Арнольд Арнольд

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Арнольд Арнольд (Арнольд Барский) фотографии

Арнольд Арнольд Григорьевич

Арнольд Григорьевич Барский

13.09.1898 - 19.06.1969

Фильмография: 9 работ в 9 проектах

биография

Родился 1 (13) сентября 1898 года в Киеве.

Советский актёр, сценарист и режиссёр.
Один из лучших цирковых режиссёров времён советского периода.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.10.1963).

В 1907 году начал свою сценическую деятельность в еврейской детской труппе антрепренёра Горина, затем играл у Н. Н. Соловцова в Киеве и в других драматических театрах.
С 1921 года — режиссёр цирка, театра, эстрады и кино.

В 1943—1955 годах — главный режиссёр Московского цирка на Цветном бульваре.
С 1956 года — художественный руководитель Центральной Студии Циркового Искусства.

Осуществлял постановки в московском, ленинградском и многих других цирках. Был режиссёром и участником танцевального квартета «4 Фоли» (1919). Автор и постановщик пантомимы «Мариэтта и клоун Пипо» в Киевском цирке (1922). Снимался в эпизоде в кинофильме «Весёлые ребята».

Среди работ: «Год четырнадцатый» (1931), «Эпрон» (1933), обозрения «Отцы города» А. Бухова и А. Д'Актиля (1932), «Невеста и автомат» М. Фролова и И. Ефремова (1934) — оба в Ленинградском мюзик-холле; пантомима «Черный пират» (1934, Ленинградский цирк, совместно с Е. Гершуни); эстрадная программа «Музыкальный магазин» Н. Эрдмана и В. Масса (1938, Московский мюзик-холл, совместно с Л. Утесовым); цирковое представление «Арена дружбы» (1955, совместно с М. Местечкиным); балетно-цирковое представление на льду «Зимняя фантазия» (1959, совместно с Л. Лавровским), обозрение «Загадочный кристалл» И. Луковского (1960, Плавательный бассейн Центрального стадиона в Лужниках в Москве); спектакль «Цирк на льду» (1964, совместно с Н. Эрдманом); цирковая программа с иллюзионным аттракционом З. Тарасовой (1963, Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького).

Очень плодотворным было творческое содружество с иллюзионистом Э.Т. Кио. Поставил иллюзионные сценки: «Домик на окраине Парижа», «Голова с Уолл-стрита», «Ангел мира», «Речь поджигателя войны (Даллес — поджигатель войны)». Позднее Арнольд ставил программы для сыновей Э.Т. Кио Игоря и Эмиля, найдя для каждого сценический образ и стиль.

Скончался 19 июня 1969 года в Москве. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

театральные работы

Постановки
Ленинградский театр музыкальной комедии
"Рустам" А. Гладковского и С. Цурмиллена (1932, совместно с И. Зелениным, Б. Чернявским, М. Янковским)
"Шоколадный солдатик" Даниила и Дмитрия Покрасс (1933, текст А. Бухова и А. д"Актиля по Б. Шоу)

призы и награды

Лауреат Всесоюзного творческого смотра новых произведений циркового искусства к 50-летию советского цирка (1969).

источники информации

фотографии

публикации

  • «Цирковых — на коньки!»
  • Говорят, так сформулировал свою идею знаменитый режиссер Арнольд Арнольд. Нынешний руководитель знаменитого «Кремлевского цирка на льду» Наталья Абрамова начинала работать здесь еще в самом первом составе. Без малого полвека назад пришла она на отборочный просмотр к Арнольду, задумавшему впервые в мире поставить цирковых артистов на коньки.

    Арнольд обобщил свой опыт работы в варьете, цирке, кино, на эстраде, заразил новой идеей своих друзей — лучших балетмейстеров, художников, композиторов, писателей и цирковых артистов. Правда, сначала это было больше похоже на балет. Понадобилось еще три года репетиций, чтобы родилась мировая сенсация — цирк на льду. Тщательно отбирался для обучения состав исполнителей, нащупывались первые жанровые законы. Самоотверженная работа постановочной группы, технического состава и 47 начинающих артистов предшествовали премьере первого спектакля, который состоялся в 1964 г. А вскоре детище Арнольда произвело фурор в Брюссельском королевском цирке.

