Альберт Филозов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Альберт Филозов фотографии

Филозов Альберт Леонидович

25.06.1937 - 11.04.2016

Фильмография: 161 работа в 161 проекте

биография

25 июня 1937, Свердловск, РСФСР, СССР (ныне Екатеринбург, Россия) — 11 апреля 2016, Москва, Российская Федерация.

Заслуженный артист РСФСР (29.03.1983).
Народный артист России (29.08.1994).

Получил профессию токаря, работал на заводе «Шарикоподшипник».
В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына). Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959—1960 годов проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е. П. Леонова.
В 1960—1961 годах служил в театре имени Ермоловой.
В 1961 был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне.
В 1963 году вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (до 1984, формально числился до 1990 года). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым, играл в спектаклях Анатолия Васильева.
C 1982 года репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года.
С 1989 года играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы».

В 1991—1995 годах был мастером (совместно с А. Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе.
Преподавал в РАТИ, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (мастерская И.Л. Райхельгауза).

театральные работы

Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
1978 — «Первый вариант „Вассы Железновой“» М. Горького, реж. А. Васильев
1979 — «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, реж. А. Васильев — Бэмс

Театр на Таганке
1985 — «Серсо» В. Славкина, реж. А. Васильев — Петушок

Театр «Школа современной пьесы»:
1989 — «Пришёл мужчина к женщине» С. Злотникова, реж. И. Райхельгауз — Виктор Петрович
1992 — «А чой-то ты во фраке?» по «Предложению» А. П. Чехова, (автор спектакля И. Райхельгауз, стихи Д. Сухарева, музыка C. Никитина) — Иван Васильевич Ломов, затем - Степан Степанович Чубуков
1994 — «Без зеркал» Н. Климонтовича (режиссер И. Райхельгауз)
1995 — «Уходил старик от старухи" (1995; реж. совместно с И. Райхельгаузом)
1997 — «...С приветом, Дон Кихот!» по М. Сервантесу и Л. Минкусу (режиссер И. Райхельгауз) — Дон Кихот
1997 — «Дон Педро» С. Носова — Антон Антонович
1998 — «Другой человек» П. Гладилина (режиссер В. Мирошниченко)
1998 — «Антон Чехов. Чайка» (режиссер И. Райхельгауз) — Дорн
1999 — «Записки русского путешественника» Е. Гришковца (автор спектакля И. Райхельгауз) — Алик
2001 — «Борис Акунин. Чайка» (режиссер И. Райхельгауз) — Дорн
2002 — «Город» Евгения Гришковца — Отец
2003 — «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова (режиссер
И. Райхельгауз)
2003 — «Кремль, иди ко мне» Алексея Казанцева (режиссер Б. Мильграм)
2004 — «Чайка. Настоящая оперетка» (автор спектакля И. Райхельгауз, либретто Вадима Жука, музыка Александра Журбина — Дорн
2006 — «Своими словами» (автор спектакля И. Райхельгауз)
2006 — «Холостой Мольер» (авторы спектакля - Олег Глушков и Андрей Першин)
2007 — «Русское варенье» Л. Улицкой (режиссер И. Райхельгауз) — Лепёхин
2009 — «Москва. Психо» (спектакль Андрия Жолдака) — Ясон
2009 — «Дом» Е. Гришковца, А. Матисон (автор спектакля И. Райхельгауз) — Папа Оли, дедушка Игоря
2011 — «Звёздная болезнь» (автор спектакля И. Райхельгауз) — Юбиляр
2011 — «Медведь» Дмитрия Быкова (режиссер И. Райхельгауз) — Миша Григорьев
2012 — «Circo Ambulante» А. Могучего, М. Исаева, реж. А. Могучий — Антон
2012 — «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» (авторы спектакля Е. Гришковец, И. Райхельгауз) — сюжет «Юбиляр»

Театр «Амфион» и «Независимая антреприза»:
«Плачу вперед» (1999)

Театр им. Вахтангова
«Веселые ребята» (2004)

Поставил спектакли:
«2х2=5» (К. Степанычева, режиссёры: А. Филозов, О. Гусилетова)
«Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей» (Т. Мондзаэмон, режиссёр А. Филозов)

призы и награды

Орден Дружбы (18.11.2004).
Лауреат Российской национальной актёрской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» (2014).

трейлер: «Тётушки»

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • «Женщины любят меня за то, что я их люблю!»
  • Народный артист России о подкаблучниках и мерзавцах, красавицах актрисах и своей рижской любви. Мы договорились на интервью в отеле. Филозов приехал туда под вечер, прямо со съёмочной площадки — усталый, продрогший, голодный.

    Будь на его месте любой молодой актёр, обласканный славой в модном сериале, я наверняка получила бы от ворот поворот со словами: «Звезда устала». Но, к счастью, я имела дело с актёром старой гвардии, мхатовцем, которому чужды звёздные закидоны.

    «Конечно, поговорим, раз вы меня ждёте. Вот только пальто сниму», — произнёс Альберт Леонидович, галантно распахивая передо мной дверь своего гостиничного номера.

    «Я был советским идиотом»

    Его экранные персонажи не красавцы и не Аполлоны, а неудачники, подкаблучники, недотёпы... Однако в жизни Альберт Филозов нисколько не похож на своих киногероев. В свои 75 лет Альберт Леонидович статен, галантен, респектабелен. Интеллигентный, начитанный, прекрасно образованный собеседник.

    — Альберт Леонидович, у вас несоветская внешность и нерусская фамилия. На Урале вас считают своим, поскольку вы родом из Свердловска. А прибалты утверждают, что вы наш. Кто прав?

    — Боюсь, что никто. Моя мама и вся её родня с юга Украины, они переселились в Сибирь во время столыпинской реформы. Жили зажиточно, в начале 30-х деду кто-то шепнул: «Уезжай, а то раскулачат», — и семья переехала в Свердловск.

    А от папы во мне польская кровь. Отец приехал в Россию из Польши в 1926 году, строить социализм. В 1937 году его расстреляли. Мне тогда и полугода не было. Тогда многих арестовывали: сверху спускали план по выявлению врагов народа, и наш секретарь обкома всегда старался его перевыполнить. Сажали всех подряд. Взяли даже нашего дворника за то, что нашли у него серебряную ложку: решили, что он наследство получил.

    — Каково вам было жить с клеймом «сын врага народа»?

    — В нашем дворе таких, как я, было много. Чуть ли не каждый второй. Мы гоняли в футбол, висели на заборах, были молоды, глупы и ни о чём особенно не задумывались.

    Более того, когда умер Сталин, я настолько проникся этим моментом, что вступил в комсомол. Мне показалось, что теперь Родина в опасности и я обязан срочно её спасти.

    — Значит, до этого вас в комсомол не принимали?

    — Почему? Принимали. Но я считал себя недостойным. Сейчас это, наверное, смешно звучит. Но я был классическим советским идиотом!

    — А это правда, что вы жили в Свердловске неподалёку от того места, где была расстреляна царская семья? Ходили какие-нибудь легенды по этому поводу?

    — Я жил всего в квартале от этого загадочного места. В том доме размещался партархив — все окна были заколочены. Тогда у меня не было никакого отношения ни к императору, ни к его семье, но от этого дома постоянно веяло ужасом. Люди обходили его стороной. А напротив этого проклятого места стоял Дом пионеров, где я занимался пением — в детстве у меня был очень хороший голос.

    Звёздный курс

    Несмотря на великолепные голосовые данные и прочие таланты, которые проявились ещё в детстве, об актёрской карьере Альберт Филозов не помышлял. После школы пошёл работать токарем на подшипниковый завод. Наверное, мы никогда не узнали бы об актёре Филозове, если бы не случайность: в Свердловск на гастроли приехал МХАТ и объявил набор в свою Школу-студию. Филозов с блеском прошёл три отборочных тура и был зачислен в студенты.

    — Как встретила вас Москва?

    — Мы жили в общежитии за Рижским вокзалом, в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Там было очень холодно. Помню, артист Владимир Заманский спал на кровати у окна. А прямо на него из огромной щели в стене падал снег... Летом на вокзале, на платформе, торговали арбузами. Ночью лавка оставалась бесхозной, и мы, вечно голодные студенты, конечно же, воровали эти арбузы.

    — С кем из знаменитых актёров вы учились?

    — Курс у нас был замечательный: Толя Ромашин, Саша и Женя Лазаревы, Слава Невинный, Алла Покровская — в неё мы были поголовно влюблены! Изящная, умная, воспитанная — не полюбить такую девушку было просто невозможно! А ещё с нами училась красавица Танюша Лаврова...

    — Роман Татьяны Лавровой и Евгения Урбанского развивался на ваших глазах?

    — Конечно! Мы все были свидетелями романа двух этих талантливых людей и где-то даже сводниками. Женя писал Тане записки и передавал их через нас. Одно время он даже жил у нас в общежитии, чтобы быть поближе к любимой. Для нас Урбанский был полубогом. Он уже снялся в фильме «Коммунист», был страшно знаменит и водил нас на «Мосфильм» на экскурсии.

    — А каким был ваш первый опыт в кино?

    — На третьем курсе меня пригласили на пробы в фильм «Зелёный фургон». Тут же утвердили, пообещали договориться об освобождении от занятий... У нас в студии было на этот счёт строго: пока учишься — сниматься нельзя. За нарушение отчисляли!

    И вот я полетел в Одессу, чтобы подписать контракт. Меня встретили в аэропорту, дали бланк: «Заполни, поставь подпись». Я спрашиваю: «А как с институтом?» Оказалось, что они ни о чём не договорились! Тогда я отошёл якобы попить воды... и сбежал.

    В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали в кино: пробовали, обещали, но до съёмок дело не доходило.

    Любовь из Прибалтики

    Первым фильмом, после которого Альберт Филозов проснулся знаменитым, стал «Вид на жительство», который снимался у нас в Риге. В Риге тогда снимали в основном заграницу. А потому с нашим городом у Филозова связаны самые тёплые воспоминания.

    — Расскажите, как вас утвердили на роль диссидента в фильме «Вид на жительство».

    — Ассистент режиссёра картины долго ходила по театрам, искала актёра с «ненадёжной» внешностью и увидела в фойе мой портрет. Разыскала, пригласила на пробы. Режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может». Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и — о ужас! — там остаётся. Ко мне в партнёрши пробовали замечательных актрис: Марианну Вертинскую, Людмилу Максакову, а выбрали Вику Фёдорову. Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, кроме меня, уехали из Союза.

    — Вам всегда везло на красивых партнёрш: Виктория Фёдорова в «Виде на жительство», Ирина Мирошниченко в «Вам и не снилось», Наталия Андрейченко в «Мэри Поппинс, до свидания»... Можете продолжить этот список?

    — С удовольствием! Любочка Полищук, Ирочка Алфёрова, Люда Чурсина, Марианна Вертинская, Лена Сафонова... Красавицы, умницы, великолепные актрисы...

    — Неужели у вас никогда не возникало служебных романов на съёмочной площадке?

    — Почему не возникало? Но рассказывать об этом я не буду. Скажу только, что у меня был незабываемый роман на съёмках фильма «Сыны Отечества» с вашей прибалтийской актрисой. Невероятной красоты женщина! Во времена СССР любили снимать актрис из Прибалтики за их западную внешность и ослепительную красоту. Эта актриса, увы, больше никогда не снималась в кино, хотя могла бы блистать и сегодня.

    — Заинтриговали! Может быть, всё-таки назовёте её имя?

    — Никогда не называл, сколько меня ни просили. Но теперь, думаю, можно — дело давнее. Имя этой удивительной актрисы — Ева Мурниеце. Я был безумно в неё влюблён!

    — Как вы думаете, за что вас так любили и любят женщины?

    — Не знаю... Никогда не был красавцем и мачо, как сейчас говорят. Может быть, за то, что я их очень люблю?

    — У вас два чётких амплуа: недотёпы-лузеры и злодеи-мерзавцы. Как такое возможно?

    — Удачно сыгранный образ часто прилипает к актёру. Может быть, я так и остался бы тихоней после одноимённого фильма. Но в моей судьбе случился крутой поворот: Алов и Наумов пригласили меня в фильм «Тегеран-43» на роль злодея. И пригласили только потому, что нужен был не злодейский типаж, а разведчик — человек со стёртым лицом. Когда я хотел пострелять, мне говорили: «Не надо, ты это плохо делаешь! Ты мозг операции, а не снайпер».

    — В этом фильме вы снимались с Аленом Делоном. Правда, что вы общались по-французски?

    — С французским у меня на тот момент было не очень хорошо. Учил немного в вузе и никогда не думал, что этот язык мне пригодится. Но когда приехал в Париж, буквально через неделю обнаружил, что говорю легко. Я очень хотел удивить Делона. У него лежал сценарий на французском, я попросил его на один день и выучил весь наш диалог.

    Когда я прочёл его на съёмках, французы мне зааплодировали. А наши сказали: «Ну вот, ещё и тебя переводить?! Запутаемся. Говори-ка, брат, по-русски».

    — Вы снялись более чем в ста фильмах. Были ли у вас роли, за которые сегодня стыдно? Не секрет ведь, что в 90-е годы многие актёры оказались не у дел. И снимались всюду, куда их приглашали.

    — Действительно, в 90-е кинематограф великой страны развалился. Стали возникать такие-то странные проекты, в которых мне предлагали играть «крёстных отцов» мафии. Но я отказывался. Единственный фильм, в котором я снялся в бандитские 90-е, был «Завтрак с видом на Эльбрус». Не видели? Посмотрите. Весьма достойное кино.

    Елена Смехова

    16.02.2013

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости