Родился 13 (25) октября 1889 года в городе Ростов-на-Дону.
Танцовщик академического театра, артист эстрады, оперетты, кино.
Заслуженный артист РСФСР (1936).
Окончил Петербургское хореографическое училище (педагоги- М. Фокин, А. Ширяев, М. Обухов).
Ещё учеником, с 1900 года выступал на сцене.
В 1908-1924 гг. был "первым характерным танцовщиком" и "первым комиком" в Мариинском театре в Петербурге.
Орлов во многом способствовал развитию мимической игры в балете; его искусство отличалось реалистической выразительностью, особой пластичностью.
В 1909-1911 гг. гастролировал в труппе С. П. Дягилева в Берлине, Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе.
Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с Е.В. Лопуховой.
В 1915 году впервые выступил в оперетте,
в 1917-1920 гг. работал в Петрограде в "Палас-театре".
В 1924-1934 и 1941-1959 гг. - артист Ленинградского театра музкомедии, где исполнил свыше 100 ролей. Первый и бессменный исполнитель роли боцмана в знаменитом «блокадном» спектакле «Раскинулось море широко» (1942).
В 1934-1941 гг. артист Ленинградского Малого оперного театра.
С 1910 года Лопухина и Орлов становятся партнерами, совмещая работу в театре с постоянными выступлениями на эстраде. Оба были актерски выразительны, владели словом, неплохо пели, что и определило широту их творческого диапазона. Первый исполненный ими эстрадный номер была «Русская-московская пляска» (балетмейстер Куличевская, на песни «Светит месяц», «Ухарь-купец»), в которой они попытались передать подлинный, а не «балетный» характер русской пляски. Еще в большей степени это удалось в «Рязанской пляске», созданной на фольклорном материале (1911). Номер строился на сюжетной основе соревнований персонажей — деревенской девушки и фабричного парня. Упорство борьбы подчеркивалось повторами однообразной мелодии — двухтактовыми репликами — как бы вопрос и ответ. В номере были и лиризм, и гротеск, вихревая кульминация в финале захватывала зрителей. Развивая стиль популярного в те годы «лапотного дуэта», Лопухина и Орлов сумели избежать оглупления своих персонажей, свойственного многим «лапотникам». «Рязанская пляска» пользовалась огромным успехом у любой аудитории. Лопухина и Орлов исполняли ее вплоть до 1941 года (около пяти тысяч раз). В других номерах (шведском, голландском, еврейском) они повторяли прием внешне бесстрастного соревнования. От «Рязанской пляски» пошла на нашей эстраде традиция танцевально-игровой миниатюры со своей драматургией, основанной на нехитром сюжете с хореографической кульминацией в средней или заключительной части номера.
Как синтетический актёр Орлов сыграл центральную роль «последнего извозчика» в спектакле-обозрении Ленинградского мюзик-холла «Чудеса XXI века» (1928).
Вместе с Леонидом Утёсовым создал в середине 20-х гг. эстрадный театр «Утор» (Утёсов-Орлов).
На эстраде 20-30-х гг. пользовался успехом созданный им хор-квартет бродячих музыкантов (запевала с хрипотцой в голосе- Орлов, хористы-артисты Александрийского театра Е. Тиме, Я. Малютин, артист театра и эстрады Федор Ромш).
«Заводной» темперамент, особая «орловская» пластика, музыкальность отличали его работы на эстраде, в оперетте, драматическом театре (сыграл Робинзона в «Бесприданнице», Епиходова в «Вишнёвом саде»).
Ушёл из жизни 23 октября 1974 года Ленинграде. Похоронен на территории крематория в Санкт-Петербурге.
Танцовщик академического театра, артист эстрады, оперетты, кино.
Заслуженный артист РСФСР (1936).
Окончил Петербургское хореографическое училище (педагоги- М. Фокин, А. Ширяев, М. Обухов).
Ещё учеником, с 1900 года выступал на сцене.
В 1908-1924 гг. был "первым характерным танцовщиком" и "первым комиком" в Мариинском театре в Петербурге.
Орлов во многом способствовал развитию мимической игры в балете; его искусство отличалось реалистической выразительностью, особой пластичностью.
В 1909-1911 гг. гастролировал в труппе С. П. Дягилева в Берлине, Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе.
Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с Е.В. Лопуховой.
В 1915 году впервые выступил в оперетте,
в 1917-1920 гг. работал в Петрограде в "Палас-театре".
В 1924-1934 и 1941-1959 гг. - артист Ленинградского театра музкомедии, где исполнил свыше 100 ролей. Первый и бессменный исполнитель роли боцмана в знаменитом «блокадном» спектакле «Раскинулось море широко» (1942).
В 1934-1941 гг. артист Ленинградского Малого оперного театра.
С 1910 года Лопухина и Орлов становятся партнерами, совмещая работу в театре с постоянными выступлениями на эстраде. Оба были актерски выразительны, владели словом, неплохо пели, что и определило широту их творческого диапазона. Первый исполненный ими эстрадный номер была «Русская-московская пляска» (балетмейстер Куличевская, на песни «Светит месяц», «Ухарь-купец»), в которой они попытались передать подлинный, а не «балетный» характер русской пляски. Еще в большей степени это удалось в «Рязанской пляске», созданной на фольклорном материале (1911). Номер строился на сюжетной основе соревнований персонажей — деревенской девушки и фабричного парня. Упорство борьбы подчеркивалось повторами однообразной мелодии — двухтактовыми репликами — как бы вопрос и ответ. В номере были и лиризм, и гротеск, вихревая кульминация в финале захватывала зрителей. Развивая стиль популярного в те годы «лапотного дуэта», Лопухина и Орлов сумели избежать оглупления своих персонажей, свойственного многим «лапотникам». «Рязанская пляска» пользовалась огромным успехом у любой аудитории. Лопухина и Орлов исполняли ее вплоть до 1941 года (около пяти тысяч раз). В других номерах (шведском, голландском, еврейском) они повторяли прием внешне бесстрастного соревнования. От «Рязанской пляски» пошла на нашей эстраде традиция танцевально-игровой миниатюры со своей драматургией, основанной на нехитром сюжете с хореографической кульминацией в средней или заключительной части номера.
Как синтетический актёр Орлов сыграл центральную роль «последнего извозчика» в спектакле-обозрении Ленинградского мюзик-холла «Чудеса XXI века» (1928).
Вместе с Леонидом Утёсовым создал в середине 20-х гг. эстрадный театр «Утор» (Утёсов-Орлов).
На эстраде 20-30-х гг. пользовался успехом созданный им хор-квартет бродячих музыкантов (запевала с хрипотцой в голосе- Орлов, хористы-артисты Александрийского театра Е. Тиме, Я. Малютин, артист театра и эстрады Федор Ромш).
«Заводной» темперамент, особая «орловская» пластика, музыкальность отличали его работы на эстраде, в оперетте, драматическом театре (сыграл Робинзона в «Бесприданнице», Епиходова в «Вишнёвом саде»).
Ушёл из жизни 23 октября 1974 года Ленинграде. Похоронен на территории крематория в Санкт-Петербурге.
Мариинский театр:
Иванушка («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни)
Санчо Панса («Дон Кихот»)
Панталоне («Карнавал» Р. Шумана)
Арап («Петрушка» И. Стравинского)
Ленинградский Малый оперный театр:
Кассандр («Арлекинада» Р. Дриго)
Коппелиус («Коппелия» Л. Делиба)
Ленинградский театр музкомедии:
Тетеркин («Эх, миледи» М. Красева и С. Брандсбурга, 1930)
Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса, 1932)
Пискачевский («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1933, 1944)
Калхас («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, 1934)
Черевик («Сорочинская ярмарка» А. Рябова, 1943)
Сапун-Тюфякин («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1945)
Тарас Передряга («Роза ветров» Б. Мокроусова, 1947)
Матрос Фома («Вольный ветер» И. Дунаевского, 1947)
Иванушка («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни)
Санчо Панса («Дон Кихот»)
Панталоне («Карнавал» Р. Шумана)
Арап («Петрушка» И. Стравинского)
Ленинградский Малый оперный театр:
Кассандр («Арлекинада» Р. Дриго)
Коппелиус («Коппелия» Л. Делиба)
Ленинградский театр музкомедии:
Тетеркин («Эх, миледи» М. Красева и С. Брандсбурга, 1930)
Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса, 1932)
Пискачевский («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1933, 1944)
Калхас («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, 1934)
Черевик («Сорочинская ярмарка» А. Рябова, 1943)
Сапун-Тюфякин («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1945)
Тарас Передряга («Роза ветров» Б. Мокроусова, 1947)
Матрос Фома («Вольный ветер» И. Дунаевского, 1947)
Орден Красной Звезды (1945).
Медаль "За оборону Ленинграда" (1943).
Медаль "За оборону Ленинграда" (1943).
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Будем очень признательны за помощь.
- Мартин ЛМ 30.11.2024 23:51... Абсолютно точно! Тоже смотрел много раз, и каждый - с восторгом. Еще люблю, как он веревочку показывает в "Шофере поневоле".
- Ирия Гай 25.10.2024 00:06Прекрасный Артист! Добрая и светлая Память!
- Ирина г.Москва 2.01.2024 14:26Александр Орлов своим темпераментом, своей пластикой, умением преподнести реплику - всем, что называется ТАЛАНТ - обращает на себя внимание. Выделила актера, прочла про него - не так уж много написано. Но...
- мариша п 21.04.2020 12:51Кажется, что это добрейший человек! А как "веревочку" танцевал! На всю жизнь запомнила!
- пани вичур 6.06.2018 00:43Можно смотреть бесконечно, как он исполняет каскад в "Антон Иванович сердится". Гений!
- Всего сообщений на странице обсуждения: 31. Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете на этой странице