    С этих первых зарубежных гастролей московское ледовое шоу с особой «фишкой» — бурыми медведями на двухполозных коньках — стало восприниматься как один из истинно русских атрибутов, наряду с матрешками, балалайками и водкой.

    Первые зрители и даже специалисты были поражены тем, как преображаются привычные цирковые жанры. Знакомые трюки соединялись с техникой фигурного катания на коньках и приобретали удивительную динамичность. Мало того — рождались новые трюки.

    Это был веселый спектакль с сюжетом и актерскими ролями главных действующих лиц (музыкальные эксцентрики и клоун), поставленный по всем законам драматургии и решенный средствами цирковых номеров. К сожалению, А. Арнольд работал со своим коллективом недолго, всего семь лет, и не успел реализовать всего задуманного.

    Он вообще был любителем экспериментов. Игорь Кио в книге «Иллюзии без иллюзий» пишет: «Отец в поисках новых идей обратился за помощью к молодому, но уже известному режиссеру Арнольду Григорьевичу Арнольду. В процессе их совместной работы отец полностью отказался от индийского стиля и надел фрак, первым среди своих коллег изменив жанр. Из мистического, колдовского он превратил иллюзион в искусство, которому присущ юмор самой высокой пробы, иронически стал подавать свои номера... Впоследствии Арнольд стал и моим режиссером. Гениально ставил номера, был главной фигурой на репетициях, его боготворил весь цирк, но публике он остался неизвестен».

    Настоящая фамилия Арнольда — Барский. Он родился в 1897 г. Вопреки воле отца, известного киевского юриста, «изменил» семейной профессии и стал эстрадным и цирковым режиссером. С 10 лет выступал в детской театральной труппе А. Горина, потом играл в театре Н. Соловцова. Был режиссером и участником танцевального квартета «4 Фоли». Играл в «Веселых ребятах».

    Как режиссер начал с постановки пантомимы «Мариэтта и клоун Пипо» в киевском цирке (1922), а с 1943 г. работал в Москве. В годы войны был главным режиссером Московского цирка.

    Наиболее известны его пантомима «Черный пират» и эстрадно-цирковая программа «Музыкальный магазин» с участием Л. Утесова. Впоследствии он стал художественным руководителем Центральной студии циркового искусства.

    Ю. Никулин, вспоминая об Арнольде, жалел, что тот так и не поставил для него номер: «Арнольд — эпоха в цирке, режиссер, обогативший наш цирк. Он жил радостно, щедро раздавая радость другим. Может быть, в этом и есть счастье жизни?»

    Юрий Никулин писал: «Арнольд Григорьевич любил розыгрыши. Как-то я проходил в цирке мимо группы артистов, с которыми беседовал Арнольд. Заметив меня, он подмигнул собеседникам и, явно решив меня разыграть, крикнул издали: “Юра, вы не знаете?..” Я быстро ответил: “Нет, не знаю”. Все засмеялись, а Арнольд, указывая на меня, сказал: “Видите, он не знает”. Мой ответ ему понравился, и с тех пор, где бы мы ни встречались, Арнольд, увидев меня, кричал издали: “Юра, вы не знаете?..” Помню, пришел я как-то в цирк, и Арнольд по привычке спросил у меня: “Юра, вы не знаете?..” Я вдруг впервые заметил, что Арнольд мне не улыбнулся, как это бывало раньше. Он уже тяжело болел. Руки у него тряслись, глаза потускнели, двигался медленно. В цирке стали между собой говорить: “Арнольд-то сдает”. Вскоре, в 1969 г., он умер...»

    Л. Клигман

    22-05-2006

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение