920-х годов актриса оказалась в Риге, где блистала на сцене местного Русского театра, а в 1922 году она становится актрисой Таллинского театра русской драмы. Отыграв там всего один сезон, в 1923 году в Таллине Жихарева открывает свою собственную театральную студию. И тем не менее, даже покинув Россию, она осталась русской актрисой. Так, осенью 1924 года она давала гастроли в эстонском городе Тарту. На афишах, сообщавших о предстоящем концерте в театре "Ванемуйне", Елизавета Жихарева по-прежнему значилась артисткой Московского Малого театра. Со сцены она читала произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Есенина, Блока.
В годы работы в Прибалтике гастролировала в следующих спектаклях: "Неизвестная" Биссона, "Касатка" А.Толстого, "Без вины виноватые" и "Последняя жертва" А.Островского, "Флавия Тессини" Щепкиной-Куперник, "Мирра Эфрос" Гордина, "Идиот" Достоевского, "Саломея" Уайльда. В каждой из этих пьес она играла ведущие роли и находила особые, неповторимые краски. С одинаковой силой побеждала мягкостью интонаций и буквально потрясала состоянием трагического пафоса.
До 1927 года выступала за границей.
По возвращении играла в Минском, Тбилисском и других театрах. Сильный драматический темперамент, эффектные внешние приёмы игры определили успех Жихаревой в трагедийных ролях.
В 1936 году актриса Ленинградского театра комедии.
С 1936 до 1956 годы играла в труппе Ленинградского театра им. Пушкина.
В 1956 году ушла на пенсию и остаток дней провела в пансионате Дома актёра (Дом ветеранов сцены).
Похоронена на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
Катерина ("Гроза" А. Островского)
Графиня Юлия (одноименная пьеса А. Стриндберга)
Мирра Эфрос (одноименная пьеса Я. Гордина)
В театре Незлобина:
Наташа ("Униженные и оскорблённые" по Ф. Достоевскому)
Жанна ДАрк ("Орлеанская дева" Ф. Шиллера)
Настасья Филипповна ("Идиот" по Ф. Достоевскому)
В Малом театре:
Гедда Габлер (одноименная пьеса Г. Ибсена)
В Минском, Тбилисском и других театрах (гастроли):
Анна Кристи (одноименнвя пьеса Ю. О,Нила)
Любовь Яровая (одноименная пьеса К. Тренева)
Кручинина ("Без вины виноватые" А. Островского)
В Ленинградском театре им. Пушкина:
Гурмыжская ("Лес" А. Островского, 1936)
Долорес Ибаррури ("Салют, Испания!" А.Афиногенова, 1936)
Гертруда ("Мачеха" О. де Бальзака, 1937)
Леди Макбет ("Макбет" Шекспира, 1940)
Мария Эстераг ("Мой сын" Гергеля и Литовского, 1941)
Мария Николаевна ("Русские люди" К. Симонова, 1942)
Миссис Хиггинс ("Пигмалион" Б. Шоу, 1946)
Богаевская ("Варвары" М. Горького, 1947)
Каренина ("Живой труп" Л. Толстого, 1950)
Ольга Владимировна ("Доброе имя" К. Симонова, 1953)
...В тот вечер переполненный зал "Ванемуйне" встретил Жихареву скромными аплодисментами. Но уже чтение первого же стихотворения - пушкинского "Пророка" - зажигает сердца слушателей. Зал взрывается аплодисментами. Молодежь не в состоянии скрыть восторга. И чем больше читает Жихарева, - отрывки из "Евгения Онегина", "Песни о купце Калашникове", прозу Тургенева, - тем внимательнее и сосредоточеннее становится слушатель. Умиротворяющее настроение получает зал при чтении стихов Сергея Есенина. Артистка моментально переключается из одного эмоционального состояния в другое. Её голос буквально поет о безбрежной Руси. Она заставляет видеть и ощущать красоту природы, понимать родные просторы с печалями захудалых деревушек и восторгаться вместе с Есениным березовой Русью:
Чтобы сердцем не остыть,
За березовую Русь
С нелюбимой помирись.
В заключительной части концерта Жихарева читала знаменитую поэму Блока "Двенадцать". Актриса, покинувшая Советскую Россию, читала так, что дрожь пробегала по телу, это было не чтение, а потрясающий рассказ очевидца революции, всем сердцем перечувствовавшего, что произошло в России...
...Жихарева играла так, что потрясала игрой не только публику, но даже актеров, с ней игравших. Смотреть её на сцене было бесконечным наслаждением. Актеры познавали великие тайны сценического мастерства, зрители, забывая все окружающее, мысленно переносились в мир грез и волшебства...
...В 1952 году спектакль Ленинградского Театра драмы им. Пушкина "Живой труп" был экранизирован режиссером Владимиром Венгеровым. Коллеги по театру Николай Симонов, Галина Инютина, Елизавета Тиме, Александр Дубенский, Елизавета Жихарева, Яков Малютин, Ольга Лебзак, Бруно Фрейндлих, Михаил Екатерининский, Константин Адашевский появились теперь и на телевизионных экранах...
...Елизавета Тимофеевна Жихарева долгое время работала в Московском Малом театре. Её называли второй Ермоловой. Она производила необычайное впечатление сильным драматическим темпераментом, эффектными внешними приемами игры. В ней искрилась огромная артистическая сила. Роли, которые она исполняла, освещались страстным пламенем острой, благородной игры. Совсем не похожая на других актрис, она отличалась самобытностью, порывистой мощью театрального захвата, сценическим колдовством и актерским гипнозом. Общаться и работать с ней было непросто. За своенравный, дерзкий характер, за требовательность исключительных для себя условий в ущерб другим, Жихареву в актерской семье не любили. Старались только не замечать её капризов, лишний раз молчали, чтобы не вызывать вспышку гнева и не осложнять обстановку в труппе. За талант ей много прощали, зато она не прощала и не забывала малейшую обиду, в особенности те, которые исходили от антрепренеров.
И все же, у нее было множество друзей, поклонников, учеников. Ее друзьями и коллегами были легендарные люди русской культуры - Федор Шаляпин и Александр Вертинский, Анна Ахматова и Фаина Раневская, Михаил Царев и Ростислав Плятт, Елена Юнгер и Ефим Копелян, Николай Симонов и Аркадий Райкин, Николай Акимов и Всеволод Пудовкин... К сожалению, мемуары Елизаветы Тимофеевны так и не были опубликованы, более 500 рукописных страниц ее воспоминаний были переданы после ее смерти в Александринский театр...
Будем очень признательны за помощь.
- Moderato 11.08.2020 22:34Награждена орденом "Знак Почета" (11.03.1939).
- Мария Кудрявцева 17.03.2018 16:03Сообщение для Anna Zinovieva (Almeria) Здравствуйте Анна (Аннушка, как Вас называла мать)! Хотелось бы узнать что-нибудь о судьбе дочери Жихаревой Наталии Илларионовне Певцовой. Я знаю, что она...
- Anna Zinovieva 9.12.2013 13:19Спасибо за память о бабушке; жаль, что много ошибок. Актрисы Савицкой не было, была Савина. Певцов никогда не эмигрировал, бабушка эмигрировала со своим вторым мужем, Страховым, который потом остался...
- Странница-101 14.08.2013 22:49Изумительное РУССКОЕ лицо! Неподражаемый взгляд! Вечная память и низкий поклон почитателей!
- Штубе 2.06.2013 17:21Чуть было не забыл.Есть запись спектакля "Разлом" 1951 года,где Елизавета Тимофеевна исполнила роль Берсеневой.
- Всего сообщений на странице обсуждения: 8. Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете на этой странице