Родилась 14 (26) июля 1898 г. в селе Шуша Минусинского уезда Енисейской губернии в семье политических ссыльных.
Заслуженная артистка РСФСР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1949).
Дочери "государственного преступника и ссыльного поселенца" пришлось много скитаться по Сибири, её не принимали ни в одну "казённую" (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончил гимназию в Туле с золотой медалью.
С 1916 по 1919 г. училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве (не окончила). Будучи слушательницей курсов, одновременно поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е.Б. Вахтангова (1916). Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 году (с 1920 года – 3-я Студия МХАТ, с 1924 года – Государственная академическая студия им. Евг. Вахтангова, с 1926 года – Театр им. Евг. Вахтангова).
Ученицей репетировала роли Франсуазы в "Гавани" Г. Мопассана, Ребекки в "Росмерсхольме" Х. Ибсена (Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии после О. Книппер), Электры в "Электре" Софокла.
Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что её амплуа – трагические образы. В плане вахтанговской постановки "Гамлета" ей была отведена режиссёром роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А. Завадского.
Первой значительной актёрской работой Орочко стала Адельма в легендарной вахтанговской "Принцессе Турандот" К. Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего её внутреннего огня, "клокотавшего в броне сдержанности" (Ю. Смирнов-Несвицкий).
Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие её трагическому амплуа, выпадали не часто. В качестве режиссёра принимала участие в постановке спектакля "Темп" (сорежиссёры Басов, К. Миронов, Б. Щукин, 1930).
В годы войны возглавляла фронтовой филиал Театра им. Евг. Вахтангова, где выпустила спектакли "Бессмертный" А. Арбузова и А. Гладкова (1942) и "Наш корреспондент" И. Меттера и Л. Левина (совместно с А. Габовичем и А. Ремизовой, 1942).
Педагогическую работу Орочко начала рано – в 1922 году в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и др. Была художественным руководителем Колхозного театра в г. Кирове (ныне - Вятка), где выпустила пять спектаклей.
В театральном училище имени Б.В.Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959 г.). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актёрского мастерства. Под её руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 г. Ю.П. Любимовым был поставлен студенческий спектакль "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта, положивший начало Театру на Таганке.
С необычайной силой сыграла роль демонической героини финского народного эпоса "Калевала" в фильме "Сампо" (реж. А. Птушко, 1958).
Ушла из жизни в Москве 26 декабря 1965 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Заслуженная артистка РСФСР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1949).
Дочери "государственного преступника и ссыльного поселенца" пришлось много скитаться по Сибири, её не принимали ни в одну "казённую" (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончил гимназию в Туле с золотой медалью.
С 1916 по 1919 г. училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве (не окончила). Будучи слушательницей курсов, одновременно поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е.Б. Вахтангова (1916). Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 году (с 1920 года – 3-я Студия МХАТ, с 1924 года – Государственная академическая студия им. Евг. Вахтангова, с 1926 года – Театр им. Евг. Вахтангова).
Ученицей репетировала роли Франсуазы в "Гавани" Г. Мопассана, Ребекки в "Росмерсхольме" Х. Ибсена (Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии после О. Книппер), Электры в "Электре" Софокла.
Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что её амплуа – трагические образы. В плане вахтанговской постановки "Гамлета" ей была отведена режиссёром роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А. Завадского.
Первой значительной актёрской работой Орочко стала Адельма в легендарной вахтанговской "Принцессе Турандот" К. Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего её внутреннего огня, "клокотавшего в броне сдержанности" (Ю. Смирнов-Несвицкий).
Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие её трагическому амплуа, выпадали не часто. В качестве режиссёра принимала участие в постановке спектакля "Темп" (сорежиссёры Басов, К. Миронов, Б. Щукин, 1930).
В годы войны возглавляла фронтовой филиал Театра им. Евг. Вахтангова, где выпустила спектакли "Бессмертный" А. Арбузова и А. Гладкова (1942) и "Наш корреспондент" И. Меттера и Л. Левина (совместно с А. Габовичем и А. Ремизовой, 1942).
Педагогическую работу Орочко начала рано – в 1922 году в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и др. Была художественным руководителем Колхозного театра в г. Кирове (ныне - Вятка), где выпустила пять спектаклей.
В театральном училище имени Б.В.Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959 г.). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актёрского мастерства. Под её руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 г. Ю.П. Любимовым был поставлен студенческий спектакль "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта, положивший начало Театру на Таганке.
С необычайной силой сыграла роль демонической героини финского народного эпоса "Калевала" в фильме "Сампо" (реж. А. Птушко, 1958).
Ушла из жизни в Москве 26 декабря 1965 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Адельма в "Принцессе Турандот" К. Гоцци, Третья студия МХАТ, 1922
Сурмилова в водевиле Д. Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (постановка Р. Симонова, 1924)
Марион де Лорм в одноимённой пьесе В. Гюго (постановка Симонова, 1926)
Алла Вадимовна в "Зойкиной квартире" М.А. Булгакова (режиссёр А. Попов, 1926)
Леди Мильфорд в "Коварстве и любви" Фр. Шиллера (постановка П. Антокольского, О. Басова, Б. Захавы, 1930)
Гертруда в шекспировском "Гамлете" (постановка Н. Акимова, 1932)
Кручинина в "Без вины виноватых" (постановка И. Рапопорта, 1937)
Сумасшедшая барыня в "Грозе" А.Н. Островского (постановка Захавы, 1944)
Электра в "Электре" Софокла (постановка Е. Гардт, 1946)
Сурмилова в водевиле Д. Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (постановка Р. Симонова, 1924)
Марион де Лорм в одноимённой пьесе В. Гюго (постановка Симонова, 1926)
Алла Вадимовна в "Зойкиной квартире" М.А. Булгакова (режиссёр А. Попов, 1926)
Леди Мильфорд в "Коварстве и любви" Фр. Шиллера (постановка П. Антокольского, О. Басова, Б. Захавы, 1930)
Гертруда в шекспировском "Гамлете" (постановка Н. Акимова, 1932)
Кручинина в "Без вины виноватых" (постановка И. Рапопорта, 1937)
Сумасшедшая барыня в "Грозе" А.Н. Островского (постановка Захавы, 1944)
Электра в "Электре" Софокла (постановка Е. Гардт, 1946)
Лауреат Сталинской премии (1950 - за спектакль "Заговор обречённых").
Орден Отечественной войны II ст. (1945).
Орден Отечественной войны II ст. (1945).
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Будем очень признательны за помощь.
- Александр Ясень-Горелов 8.10.2019 07:41"ВАХТАНГОВЕЦ" №65-66(185-186);август-сентярь 2018 года. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- К 120-летию со дня рождения(14.07.1898...
- александр л. ясень (горелов ) 21.11.2013 23:43Немного добавлю к вышенаписанному о плодотворной педагогической деятельности Анна Алексеевны в "Щуке"... Выпуск 1954-го года - Григорий Абрикосов, Елена Добронравова... Блистательные драматические...
- Елена Родимая 10.01.2013 00:27Как же хорошо, трагично она сыграла соседку в фильме "Алые паруса"...слёзы наворачиваются при её рассказе. Очень жаль, что она так рано умерла.
- Всего сообщений на странице обсуждения: 3. Свое сообщение Вы можете оставить на этой странице