Родился в семье железнодорожного телеграфиста.
Отец его, Михаил Герасимович, числившийся политически неблагонадёжным, был переведен в Тулу, когда Борису исполнилось восемь месяцев. А вскоре за участие в забастовках служащих Тульской железной дороги отец Тенина опять был переведён, теперь на Кавказ. Семью он оставил в Туле, и Борис видел его только по большим праздникам, когда Михаил Герасимович имел возможность навестить семью. Мать Александра Павловна работала акушеркой в тульской больнице, была женщиной занятой. Поэтому Борис рос предоставленный сам себе.
В восьмилетнем возрасте, когда Тенин пошёл в школу, ему было разрешено посещать детские спектакли-утренники.
Успехи в школе с первых дней оставляли желать лучшего.
Однажды в школе, на новогодней ёлке, Тенин выступил в роли клоуна. Он сам сшил клоунский наряд, соорудил рыжий парик и с размалеванным лицом предстал перед замершей от восторга аудиторией.
Как-то попав на спектакли провинциальной труппы Суходольского, ежегодно гастролировавшей в Туле, тринадцатилетний Борис был совершенно "отравлен" театром. Мечта о настоящем театре заполонила душу мальчика.
После Октябрьской революции Михаил Герасимович Тенин, вступивший в партию большевиков в 1917 году, был переведён на партийную работу в Москву и в январе 1919 года вызвал семью к себе. Борис Тенин сразу же решил поступать в театральную студию.
Случай свёл Тенина с Е.А. Петровым-Краевским, который руководил рабочей драматической студией Бутырского Совета рабочих депутатов.
Тенин, понравившийся старому актёру и опытному педагогу, сдал экзамен и был зачислен в эту студию.
Осенью того же 1919 года студия была распущена из-за нехватки дров — ледяное помещение было нечем топить.
Тенин, не доверяя фортуне, сдаёт экзамены одновременно в пять театральных студий с подчас противоположными направлениями и программами. Принятым оказывается в две из них и оседает, правда ненадолго, в студии с не очень благозвучным названием "ХПСРО" (Художественно-просветительный союз рабочих организаций).
Но недолговечной оказалась и эта студия. Тенин оказался опять на распутье. Один — главный — урок вынес он из кратковременного пребывания в этих двух студиях: надо учиться.
В 1920 году Борис Тенин был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова и одновременно вступил в труппу Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Тенину тогда едва исполнилось пятнадцать лет.
В 1922 году ГИМДР реорганизовался в Институт театрального искусства. Спустя два года, получив удостоверение об его окончании, Тенин пришёл в гастрольный театральный коллектив "Комедианты". Романтически настроенный новичок сразу согласился на гастрольную поездку. Это был первый и последний в жизни Тенина сезон на периферии.
По приезде в Москву, пройдя испытания и показав себя разносторонним актёром, Тенин был принят в коллектив "Красная гармошка" ("синеблузочники"). Но он жаждал более серьёзного применения своим способностям.
И вот осенью 1925 года Тенин снова у Мейерхольда — в театре его имени. Но радости первых лет работы на профессиональной сцене все ещё омрачаются явным невезеньем. Проходят долгие месяцы в ожидании роли. Но с появлением роли возник и конфликт с режиссёрами-ассистентами: от Тенина требовали механического копирования всего того, что было сделано в роли предыдущим актёром. Борис отстаивал право на творческую самостоятельность. Не вызвав к себе внимания, Тенин ушёл из Театра Мейерхольда.
После двухлетних скитаний и поисков артист сравнительно надолго оседает в театрально-эстрадном коллективе "Театр обозрений" при Доме печати (впоследствии — Дом журналиста на Суворовском бульваре в Москве).
Ещё в 1927 году, сразу после ухода из Театра Мейерхольда, Тенин встретился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем, готовившимся снимать свой полнометражный художественный фильм "Кружева". Приглашения сняться в этом фильме было для Тенина большой неожиданностью. Свой дебют в кино Тенин счёл неудачным. Но как бы там ни было, из кино он не ушёл.
8 июля 2023
14 ноября 2018
24 апреля 2013