Борис Тенин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Борис Тенин (Boris Tenin) фотографии

Тенин Борис Михайлович

Boris Tenin

23.03.1905 - 08.09.1990

Фильмография: 48 работ в 48 проектах

биография

Родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке (Саратовская губерния, ныне Пензенская область).

В 1920 году был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова и одновременно вступил в труппу Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Тенину тогда едва исполнилось пятнадцать лет.
В 1922 году ГИМДР реорганизовался в Институт театрального искусства. Спустя два года, получив удостоверение об его окончании, пришёл в гастрольный театральный коллектив "Комедианты".

По приезде в Москву был принят в коллектив "Красная гармошка" ("синеблузочники").
В 1925 году снова в Театре Мейерхольда. Но не вызвав к себе внимания со стороны руководства, ушёл из театра.

В 1927 году, сразу после ухода из Театра Мейерхольда, Тенин встретился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем, готовившимся снимать свой полнометражный художественный фильм "Кружева". Приглашение сняться в этом фильме было для Тенина большой неожиданностью. Свой дебют в кино Тенин счёл неудачным. Но как бы там ни было, из кино он не ушёл.

В 1932-1936 годах — артист эстрадного театра Мюзик-холл.
В 1937-1946 годах — артист Ленинградского театра Комедии.
С 1946 года — актёр Театра-студии киноактёра в Москве.
В 1955-1962 годах — актер Московского театре сатиры.
С 1962 года — актёр Московского драматического театра на Малой Бронной.
С 1974 года — актёр Академического театра имени Владимира Маяковского.

В 1933 году преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду, в 1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.

Заслуженный артист РСФСР (11.03.1939).
Народный артист Таджикской ССР (05.01.1944) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).
Народный артист РСФСР (06.03.1950).
Народный артист СССР (22.10.1981).

Был женат на актрисах Ольге Ивановой (первая жена Григория Александрова) и Лидии Сухаревской.

Скончался в Москве 8 сентября 1990 года от остановки сердца. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 29).

театральные работы

Драматическая студия Бутырского Совета депутатов:
1920 — приказчик Сеня ("На бойком месте" А.Н. Островского, реж. Н. Вошкевич).

Московская драматическая студия "Альба":
1922 — пономарь ("Всех скорбящих" Г. Гейерманса, реж. Л. Кирилович-Дон);
— Анжелотти / Скарпиа ("Флория Тоска" Л. Кириловича-Дона, реж. Л. Кирилович-Дон)

Театр РСФСР 1-й:
1922 — слуга / Лев Толстой ("Мистерия-буфф" В.В. Маяковского, пост. Вс. Мейерхольда)

Студенческий коллектив ГИМДР:
1922 — старый подписчик ("Как он был редактором" по Марку Твену);
1923 — Марчбэнкс ("Кандида" Бернард Шоу)

Московская группа "Комедианты":
1924 — Претор Красс ("Спартак" В. Волькенштейна );
— Тапиока ("Три вора по У. Нотари);
— Восмибратов ("Лес" А.Н. Островского);
— Фон Шветцинген ("Золотая Ева" Бернарди);
— Кристи ("Ученик дьявола" Б. Шоу);
— Ванька-Встанька ("Яма" по А.И. Куприну);
— Вурм ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера);
— Стрэттон ("Потоп" Ю. Бергера);
— Земляника ("Ревизор" Н.В. Гоголя);
— генерал Тычков ("Обрыв" по А.А. Гончарову);
— Панталоне ("Король-Арлекин" ("Шут на троне") Ф. Лотара);
— Фон Кукрот ("Темное пятно" Г. Кадельбурга и Р. Пресберга);
— помещик Борщ ("Псиша" Юрия Беляева);
— Купавин ("Вторая молодость" П. Невежина);
— Житов ("Оболтусы и ветрогоны" С. Пржебыльского);
— граф д`Альбафьорита ("Трактирщица" К. Гольдони);
— Тардиво ("Соломенная шляпка" Э. Лобиша);
— Андри ("Нельская башня" по Дюма);
— Эльшлегер ("Дурак" Фульда);
— чиновник ("Страсть" по С. Цвейгу);
— синьор Грассини ("Овод" по Э. Войнич);
— Томас Бегот ("Трильби" Гр. Ге);
— Индюков ("Из любви к искусству" (французский водевиль);
— Шарль ("Голь на выдумки хитра" (французский водевиль).

1924-1927 — участие в спектаклях московских коллективов "Синей блузы" (скетчи, фельетоны, пародии, куплеты)

Театр имени Мейерхольда:
1927 — "Д.Е." по И. Эренбургу (пост. Вс. Мейерхольда) — Твайфт;

Московский театр современной буффонады:
1927 — "Королева ошиблась" М. Вольпина и К. Листова (реж. Б. Шахет) — Папаша;
"Вредный элемент" В. Шкваркина (реж. Э. Краснянский) — Чубчик;
"Женитьба" пародия Д. Гутмана (реж. Д. Гутман) — Степан
"Солистка его величества" Л. Никулина (реж. Д. Гутман) — Курортник;

Московский театр Дома печати, впоследствии Театр обозрений:
1929-1933 — "Тщетные огорчения (По Мольеру) В. Масса (реж. Н. Фореггер) — Гожибюс;
"Емельян Чернозёмный" Валентина Катаева (реж. В. Типот) — Емельян;
"Опустите занавес" Н. Адуева (реж. В. Типот) — пять ролей (трансформация)
"Со своей колокольни" (пародия на спектакль "Бронепоезд 14-69 в МХАТ) В. Типота (реж. В. Типот) — Китаец;

Московский мюзик-холл:
1933 — "Артисты варьете" Николая Волконского (реж. Николай Волконский) — Клоун Боцо;
"Под куполом цирка" Валентина Катаева, Ильи Ильфа и Евгения Петрова (реж. Ф. Каверин, Р. Корф) — Мартынов;
1934 — "Севильск ий обольститель" Тирсо де Молина (реж. Николай Волконский) — Слуга Пастрано;
"Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного (реж. Ф. Каверин) — Кашевар;
1935 — "Святыня брака" Э. Лабиша (реж. Н.П. Акимов) — Мюзерель;

Ленинградский театр комедии:
1937 — "Терентий Иванович" авт. Юрий Свирин (реж. и худ. Николай Акимов) роль — Сухарев;
"Весенний смотр" В. Шкваркина, (реж. Сергей Юткевич, Хеся Локшина) — Страхов;
1938 — "Двенадцатая ночь" авт. Шекспир (реж. и худ. Николай Акимов), роль — Тоби Бэлч;
1939 — "Сын народа" авт. Юрий Герман (реж. Эраст Гарин) роль — учитель Пархоменко;
"Опасный поворот" авт. Д. Пристли (реж. Григорий Козинцев, худ. Николай Акимов), роль — Стентон;
"Малыш" Ж. Летреза (реж. Ф. Флоринский) — Огюстен;
1940 — "Тот, кого искали" Александра Раскина и Мориса Слободского (реж. Н. Рашевская) — Врач-полярник Женечка;
"Тень" Евг. Шварца (пост. Н.П. Акимова) — людоед Пьетро;
"Преступление в улице Лурсен" Э. Лябиша (реж. Павел Суханов) — Ляглюме;
1941 — "Похищение Европы" Л.Вернейля (пост. Н.П. Акимова) — Жермон;
1942 — "Питомцы славы" ("Давным-давно") Авт. Александр Гладков,(реж. Николай Акимов), роль — поручик Ржевский;
1943 — "Братишка" авт. Вл. Дыховичный (реж. Павел Суханов), роль — близнецы Василий и Виктор.
"Дорога в Нью-Йорк" Леонида Малюгина (реж. Сергей Юткевич) — Питер Уорн;
1945 — "Лев Гурыч Синичкин" авт. Д. Ленский (реж. и худ. Николай Акимов), роль — Синичкин.

Театр-студия киноактёра:
1946 — "За тех, кто в море" Бориса Лавренёва (реж. Николай Плотников) — Лишев;
1947 — "Русский вопрос" Константина Симонова (реж. Михаил Ромм) — Боб Мерфи;
1948 — "Софья Ковалевская" братьев Тур (реж. Самсон Самсонов) — Пигалкин;
1950 — "Флаг адмирала" А. Штейна (реж. Эраст Гарин, Хеся Локшина) — Потёмкин;
1953 — "Раки" Сергея Михалкова (реж. Эраст Гарин, Хеся Локшина) — Ленский;
1954 — "Смерть Пазухина" М.Е. Салтыкова-Щедрина (реж. А. Грипич) — Прокофий Пазухин;

Московский театр сатиры:
1928 — "Лира напрокат" В. Шкваркина (реж. Э. Краснянский) — Комик;
"Ночь перед рождеством" пародия В. Масса и В. Типота (реж. В. Сушкевич) — Чуб;
"Вредный элемент" В. Шкваркина (реж. П. Поль) — Наважин;
"Республика на колесах" Я. Мамонтова (реж.Э. Краснянский) — Печёный;
"Склока" В. Ардова и Л. Никулина (реж. Д. Гутман) — Предправления Госпримус, Мягкий;
Ленинградский театр комедии:
1943 — "Дорога в Нью-Йорк" Леонида Малюгина (режиссёр Сергей Юткевич) — Элли Эндрюс.

1947 — "Человек с того света" Владимира Дыховичного и Мориса Слободского (реж. Н. Рашевская) — Педро Лангара;
1956 — "Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу (реж. Э. Краснянский, Н. Слонова) — Джордж Крофтс;
1957 — "А был ли Иван Иванович?" Назыма Хикмета (пост. В.Н. Плучека) — Петров;
"Мистерия-буфф" В.В. Маяковского (пост. В.Н. Плучека) — Человек-просто;
1958 — "На всякого мудреца довольно простоты" (А.Н. Островский, пост. А. Лобанова) — Крутицкий;
"Ложь на длинных ногах" Эдуардо Де Филиппо (реж. Г. Георгиевский) — Бенедетто;
1959 — "Смейся, паяц!" В. Стрекопытова (реж. Г. Георгиевский) — Подсосов;
1960 — "Чужой ребёнок" В. Шкваркина (реж. О. Солюс) — Караулов;
"200 000 на мелкие расходы) Владимира Дыховичного (реж. Э. Краснянский) — Лобашков;
"Баня" В.В. Маяковского (реж. Валентин Плучек, Николай Петров, Сергей Юткевич) — Понт Кич;
1961 — "Яблоко раздора" М. Бирюкова (пост. В.Н. Плучека) — Коваль;
1962 — "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (реж. В.Н. Плучек, А. Крюков) — Капиан Шатовер;

Московский драматический театр на Малой Бронной:
1963 — "Мать" Карла Чапека (реж. А.А. Гончаров) — Отец
1964 — "Мятеж неизвестных" Г. Боровика (реж. А.А. Гончаров) — Питер Калишер;
"Временный жилец" В. Полякова (Реж. С. Баркан) — Долотов;
1965 — "Визит старой дамы" Ф. Дюррематта (реж. А.А. Гончаров) — Альфред Илл;
1966 — "Беспокойный юбиляр" В. Раздольского (реж. В. Монюков) — Академик Щеглов;
1967 — "Братская ГЭС" Евгения Евтушенко, (реж. А. Паламишев) — Разин, Ленин,Карцев.
1970 — "Золотая карета" Леонида Леонова (реж. А. Дунаев) — Березкин;
1971 — "Сказки старого Арбата" А.Н. Арбузова (реж. А.В. Эфрос) — Балясников.

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Боба Мерфи в фильме «Русский вопрос» (1947).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939 — за исполнение роли Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьём»; 1985)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1946)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда» (1985)

театр

фотографии

публикации

  • Родился в семье железнодорожного телеграфиста.

