Борис Химичев

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Борис Химичев (Борис Химичёв) фотографии

Химичев Борис Петрович

Борис Петрович Химичёв

12.01.1933 - 14.09.2014

Фильмография: 113 работ в 113 проектах

биография

12 января 1933, село Баламутовка, Хмельницкая область, Украинская ССР, СССР — 14 сентября 2014, Москва, Россия.

Советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист Российской Федерации (1993).
Кавалер ордена Почёта (2004).

Родился в семье, далёкой от актёрского искусства: мать была учительницей, а отец — председателем колхоза. Трудные военные и послевоенные годы подорвали здоровье Бориса, и мальчик стал объектом для нападок сверстников. Отдушиной для ребёнка в то время были редкие киносеансы в сельском клубе, но о том, чтобы стать актёром, он даже не мечтал.
После окончания школы подал документы во Львовский Горный институт и был зачислен на факультет разработки нерудных мест.
Однако молодого человека не прельщала перспектива стать геологом,
желание какой-то другой, более яркой, жизни привело его в Киев, где он стал студентом радиофизического факультета Института имени Т.Г. Шевченко. Студенческая жизнь пошла Борису на пользу: он не только активно начал заниматься спортом, но и полностью сменил круг общения.
Результатом стала учёба в студии при Театре им. Ивана Франко после неудачной попытки поступить в Киевский государственный институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого. Выходя, пусть и в массовках, на сцену одного из старейших театров Украины, Борис осознал своё призвание. Вскоре приёмные комиссии нескольких ведущих театральных ВУЗов Москвы захотели видеть Химичева в числе своих студентов, несмотря на то, что абитуриенту было 27 лет — возраст, в то время предельный для поступления на дневной факультет актёрского ВУЗа.

В 1964 году окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса П.В. Массальский).

С 1964 по 1982 гг. — актёр Московского академического театра им. Владимира Маяковского.

С 1973 по 1982 годы состоял в браке с актрисой Татьяной Дорониной, с которой они вместе работали в одном театре.

С 1982 по 2014 гг. — актёр Театра имени Моссовета.

В кино дебютировал ролью поручика Артамонова в детективе
«Операция «Трест». В дальнейшем не раз снимался в детективных лентах, играя там обычно отрицательные роли — «Сыщик», «Чёрный треугольник».
Но всё же чаще режиссёры приглашали актёра на «костюмные» роли.

Артист рассказывал:
"Из-за природной фактуры мне сразу предрекли „костюмные“ роли:
кольчуги, гусарские ментики, онегинские фраки и сталинские френчи
сидели на мне как влитые. На лошади я тоже неплохо смотрелся — но это скорее гены: отец служил в кавалерийских войсках.
Начав сниматься, я хорошо „пошёл“: по три фильма в год делал. Другой разговор — качество ролей. Вот у Дорониной всего десяток фильмов, но из них пять — шедевры. А мне из 90 своих ролей такую пятёрку назвать трудно. Жалко, что и единственный наш общий с Дорониной фильм „На ясный огонь“, снятый в годы совместной жизни, прошёл незамеченным. А картина была неплохая, Доронина в ней пела песни Окуджавы…"

Занимался общественной работой — был сопредседателем партии пенсионеров.

Скончался Борис Химичёв на 82-м году жизни у себя на даче в Москве. По словам приёмной дочери актёра Елены, диагноз — неоперабельный рак головного мозга — врачи поставили в конце июня 2014 года. От этой болезни он и «сгорел» за два месяца. Похоронен актёр 17 сентября на Химкинском кладбище Москвы (участок № 1А).

призы и награды

"Орден Почета" (Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 654).

фрагменты: «Князь Юрий Долгорукий». Отрывок

театр

фотографии

публикации

  • Денди из Баламутовки.Борис Химичев: "Самоедством я не занимаюсь и от ролей не отказываюсь"
  • ...Сказать, что народный артист Химичев — «актер одной роли», по счастью, невозможно. Фильмография на редкость плодовитая: что ни год, то по две-три-пять картин. И еще бы: какая фактура! Он и мощный Юрий Долгорукий в одноименной ленте, и убедительный «пациент Эйнштейн» в «Физиках», и проницательный сотрудник ЦРУ Стивенсон в «Возвращении резидента». Его герой всегда умен, красив, спортивен и спорен (не говоря уж об откровенных злодеях, которых переиграл много и с удовольствием). И все у него необычно, не по-писаному. Скажем, у всех юбилеи как юбилеи. А у него — на пять лет моложе. Разгадка сей тайны будет озвучена в понедельник в Большом зале Дома актера на Арбате. И накануне творческого вечера «МК» дозвонился до юбиляра.

    — Борис Петрович, несколько удивило название празднества — «75+5»...

    — А потому что мне 80.

    — Не может быть! Во всех сетевых энциклопедиях написано 75.

    — Ну да, «1938 год» вместо 33-го. Ну не судиться же мне с ними. Ведь в суде двух-трех свидетелей потребуют! А где их взять? Мою малую родину (село Баламутовка Хмельницкой области) из Москвы не видать. Да, если честно, и самому порою приходится лета свои преуменьшать, а то вот звонят с творческим предложением — так и напугать недолго возрастом. Такой каламбур.

    — Ну, вам 80 никак не дашь. Читал где-то, что в юности вы постоянно болели, зато потом взялись за гантельки, моржевание...

    — Эх, я в той жизни перенес голод Отечественной войны, голод 1947 года, однако потом организм взял свое: встряхнулся, как Илья Муромец, почувствовал вкус к спортивному образу жизни. Увы, сейчас уже перенес инфаркт и существую в щадящем режиме. Но каждый вечер клянусь себе, что с утра начну новую жизнь. А что до «творческого пути», то моя трудовая книжка пестрит записями: работал слесарем, электриком, баллонщиком... Баллонщик — тот, кто ремонтирует колеса у троллейбусов. Что интересно: начал свою деятельность в Миусском троллейбусном парке имени Петра Щепетильникова, прошли годы, основательно поколесил по Москве, и вот мое последнее пристанище на Миусской площади: в окошко снова вижу свою юность — мой троллейбусный парк!

    — А почему в университет пошли именно на математический факультет?

    — Там была стипендия большая. Кстати, забыл сказать, что я работал еще и трубочистом. Стояли там местные котлы... Такую байку расскажу: был как-то на приеме у ветеранов КГБ. Предложили мне тост произнести. Я поначалу засмущался: мол, что говорить-то? Выигрывая время, я взял стакан в левую руку, в правую — бутылку, пауза, мозги работают, наливаю медленно в стакан водки. И тут меня осеняет: «Вас всех... я чистил еще в 1961 году!» Потом выпиваю. Ветераны вздрогнули от слова «чистка». Притихли. Наверное, подумали: либо пьяный артист, либо глупость сморозил. Насладившись паузой, я объяснил: «За давностью лет могу разгласить тайну: у вас в основном здании в подвале стоит пять котлов, меня вызывали их чистить».

    — А как с математики прыгнули в артисты?

    — Почему нет? Актерская-то жизнь — яркая, легкая, веселая, материально независимая, вот мне и захотелось этой легкости. А давайте представим, что я остался бы в своей Баламутовке. Ну, был бы трактористом высокого роста. Мог ли я мечтать, что мне по ролям будет комфортно носить фрак? Черт его знает. Я всегда верил в судьбу. И из всяческих злоключений я выбирался с достоинством.

    — А их было множество: тот же чердак театра Маяковского, где вы четыре года жили, едва окончив вуз...

    — Что здесь такого немыслимого — жить на чердаке? Я был молодым, здоровым, глядящим с оптимизмом в будущее. Подумаешь, техническое помещение возле перекрытий. Теплое. Душ в театре есть, буфет — тоже. Плита, обслуживающая буфет, под боком. Стены я обил старыми кулисами. Натаскал туда мебели из снятых спектаклей. На работу — пять минут. Не жилье — сказка! Не тратил, как другие, по два часа, чтобы добраться до театра. Тогда ведь был известный заколдованный круг: вопрос с пропиской не решался, потому что нет жилья, а жилья не было, потому что нет прописки. И один высокий милицейский чин выдал мне паспорт, где было написано: «Прописан постоянно: Собиновский переулок, дом 11/19, квартира 2». А такой квартиры в природе не было. Зато у администрации театра появилась возможность хлопотать за меня насчет жилья...

    — Кстати, Доронина никогда к себе не приглашала во МХАТ?

    — Ну как без вопроса о Дорониной (улыбается)? Мы вместе прожили 10 лет. И прожили столько не потому, что она держала меня на коротком поводке или на цепи. Нам просто было интересно друг с другом. Но — как я ответил однажды на вопрос о ней — у меня к Татьяне Васильевне одна «претензия»: будь я худруком МХАТа им. Горького, то первым делом пригласил бы в труппу Доронину. А кроме шуток, недавно был на спектакле Виктюка «Старая актриса на роль жены Достоевского» во МХАТе, где играли Доронина и Аристарх Ливанов. И вдруг поймал себя на мысли, что прошло ровно 30 лет, как мы не виделись. Нигде и ни под каким предлогом. И когда я, как галантный кавалер, вручил Татьяне букетик, мне даже показалось, что мы оба всплакнули...

    — Возвращаясь к ролям: злодеев легко было играть?

    — Мне всегда легко, потому что я люблю команду «мотор!». Это как для дрессированной собаки — «фас!». Мгновенно возникает чувство азарта. И злодеи не отталкивали. Меня может оттолкнуть цинизм и порнуха.

    — Так были предложения, от которых вы отказывались?

    — Еще ни от чего в жизни я не отказался, по причине крайне простой: к предложению надо относиться уважительно. Значит, человек уверен, что я это сделаю. Вот мне поступило предложение от Сергея Бондарчука сняться в небольшой роли воеводы Мосальского в его «Борисе Годунове». Как можно колебаться, вместо того чтобы сразу начинать думать о построении образа?

    — Бондарчук — понятно, но говорят же о не очень качественном кино рубежа 1990—2000-х годов... Вы всегда были довольны уровнем работ?

    — Вы понимаете, самоедством я не занимаюсь. Степень анализа, контроля, проверки, безусловно, существует. Опустить свою планку я не хочу, не могу и никому не позволю. Планку я держу и смело могу сказать, что моя актерская репутация в надежности. А сейчас я снимаюсь у Краснопольского — играю английского издателя...

    Ян Смирницкий

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости