19 октября 1909, Бухара — 2 февраля 1987, Ташкент.
Народную артистку республики Марьям Якубову знают в лицо все жители Узбекистана. Но если Вы откроете «Театральную энциклопедию» советских времен, то прочтете о ней совсем немного: «Якубова Марьям (родилась 19.Х.1909) народная артистка УзбССР (1955), родилась в Бухаре. В 1926-1929 годах училась в Москве на кинокурсах. С 1929 года — актриса узбекского театра имени Хамзы. В 1933-1939 годах работала в узбекистанском музыкальном драматическом театре имени Свердлова, в 1939 году — в музыкальном театре драмы и комедии имени Мукими (Майсара – «Проделки Майсары» Хамзы, 1930 – Диана – «Собака на сене», 1940. С 1941 года — снова в театре Хамзы. Игра Якубовой отличается сочностью, яркостью бытовых красок. Другие роли: …». В справочнике «Кинематографисты советского Узбекистана» ее творческая биография дана немного подробнее: «Окончила Коммунистический университет трудящихся Востока, Студию киноактера им. П. Чайковского в Москве в 1929 году, работала актрисой в Республиканском передвижном театре (ныне Государственный академический театр имени Хамзы), затем в Узбекском музыкальном театре (ныне ГАБТ им. Навои), затем служила в Музыкальном театре им. Мукими (1939-1940) и в Государственном академическом театре имени Хамзы. Таким образом, Марьям Якубова стояла у истоков создания профессионального театра советского Узбекистана. В творчестве этой актрисы воплощена живая история узбекского театра, телевидения, радио и кино…». Актрисой прожита насыщенная большим искусством жизнь. Марьям родилась в 1909 году в Бухаре в семье рабочего хлопоочистительного завода. Рано лишилась родителей. Племянница известной в Бухаре танцовщицы и певицы (Халилхон (Михали Каркиги) – попала во дворец эмира Бухарского и оказалась в числе тех, кто занимался развлечением высоких его обитателей), Марьям (это имя, кстати, она получила позже), с детства познала вкус выступления на свадьбах и пиршествах. Неудачный ранний брак и тайный побег из семьи мужа. Она рано начинает сниматься в кино и уже в 1925 году играет эпизодическую роль в фильме «Ледяной дом» (киностудия «Мехрабпром – Русь»), в фильмах режиссера Адриана Пиотровского «Родные» в роли журналистки, «Дама Треф» в главной роли стрелочницы кинофабрики поезда им. К. Ворошилова. Талантливая, одаренная от природы девушка, беззаветно влюбленная в искусство, с 1926 по 1929 годы учится на курсах подготовки киноактеров, рекомендованных ей режиссером В. Гардиным. Вернувшись в Узбекистан в 1929 году Марьям Якубова в ожидании роли в кино работала в актрисой в Республиканском передвижном театре (в будущем Узбекском театре драмы им. Хамзы). «Хамза дважды благословил меня в начале сценического пути», - вспоминала Якубова. Первая их встреча произошла в 1926 году, когда актриса из Москвы приезжала на канукулы в Бухару и играла в «Народном доме», как в те годы принято было говорить. Ей сразу поручили три роли в трех одноактовых пьесах Хамзы. Также она также познакомилась с Файзуллой Ходжаевым, М. Уйгуром, А. Хидоятовым. На первой в жизни театральной премьере Якубовой присутствовал Хамза. Вторая их встреча произошла незадолго до гибели поэта: «Как-то иду, а на встречу мне Манон Уйгур, Аброр Хидоятов, Абид Джалилов и кто-то четвертый, вроде знакомый, а узнать не могу. Аброр-ака познакомил: «Это Марьям Якубова — актриса». Я узнала — Хамза: «А я помню её, она в Бухарском народном доме в моих пьесах играла. А теперь что собираешься делать?». «Она актрисой кино хочет стать», — ответил за меня Хидоятов. «Надо идти в драматический, там мало женщин», — заметил Хамза и обернувшись к Уйгуру, мягко попросил: «Не отпускай её». Слова Хамзы запали мне в душу. Они вселили уверенность и я твердо решила работать в узбекском театре». Кроме театра драмы им. Хамзы, актриса до начала второй мировой войны успела поработать в музыкальных театрах: в Узбекском музыкально-драматическом театре им. Свердлова (ныне ГАБТ им. Навои) и в Музыкальном театре им. Мукими. Она стала первой исполнительницей роли Майсары в спектакле «Проделки Майсары», сыграла Диану в спектакле «Собака на сене». Затем Якубова снова пришла в Академический театр драмы им. Хамзы. Игру её отличали яркое личное обаяние, лёгкость и изящество исполнения, тонкий психологический рисунок, беспощадный психологический анализ характеров своих героев, широкий творческий диапазон исполнения как драматических, так и комедийных ролей. Все её героини отличаются огромной внутренней силой. Марьям Якубовой созданы драматические, острохарактерные и комедийные образы героинь мировой драматургии, западно-европейского, русского и узбекского театров. Среди них: Гертруда в «Гамлете», Паскуале — «Овечий источник», Огудалова — «Бесприданница», Хонзода — «Бай и батрак», Мастура — «Холисхон», Попова — «Медведь», Анна Андреевна — «Ревизор», Феклуша — «Гроза» и другие. Она играла разноплановые роли, и любая, самая неожиданная героиня была ей по плечу: и Майсара, и Паскуале, и Анна Андреевна, и Огудалова, и Гертруда… И хотя Марьям Якубова окончила Московскую студию киноактера в 1929 году, а сниматься начала в 1925 году, сниматься на «Узбекфильме» она стала только с 1953 года — так затянулось для нее ожидание подходящего киносценария. Первой известной ее киноролью стала Хонзода в фильме «Бай и батрак» А. Гинзбурга и Л. Файзиева. Затем последовали фильмы: «Новоселье» – секретарь райкома (1954), «Сестры Рахмановы» – народный судья (1954), «Священная кровь» – эпизод (1956), «Очарован тобой» – эпизод (1958). И, наконец, кинороль, принесшая актрисе всенародную известность – это Ойпоша из фильма Шухрата Аббасова «Об этом говорит вся махалля». По единодушному мнению кинокритиков – это «лучший образ, созданный актрисой М. Якубовой в кино». Актриса, в 1955 году уже удостоенная звания Народной артистки Узбекистана, в этой кинокомедии старается играть предельно правдиво, подчиняясь требованиям молодого режиссера, проявляет себя свежо, по-новому, ярко и гармонично. 1960 год был годом большого успеха и признание ее в кино. А затем следует эпизодические роли в фильмах: «Дочь Ганга» (1961), «Трудный путь», «Прозрение», «Любить, не любить» – Замира (Таджикфильм), «Сыны отечества», «Белый рояль» – Малохат и др. Музыкально одаренная, с детства танцующая и поющая (более 10 лет играющая на сценах музыкальных театров республики) Марьям Якубова с трудом, однако, умещалась в рамках кинематографа, требующего от исполнителей большей типажности, естественности, бытописания, простоты. Актриса снималась в игровых сюжетах сатирического киножурнала «Наштар», выступала в передачах из цикла «Телевизионные миниатюры» на телевидении и пользовалась бескорыстной любовью зрителей. Такие ее роли в узбекском кинематографе, как Хонзода, Ойпошша, и Узбеккоим, принесли актрисе мировую известность. Так, болгарский журнал «Фильмови новини» раздел, посвященный 50-летию советского кинематографа, полностью отдает узбекскому кино и статье о творчестве Марьям Якубовой. Марьям Якубовой довелось играть в фильмах таких известных и крупных режиссеров, как К. Ярматов, Ш. Аббасов, Ю. Агзамов, Л. Файзиев, Х. Ахмерова и многих других. Снималась она и в телевизионном многосерийном фильме «Огненные дороги» в начале 1980-х годов. Одна из её последних работ на телевидении — Майсара в телевизионном фильме «Проделки Майсары», сыгранная ею спустя 30 лет после первого исполнения этой роли. Даже за одну эту роль ею сыгранную зрители навсегда запомнили её и полюбили. Но многое, слишком многое осталось для неё за кадром. Одноплановые роли отрицательных, вздорных, взбалмошных женщин, бытовые, острохарактерные героини и роли руководительниц местного масштаба, персонажи «Наштара» — вот и всё, что мог предложить ей кинематограф. Где уж тут Гертруда, Диана, Паскуале или Мастура… Конечно, кино сохраняет память об её актёрском даровании, даёт возможность видеть её. А кадры кинолент, хранящиеся в музее кино, дают возможность увидеть Марям-опу и во время репетиций её в театре им. Хамзы, которому она отдала более 40 лет… В Доме кино сотрудники Музея киноискусства Узбекистана бережно хранят личные документы, медали, правительственные награды, грамоты, вырезки из газет и журналов, книги, киносценарии, многие фильмы, а также фотографии и негативы всех фильмов, в которых снималась Марьям Якубова, все киноматериалы, посвященные её творчеству. И в дни её юбилеев раз в 5 лет работники проводят выставки её семейных и творческих реликвий, посвященные творчеству известной актрисы в кино, которая была награждена орденом «Знак Почета», медалями, Почётными Грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Но в памяти народной она остается такой, какой она была — жизнелюбивой, яркой, сильной. Она всегда была своей в любой среде. Особенно ярко проявлялось это на её многочисленных встречах со зрителями. Везде её знали, любили, с нетерпением ожидали встречи с ней. Марьям Якубова, народная артистка Узбекистана — легендарная Марьям-хон, как её называли в народе, оставила незабываемые образы, как в театре, так и в кино. Её фильмы «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни», «Белый рояль» и многие другие остались в золотом фонде киноискусства. Много ролей сыграла Якубова, всё то, что на сделала, стало достоянием нашего экрана, сцены, всей национальной художественной культуры.
Похоронена в Ташкенте на Бухарско–еврейском кладбище на массиве Аллон,центральная аллея.
Народную артистку республики Марьям Якубову знают в лицо все жители Узбекистана. Но если Вы откроете «Театральную энциклопедию» советских времен, то прочтете о ней совсем немного: «Якубова Марьям (родилась 19.Х.1909) народная артистка УзбССР (1955), родилась в Бухаре. В 1926-1929 годах училась в Москве на кинокурсах. С 1929 года — актриса узбекского театра имени Хамзы. В 1933-1939 годах работала в узбекистанском музыкальном драматическом театре имени Свердлова, в 1939 году — в музыкальном театре драмы и комедии имени Мукими (Майсара – «Проделки Майсары» Хамзы, 1930 – Диана – «Собака на сене», 1940. С 1941 года — снова в театре Хамзы. Игра Якубовой отличается сочностью, яркостью бытовых красок. Другие роли: …». В справочнике «Кинематографисты советского Узбекистана» ее творческая биография дана немного подробнее: «Окончила Коммунистический университет трудящихся Востока, Студию киноактера им. П. Чайковского в Москве в 1929 году, работала актрисой в Республиканском передвижном театре (ныне Государственный академический театр имени Хамзы), затем в Узбекском музыкальном театре (ныне ГАБТ им. Навои), затем служила в Музыкальном театре им. Мукими (1939-1940) и в Государственном академическом театре имени Хамзы. Таким образом, Марьям Якубова стояла у истоков создания профессионального театра советского Узбекистана. В творчестве этой актрисы воплощена живая история узбекского театра, телевидения, радио и кино…». Актрисой прожита насыщенная большим искусством жизнь. Марьям родилась в 1909 году в Бухаре в семье рабочего хлопоочистительного завода. Рано лишилась родителей. Племянница известной в Бухаре танцовщицы и певицы (Халилхон (Михали Каркиги) – попала во дворец эмира Бухарского и оказалась в числе тех, кто занимался развлечением высоких его обитателей), Марьям (это имя, кстати, она получила позже), с детства познала вкус выступления на свадьбах и пиршествах. Неудачный ранний брак и тайный побег из семьи мужа. Она рано начинает сниматься в кино и уже в 1925 году играет эпизодическую роль в фильме «Ледяной дом» (киностудия «Мехрабпром – Русь»), в фильмах режиссера Адриана Пиотровского «Родные» в роли журналистки, «Дама Треф» в главной роли стрелочницы кинофабрики поезда им. К. Ворошилова. Талантливая, одаренная от природы девушка, беззаветно влюбленная в искусство, с 1926 по 1929 годы учится на курсах подготовки киноактеров, рекомендованных ей режиссером В. Гардиным. Вернувшись в Узбекистан в 1929 году Марьям Якубова в ожидании роли в кино работала в актрисой в Республиканском передвижном театре (в будущем Узбекском театре драмы им. Хамзы). «Хамза дважды благословил меня в начале сценического пути», - вспоминала Якубова. Первая их встреча произошла в 1926 году, когда актриса из Москвы приезжала на канукулы в Бухару и играла в «Народном доме», как в те годы принято было говорить. Ей сразу поручили три роли в трех одноактовых пьесах Хамзы. Также она также познакомилась с Файзуллой Ходжаевым, М. Уйгуром, А. Хидоятовым. На первой в жизни театральной премьере Якубовой присутствовал Хамза. Вторая их встреча произошла незадолго до гибели поэта: «Как-то иду, а на встречу мне Манон Уйгур, Аброр Хидоятов, Абид Джалилов и кто-то четвертый, вроде знакомый, а узнать не могу. Аброр-ака познакомил: «Это Марьям Якубова — актриса». Я узнала — Хамза: «А я помню её, она в Бухарском народном доме в моих пьесах играла. А теперь что собираешься делать?». «Она актрисой кино хочет стать», — ответил за меня Хидоятов. «Надо идти в драматический, там мало женщин», — заметил Хамза и обернувшись к Уйгуру, мягко попросил: «Не отпускай её». Слова Хамзы запали мне в душу. Они вселили уверенность и я твердо решила работать в узбекском театре». Кроме театра драмы им. Хамзы, актриса до начала второй мировой войны успела поработать в музыкальных театрах: в Узбекском музыкально-драматическом театре им. Свердлова (ныне ГАБТ им. Навои) и в Музыкальном театре им. Мукими. Она стала первой исполнительницей роли Майсары в спектакле «Проделки Майсары», сыграла Диану в спектакле «Собака на сене». Затем Якубова снова пришла в Академический театр драмы им. Хамзы. Игру её отличали яркое личное обаяние, лёгкость и изящество исполнения, тонкий психологический рисунок, беспощадный психологический анализ характеров своих героев, широкий творческий диапазон исполнения как драматических, так и комедийных ролей. Все её героини отличаются огромной внутренней силой. Марьям Якубовой созданы драматические, острохарактерные и комедийные образы героинь мировой драматургии, западно-европейского, русского и узбекского театров. Среди них: Гертруда в «Гамлете», Паскуале — «Овечий источник», Огудалова — «Бесприданница», Хонзода — «Бай и батрак», Мастура — «Холисхон», Попова — «Медведь», Анна Андреевна — «Ревизор», Феклуша — «Гроза» и другие. Она играла разноплановые роли, и любая, самая неожиданная героиня была ей по плечу: и Майсара, и Паскуале, и Анна Андреевна, и Огудалова, и Гертруда… И хотя Марьям Якубова окончила Московскую студию киноактера в 1929 году, а сниматься начала в 1925 году, сниматься на «Узбекфильме» она стала только с 1953 года — так затянулось для нее ожидание подходящего киносценария. Первой известной ее киноролью стала Хонзода в фильме «Бай и батрак» А. Гинзбурга и Л. Файзиева. Затем последовали фильмы: «Новоселье» – секретарь райкома (1954), «Сестры Рахмановы» – народный судья (1954), «Священная кровь» – эпизод (1956), «Очарован тобой» – эпизод (1958). И, наконец, кинороль, принесшая актрисе всенародную известность – это Ойпоша из фильма Шухрата Аббасова «Об этом говорит вся махалля». По единодушному мнению кинокритиков – это «лучший образ, созданный актрисой М. Якубовой в кино». Актриса, в 1955 году уже удостоенная звания Народной артистки Узбекистана, в этой кинокомедии старается играть предельно правдиво, подчиняясь требованиям молодого режиссера, проявляет себя свежо, по-новому, ярко и гармонично. 1960 год был годом большого успеха и признание ее в кино. А затем следует эпизодические роли в фильмах: «Дочь Ганга» (1961), «Трудный путь», «Прозрение», «Любить, не любить» – Замира (Таджикфильм), «Сыны отечества», «Белый рояль» – Малохат и др. Музыкально одаренная, с детства танцующая и поющая (более 10 лет играющая на сценах музыкальных театров республики) Марьям Якубова с трудом, однако, умещалась в рамках кинематографа, требующего от исполнителей большей типажности, естественности, бытописания, простоты. Актриса снималась в игровых сюжетах сатирического киножурнала «Наштар», выступала в передачах из цикла «Телевизионные миниатюры» на телевидении и пользовалась бескорыстной любовью зрителей. Такие ее роли в узбекском кинематографе, как Хонзода, Ойпошша, и Узбеккоим, принесли актрисе мировую известность. Так, болгарский журнал «Фильмови новини» раздел, посвященный 50-летию советского кинематографа, полностью отдает узбекскому кино и статье о творчестве Марьям Якубовой. Марьям Якубовой довелось играть в фильмах таких известных и крупных режиссеров, как К. Ярматов, Ш. Аббасов, Ю. Агзамов, Л. Файзиев, Х. Ахмерова и многих других. Снималась она и в телевизионном многосерийном фильме «Огненные дороги» в начале 1980-х годов. Одна из её последних работ на телевидении — Майсара в телевизионном фильме «Проделки Майсары», сыгранная ею спустя 30 лет после первого исполнения этой роли. Даже за одну эту роль ею сыгранную зрители навсегда запомнили её и полюбили. Но многое, слишком многое осталось для неё за кадром. Одноплановые роли отрицательных, вздорных, взбалмошных женщин, бытовые, острохарактерные героини и роли руководительниц местного масштаба, персонажи «Наштара» — вот и всё, что мог предложить ей кинематограф. Где уж тут Гертруда, Диана, Паскуале или Мастура… Конечно, кино сохраняет память об её актёрском даровании, даёт возможность видеть её. А кадры кинолент, хранящиеся в музее кино, дают возможность увидеть Марям-опу и во время репетиций её в театре им. Хамзы, которому она отдала более 40 лет… В Доме кино сотрудники Музея киноискусства Узбекистана бережно хранят личные документы, медали, правительственные награды, грамоты, вырезки из газет и журналов, книги, киносценарии, многие фильмы, а также фотографии и негативы всех фильмов, в которых снималась Марьям Якубова, все киноматериалы, посвященные её творчеству. И в дни её юбилеев раз в 5 лет работники проводят выставки её семейных и творческих реликвий, посвященные творчеству известной актрисы в кино, которая была награждена орденом «Знак Почета», медалями, Почётными Грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Но в памяти народной она остается такой, какой она была — жизнелюбивой, яркой, сильной. Она всегда была своей в любой среде. Особенно ярко проявлялось это на её многочисленных встречах со зрителями. Везде её знали, любили, с нетерпением ожидали встречи с ней. Марьям Якубова, народная артистка Узбекистана — легендарная Марьям-хон, как её называли в народе, оставила незабываемые образы, как в театре, так и в кино. Её фильмы «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни», «Белый рояль» и многие другие остались в золотом фонде киноискусства. Много ролей сыграла Якубова, всё то, что на сделала, стало достоянием нашего экрана, сцены, всей национальной художественной культуры.
Похоронена в Ташкенте на Бухарско–еврейском кладбище на массиве Аллон,центральная аллея.
Паскуале ("Овечий источник"),
Ханзода ("Бай и батрак" Хамзы),
Огудалова ("Бесприданница"),
Попова ("Медведь" Чехова),
Гертруда ("Гамлет"),
Анна Андреевна ("Ревизор"),
Мастура ("Холисхон" Хамзы),
Феклуша ("Гроза").
Ханзода ("Бай и батрак" Хамзы),
Огудалова ("Бесприданница"),
Попова ("Медведь" Чехова),
Гертруда ("Гамлет"),
Анна Андреевна ("Ревизор"),
Мастура ("Холисхон" Хамзы),
Феклуша ("Гроза").
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Будем очень признательны за помощь.
- Саздинец 16.12.2024 09:08... - Это раз, это два, это три... :-))
- Елена Сиротенко 4.02.2021 03:51Боже мой, я будучи девочкой , снималась в эпизоде с Марьям Якубовой, в ,,Алмазном поясе,, Сьемки были где-то в старых Сергилях, пока шла гримировка я не отходила от Тамары Шакировой, была ей очарованна,...
- Semion Bernshtein 8.09.2018 21:04Судя по фотографии памятника Мариам Якубовой, она похоронена на еврейском участке кладбища...
- РУСЛАН ГОРШТЕЙН 2.01.2016 09:27Помним.
- Тамара Якубова 25.12.2015 08:47Если для странички нужны фотографии Марьям Якубовой, то я могу их представить сколько угодно.
- Всего сообщений на странице обсуждения: 13. Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете на этой странице