    Отец его, Михаил Герасимович, числившийся политически неблагонадёжным, был переведен в Тулу, когда Борису исполнилось восемь месяцев. А вскоре за участие в забастовках служащих Тульской железной дороги отец Тенина опять был переведён, теперь на Кавказ. Семью он оставил в Туле, и Борис видел его только по большим праздникам, когда Михаил Герасимович имел возможность навестить семью. Мать Александра Павловна работала акушеркой в тульской больнице, была женщиной занятой. Поэтому Борис рос предоставленный сам себе.

    В восьмилетнем возрасте, когда Тенин пошёл в школу, ему было разрешено посещать детские спектакли-утренники.

    Успехи в школе с первых дней оставляли желать лучшего.

    Однажды в школе, на новогодней ёлке, Тенин выступил в роли клоуна. Он сам сшил клоунский наряд, соорудил рыжий парик и с размалеванным лицом предстал перед замершей от восторга аудиторией.

    Как-то попав на спектакли провинциальной труппы Суходольского, ежегодно гастролировавшей в Туле, тринадцатилетний Борис был совершенно "отравлен" театром. Мечта о настоящем театре заполонила душу мальчика.

    После Октябрьской революции Михаил Герасимович Тенин, вступивший в партию большевиков в 1917 году, был переведён на партийную работу в Москву и в январе 1919 года вызвал семью к себе. Борис Тенин сразу же решил поступать в театральную студию.

    Случай свёл Тенина с Е.А. Петровым-Краевским, который руководил рабочей драматической студией Бутырского Совета рабочих депутатов.

    Тенин, понравившийся старому актёру и опытному педагогу, сдал экзамен и был зачислен в эту студию.

    Осенью того же 1919 года студия была распущена из-за нехватки дров — ледяное помещение было нечем топить.

    Тенин, не доверяя фортуне, сдаёт экзамены одновременно в пять театральных студий с подчас противоположными направлениями и программами. Принятым оказывается в две из них и оседает, правда ненадолго, в студии с не очень благозвучным названием "ХПСРО" (Художественно-просветительный союз рабочих организаций).

    Но недолговечной оказалась и эта студия. Тенин оказался опять на распутье. Один — главный — урок вынес он из кратковременного пребывания в этих двух студиях: надо учиться.

    В 1920 году Борис Тенин был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова и одновременно вступил в труппу Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Тенину тогда едва исполнилось пятнадцать лет.

    В 1922 году ГИМДР реорганизовался в Институт театрального искусства. Спустя два года, получив удостоверение об его окончании, Тенин пришёл в гастрольный театральный коллектив "Комедианты". Романтически настроенный новичок сразу согласился на гастрольную поездку. Это был первый и последний в жизни Тенина сезон на периферии.

    По приезде в Москву, пройдя испытания и показав себя разносторонним актёром, Тенин был принят в коллектив "Красная гармошка" ("синеблузочники"). Но он жаждал более серьёзного применения своим способностям.
    И вот осенью 1925 года Тенин снова у Мейерхольда — в театре его имени. Но радости первых лет работы на профессиональной сцене все ещё омрачаются явным невезеньем. Проходят долгие месяцы в ожидании роли. Но с появлением роли возник и конфликт с режиссёрами-ассистентами: от Тенина требовали механического копирования всего того, что было сделано в роли предыдущим актёром. Борис отстаивал право на творческую самостоятельность. Не вызвав к себе внимания, Тенин ушёл из Театра Мейерхольда.

    После двухлетних скитаний и поисков артист сравнительно надолго оседает в театрально-эстрадном коллективе "Театр обозрений" при Доме печати (впоследствии — Дом журналиста на Суворовском бульваре в Москве).

    Ещё в 1927 году, сразу после ухода из Театра Мейерхольда, Тенин встретился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем, готовившимся снимать свой полнометражный художественный фильм "Кружева". Приглашения сняться в этом фильме было для Тенина большой неожиданностью. Свой дебют в кино Тенин счёл неудачным. Но как бы там ни было, из кино он не ушёл.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости