Олег Янковский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Олег Янковский (Oleg Yankovsky) фотографии

Янковский Олег Иванович

Oleg Yankovsky

23.02.1944 - 20.05.2009

Фильмография: 109 работ в 108 проектах

биография

Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области (Казахстан).

Заслуженный артист РСФСР (23.12.1977).
Народный артист РСФСР (2.11.1984).
Народный артист СССР (21.12.1991).

Отец — Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, кавалером Георгиевского креста. В советское время был репрессирован и погиб в лагере.

Детство Олега прошло в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья: рудник, специфический контингент — семьи ссыльных интеллигентов и уголовников.
Мать — Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию.

Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев — Ростислав — начал играть ещё в Джезказгане. Он закончил Саратовское театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене — заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица".

Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. Правда, здесь произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Когда Олег пришёл в училище, экзамены уже давно закончились. Он осмелился зайти к директору — узнать об условиях приёма на будущее. Директор, не дав даже объяснить цель визита, спросил: "Как ваша фамилия?" "Янковский", — ответил Олег. Тот заглянул в какие-то списки у себя на столе и сказал: "Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться." Олег вернулся домой ошарашенный: почему его приняли без экзаменов, наверное, в училище недобор. Осенью он просто пришёл на занятия. И только через несколько месяцев выяснилось, в чём дело. Оказывается, его брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечтал о сцене. Вот и пошёл поступать в театральный, никому ни слова не сказав об этом. Он сдал все экзамены, прошёл все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище ещё долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

После окончания учёбы в 1965 году Олег был зачислен в труппу Саратовского драматического театра.
После дипломного Тузенбаха (1965) — хрупкого романтика с обрезанными крыльями – был театральный дебют: Ненилло в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуарде де Филиппе. Затем — ещё много проходных ролей, на которых обычно держится репертуар. Но судьба подарила и роль князя Мышкина. Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога...» Правда, сам артист говорит, что к этой роли он только «прикоснулся»...

С кино Олегу тоже помог случай. Однажды театр гастролировал во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком сидели Владимир Басов, Валентина Титова и другие члены съёмочной группы будущего фильма "Щит и меч". Они обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошёл бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине — «Служили два товарища» Олег Янковский стал популярным артистом.

В 1973 году был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола.

В историческом для артиста 1983 году его пригласил Андрей Тарковский в «Ностальгию». «Похудеть не сможешь?» «Куда? от неожиданности выпалил я, — вспоминал о первой встрече Янковский. — Хотя я понимал, что ему нужен человек, измученный духовной жизнью в прямом смысле слова. Что это состояние и будет сюжетом фильма. Мы сидели теплым вечером в маленьком кафе на безлюдной римской площади. Говорили о ностальгии. Как это играть? Что за этим стоит? Только ли берёзки? Но они есть и в Италии. А ностальгия? Наверное, тоже. Вдруг, как в плохом фильме, подошли два мальчика — один с кепкой, другой с аккордеоном — и заиграл "Амурские волны". "Это уж слишком, — сказал Андрей. — Никому об этом не говори. Не поверят"».
Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки вердиевского реквиема.

В 1987 году была ещё одна бенефисная роль в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната». Это был измождённый, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободренный наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) артист проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актёрской природы трагизмом.
В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) «в другую страну». Поток коммерческой продукции «кооперативного» кино хлынул на экраны, но участвовать в этом артист себе позволить не мог. Но согласился в 1993 году стать президентом открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).
В 1996 году Марк Захаров поставил «Чайку», где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер «Человек, который плакал» вместе с такими звёздами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х — Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» и Персиков в «Роковых яйцах».

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи "Кинотавр" (1991-2005).
Президент благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996-2009).

В 2000 году Олег Иванович Янковский решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссёрский дебют и ставит «рождественскую сказку» «Приходи на меня посмотреть», в которой играет современного героя, «нового русского», который по ошибке забрёл к старым русским (великовозрастной дочке — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними.

Режиссёр Роман Балаян об Олеге Ивановиче Янковском: «он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нём нет никакой однозначности. А его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого».

В семейной жизни Олег Янковский — однолюб. Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь. Олег женился на втором курсе училища на Людмиле Зориной (она училась на курс старше). После училища Людмилу сразу пригласили в Саратовский драмтеатр и она мгновенно выдвинулась в звёзды. Смотреть на неё ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это муж самой Зориной". Но Людмиле ради мужа пришлось пожертвовать своей карьерой — бросив всё, она последовала за ним в Москву, с головой ушла в семью.

Сын — актёр и режиссёр Филипп Янковский (1968 г.р.). Невестка — актриса Оксана Фандера. Двое внуков — Иван и Лиза.

В конце 2008 года стало известно, что Олег Янковский тяжело болен — у него был обнаружен рак поджелудочной железы на поздней стадии.

Последний спектакль Олега Янковского — «Женитьба» — сразу оказался на пике зрительской любви. Отставной моряк Жевакин – смешной, нелепый, бровки домиком — выходил на сцену под аплодисменты. В этом спектакле Янковский последний раз вышел на театральную сцену — это было 17 февраля 2009 года. В тот день Олег Иванович навсегда попрощался со зрителями.

Ушёл из жизни 20 мая 2009 года в 06:52 утра в одной из московских клиник после болезни. Похороны актёра состоялись 22 мая на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 10, место № 4).

театральные работы

Саратовский драматический театр:
«Чти отца своего» Виктора Лаврентьева — Севка Кичигин
«Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского — брошенный муж
«Судебная хроника» Якова Волчека. Режиссёр: Соломон Казимировский — Вадим Бабичев
«Затейник» Виктора Розова. Режиссёр: Д. А. Лядов — Эдуард
«Баловень судьбы» Юрия Мячина. Режиссёр: Я. А. Рубин — Дмитрий Николаевич
«Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуардо де Филиппо — Ненилло
«Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского — Мелузов
«Человек со стороны» Игнатия Дворецкого — Чешков
«Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Я. А. Рубин — Мешем
1971 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Я. А. Рубин — князь Мышкин

Ленком:
1973 — «Автоград XXI», по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова. Режиссёр: Марк Захаров — Горяев
1975 — «В списках не значился» Юрия Визбора по одноименной повести Б. Васильева. Режиссёр: Марк Захаров — скрипач Свицкий
1975 — «Ясновидящий» по роману Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак». Режиссёр: Марк Захаров — Гансйорг Лаутензак
1977 — «Парень из нашего города» Константина Симонова. Режиссёр: Марк Захаров — Аркадий Бурмин
1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Ленин
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Марк Захаров — капитан Беринг
1986 — «Гамлет» У. Шекспира. Режиссёр: Глеб Панфилов — Гамлет
1986 — «Диктатура совести» Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Посторонний
1987 — «Карманный театр» Жана Кокто. Режиссёр: Пётр Штейн
1990 — «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова. Режиссёр: Марк Захаров — учитель физкультуры
1994 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Марк Захаров — Тригорин
1997 — «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Режиссёр: Марк Захаров — Генерал
2001 — «Шут Балакирев» Григория Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Пётр Первый
2004 — «Tout paye, или Всё оплачено» по комедии Ива Жамиака. Режиссёр: Эльмо Нюганен — Александр
2007 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Марк Захаров — Жевакин

призы и награды

1987 — Лауреат Государственной премии СССР — за роль в фильме «Полёты во сне и наяву».
1989 — Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых — за роль в фильме «Крейцерова соната».
1995, 28 декабря — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
1996 — Лауреат Государственной премии Российской Федерации — за исполнение главной роли в спектакле «Чайка» по пьесе А. П. Чехова Московского государственного театра «Ленком».
2002 — Лауреат Государственной премии Российской Федерации — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком».
2007, 11 августа — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2009, 23 февраля — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
1977 — Премия Ленинского комсомола — «за талантливое воплощение образов современников в кино».
1983 — Лучший актёр года — за главную роль в фильме «Влюблён по собственному желанию» (по опросу журнала «Советский экран»).
1983 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актёрские работы» за 1983 год.
1988 — Приз МКФ в Вальядолиде — за лучшую мужскую роль в фильме «Филёр».
1989 — Приз «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» — за роль в фильме «Убить дракона».
1992 — Премия «Ника» — за лучшую мужскую роль в фильмах «Цареубийца» и «Паспорт».
1993 — Премия имени А. А. Ханжонкова «Кинособытие года».
2000 — Приз «Золотая подкова» — за режиссуру фильма «Приходи на меня посмотреть».
2001 — Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — за фильм «Приходи на меня посмотреть».
2001 — Приз Российского фонда культуры на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи.
2001 — Гран-при «Золото „Лістапада“» на кинофестивале «Лістапад» в Минске — за роль в фильме «Приходи на меня посмотреть».
2001 — Первое место в номинации «Выборгский счёт» на кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге — за фильм «Приходи на меня посмотреть».
2001 — Театральная премия имени К. С. Станиславского — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком».
2002 — Премия «Золотой Овен» — за лучшую мужскую роль в фильме «Любовник».
2002 — Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — за роль в фильме «Любовник».
2002 — Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Созвездие» — за роль в фильме «Любовник».
2002 — Лауреат премии «Кумир» в номинации «Кумир года» — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком» и за роль в фильме «Приходи на меня посмотреть».
2003 — Премия «Ника» — за лучшую мужскую роль в фильме «Любовник».
2003 — Премия «Золотой орёл» — за лучшую мужскую роль второго плана (в фильме «Бедный, бедный Павел»).
2003 — Специальный приз от администрации Краснодарского края на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи.
2005 — Театральная премия «Гвоздь сезона» — за спектакль «Tout paye, или Всё оплачено».
2006 — Премия «Золотой Орёл» — за лучшую мужскую роль на телевидении (в многосерийном фильме «Доктор Живаго»).
2006 — Премия Российской академии телевидения ТЭФИ — за лучшую мужскую роль на телевидении (в многосерийном фильме «Доктор Живаго»).
2006 — Орден Петра Великого.
2007 — Премия «Триумф».
2008 — общественная награда — знак ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество».
2009 — Приз имени К. С. Станиславского «Я верю» (посмертно).
2009 — Приз «Многолетнему президенту „Кинотавра“ — за выдающийся вклад в российский кинематограф» (посмертно).
2009 — Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Созвездие» — за главную роль в фильме «Анна Каренина» (посмертно).
2010 — Специальная премия «Золотой Орёл», за вклад в развитие отечественного кинематографа (посмертно).
2010 — Премия Ника за 2009 год — номинация «Лучшая мужская роль» (посмертно). По совокупности ролей в фильмах «Анна Каренина» и «Царь».
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Благодарность Президента Российской Федерации (1996) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году.
Благодарность Президента Российской Федерации (2002) — за большой вклад в развитие театрального искусства.

фрагменты: «Дом, который построил Свифт». Отрывок

театр

фотографии

WEB

публикации

  • Олег Янковский в предлагаемых обстоятельствах
  • После выхода фильма «Полеты во сне и наяву» утвердилась мысль, что Янковский воплотил на экране человека, мучительно переживающего кризис среднего возраста, что его герой чувствует пустоту в себе и серую бессмысленность вокруг. Так в начале восьмидесятых Олег Янковский стал символом поколения «потерянных сорокалетних». В его герое видели скорее рефлексирующего интеллигента, чем человека поступка.

    И всё же, когда я размышляю о его ролях в кино, в моей памяти возникают, прежде всего, эпизоды-поступки, эпизоды-действия, и нередко отчаянные.

    Когда он, с криком «Ложись! Сейчас всех взорву!» неистово крутит ручку киноаппарата – и офицеры во вражеском штабе со страху прячутся под стол. («Служили два товарища», 1966). Когда он, раскачавшись на тарзанке, сигает в осеннюю реку, как бы на потеху публики. Когда он, будучи не кем иным, а бароном Мюнхгаузеном, лезет по канатной лестнице на пушку, чтобы «выстрелиться» на Луну.

    А лететь на ядре, с лёгким сердцем, всех простив, и, при этом, иронизируя – требует немалого мужества. «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь! – напутствует он. - Все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица». Он упрямо взбирается на фоне синего неба, сапоги с ботфортами мелькают всё выше и выше.

    В 1981-м режиссер Игорь Масленников предложил ему роль коварного злодея Степлтона. К этому времени Янковский уже был заоблачно популярен. Двумя годами раньше вышел «Тот самый Мюнхгаузен», и «человек, который никогда не врет» в исполнении Янковского мгновенно был зачислен публикой в русские национальные герои, наряду с Шерлоком Холмсом.
    Как воплотить на экране злодея, который в поисках бабочек прыгает по болотным кочкам словно кузнечик? Не карикатурно и не опереточно, но с лёгкой английской иронией? Без волшебства обойтись было нельзя. Уже сам выбор на эту роль Олега Янковского обозначал в этом «антигерое» линию волшебника, только, в отличие от «Обыкновенного чуда», со знаком минус.
    Его злоумышленник Степлтон – само воплощение мальчишеского авантюризма. Степлтон играет, когда беседует с доктором Ватсоном о способах заварки кофе и чудаковатых соседях. Он играет, когда прячет связанную жену. Он играет, когда подливает сэру Генри бренди, перед тем, как отпустить его на съедение собаки. Похоже, что он играет даже тогда, когда отстреливается от полиции... Но эта игра – отнюдь не легкомыслие.

    Его Джек Степлтон играет озорно и с наслаждением. С такой верой в себя и в предлагаемые обстоятельства, будто воспринял метод Станиславского из далекой России, что, впрочем, неудивительно, он – ученый, энтузиаст от науки и живо интересуется новейшими заграничными теориями.
    В кинокарьере Олега Янковского более 80 ролей. Он был бунтарем весёлым – бароном Мюнхгаузеном. И бунтарем мрачным – декабристом Рылеевым. Царём без царства – императором Николаем II. И всемогущим «серым кардиналом» графом Паленым. Ловким и беспринципным адвокатом Комаровским в «Докторе Живаго». И человеком «больной совести» – молчащим писателем Джонатаном Свифтом. Преступником-авантюристом Степлтоном и брошенным мужем Анны Карениной. Но в какой бы исторический костюм не был облачён Янковский, зритель всегда видел в его герое нашего современника. «Я, Олег Янковский – в предлагаемых обстоятельствах», - так звучала его актерская формула.

    В его «антигероях», экранных мерзавцах и подлецах всегда проскальзывала щегольская искра – он был обаятелен. От мелкого советского клерка, цена которому – лист бумаги («Мы, нижеподписавшиеся»), до того же Комаровского. Даже дракон в сказке Шварца и фильме Марка Захарова умел очаровать своей «слишком человеческой» иронией и сарказмом. Но это не было очарованием зла. Это было очарование Олега Янковского. Своим хитрым прищуром он предлагал зрителю глянуть на своего героя со стороны. Не по этой ли причине он отказался от роли Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» – не нашёл как смотреть на этого «антигероя» извне?Среди восьми десятков его ролей я не помню ни одной проходной, хотя были и эпизоды и роли второго-третьего плана. Даже неблагодарные номенклатурные роли, которых у него, к счастью, в советское время было немного, вроде секретаря парткома (фильм «Премия») выходили у Янковского убедительно и жизненно-узнаваемо.
    Кинематограф полюбил его сразу. Тридцать главных ролей. Янковский быстро повзрослел на экране, оставшись спортивным и необычайно молодым до духу. Режиссеры видели в нем, прежде всего, личность, характер – ироничный, борющийся, иногда метущийся. Андрей Тарковский, Роман Балаян, Владимир Мотыль, Михаил Швейцер, Игорь Масленников и многие другие режиссеры первой величины могли бы назвать Олега Янковского «своим актером». Но в первую очередь он был актером театра и кинематографа Марка Захарова.
    Одной из первых ролей актера был красноармеец Некрасов – недоучившийся студент и фотограф. По характеру, по убеждениям, по сути – гражданский человек, в Гражданскую войну, человек с киноаппаратом («Служили два товарища», 1966). Так роль кинооператора Некрасова, поднявшегося с кинокамерой на аэроплане, навсегда повенчала Олега Янковского с кинематографом.

    Александр Седов

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости