Много талантливых театральных имён дала России саратовская земля, которая, кажется, сама дышит сценой, её пьянящим воздухом. А если не родила, то вырастила, научила. Особое место в этом ряду занимает Владимир Седов – заслуженный артист России, замечательный актёр театра и кино.
Он в каждом театре был звездой
Он был предельно убедителен на экране и неподражаемо восхитителен на подмостках. Он равно потрясающе играл едкого и страдающего Сирано, робкого и трогательного Новосельцева (пьеса «Сослуживцы»), несгибаемого генерала Карбышева (фильм «Родины солдат») и глуповатого Князя («Проделки Ханумы»), неотразимого Дона Жуана (в пьесе Леси Украинки «Каменный властелин») и рефлексирующего Иванова (в одноимённой пьесе Чехова), рационального Буша-старшего (фильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди») и совсем другого президента – прекраснодушного Альенде.
За эту театральную роль актёр получил Государственную премию, чилийцы на гастролях в Москве рыдали, вскакивали с места, скандировали: «Это наш Альенде! No pasaran!» Седов, по отзывам, играл потрясающе. И был очень похож на чилийского президента внешне. По словам жены, Инги Мысовской, казалось, что Седов им и был. И Альенде, и Седов были глубоко интеллигентными людьми. Очень требовательный актёр, Седов сам себе обычно не нравился. И только успех постановки о Сальвадоре Альенде вытянул из него скупую фразу: «Ну, наверное, что-то всё же получилось у меня там…»
Владимир Алексеевич был востребованным, популярным героем киноэкрана. И восхищённые зрители сравнивали – по мощи воздействия – его Карбышева с Чапаевым Бориса Бабочкина и Жуковым Михаила Ульянова. А Саратов помнит его ещё и как ведущего актёра академдрамы. Он играл у нас в театре и в молодости, и после Воронежского театра – в зрелые годы. Отвага и честь, коварство и хитрость. Психологическая драма и высокая трагедия, лирическая комедия и пьеса плаща и шпаги, откровенная буффонада… Седов везде был органичен. А как он играл любовь! Одними глазами мог сыграть. «Любить на сцене» умеет далеко не каждый – театральным людям это хорошо известно.
«^ Он в каждом театре был звездой», – напишут рецензенты в бесчисленных статьях о Седове. Первая рецензия появилась ещё в «Великолукской правде». В драматическом театре Великих Лук он играл регулярно ещё в юности. Детские роли у сына театрального актёра (Алексей Седов – отец Владимира) тоже когда-то были, как и у всех «театральных» детей. Великая Отечественная война застала 13-летнего мальчика в Златоусте, он пришёл работать в эвакуированный из Орла театр. Создавал шумовые эффекты, выходил в эпизодах. Со временем появились настоящие, взрослые роли. В Великих Луках Седов уже был занят в основном репертуаре театра. В «Ревизоре» Гоголя и «Двенадцатой ночи» Шекспира, в «Мещанах» Горького и «Машеньке» Афиногенова, в «Любови Яровой» Тренёва. Мог озорно сыграть Курочкина в «Свадьбе с приданым», и романтично – Ивана-царевича в детской сказке; героически, в рамках заданной роли, – брата Ленина, Александра Ульянова. Седова настойчиво зовут учиться в школу-студию МХАТ, но в 18 лет он женится в первый раз, заводит семью. В 1959 году с семьёй переезжает в Саратов.
За короткое время сумел стать любимым актёром тогдашнего главного режиссёра нашей драмы Николая Бондарева. В первый саратовский приезд сыграл удалого Пчёлку в «Стряпухе», пел в спектакле своим удивительным голосом – с лёгким тремором. Исполнил главную роль – чудака Ивана Каплина в «Маленькой студентке». Играл в основном своих современников. Но сыграл превосходно и Незнамова в «Без вины виноватых» Островского. Потом в жизни Седова были два очень известных в то время провинциальных театра: Волгоградский имени Горького и Воронежский имени Кольцова. Продолжая сниматься в кино (снялся в 40 фильмах, что для провинциального актёра немыслимо много) у Лиозновой, Бондарчука, Гайдая, Колосова, у Дзигана, Салтыкова, Седов создаёт на сцене подлинные театральные шедевры.
Много писала критика о его герое – Новосельцеве из «Сослуживцев». Тогда ещё не было знаменитого фильма. «На его лице было выражение вежливой робости. Казалось, это родной брат гоголевского Акакия Акакиевича. Но это не так… Седов показывал, что в этом робком, застенчивом человеке живут и смелое достоинство, и активная доброта к человеку». Про его Плетнёва, председателя сибирского колхоза в военные годы, говорили, что ведёт артист роль без нажима, без подчёркивания. «Усталое, «заскорузлое» лицо. Но сколько в нём народной мудрости, истинной доброты!»
Широта таланта Седова поражала даже его коллег. Кто-то назвал его тип «героем-неврастеником». Но ведь с не меньшим блеском Седов играет характерную роль или героя-любовника в «костюмных» пьесах. О седовском Старом Князе в «Хануме» писали, что «его переходы от важной речи к полной беспомощности просто великолепны».
С женой Ингой – ведущей актрисой театров, где бы ни работали – они потрясающе исполняют главные роли в спектакле «Вызов богам». Герой Седова силой духа и огромной любви спасёт смертельно больную героиню Мысовской. Её тоже звали Ингой. Играли они вместе любовь и в «Каменном властелине». «Можете за 13 дней выучить пьесу в стихах?» – позвонили им из Воронежского театра. Разумеется, они могли. Инга на память никогда не жаловалась, а у Седова она была просто феноменальной: ему было достаточно четыре раза прочитать рассказ, чтобы запомнить его навсегда. Они сыграли «украинских» Дона Жуана и Донну Анну так, что разделили республиканскую театральную премию с Малым театром. Там эти роли исполняли Быстрицкая с Голобородько.
Образно характеризует Инга Мысовская Седова – Лауренсио в «Дурочке» Лопе де Вега: «Он там был потрясающе обаятельной сволочью. Все эти колеты и камзолы сидели на нём как влитые, «костюмные» роли он вообще играл божественно. И хотя спектакль был поставлен большим режиссёром (чете Седовых везло на режиссёров. – И.К.), но всё равно всё держалось на Володе».
Был момент, когда он сильно переживал из-за своей роли Иванова в чеховской пьесе. Ему казалось: что-то «не дотянул». Но когда спектакль сняли на телевидении и пошли крупные планы, все увидели страдальческие глаза героя Седова. Это была потрясающая игра Мастера. Свой колоссальный опыт работы с камерой он начинал переносить на сцену.
Вернувшись в 80-е годы в Саратов, Седов успешно играет главные роли в «Законе вечности» Думбадзе и «Расплате» по Тендрякову. Срочно был введён в «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана. Играл в спектакле «Комната» Брагинского, в чудном дуэте с народной артисткой России Валентиной Федотовой. Приехавший на премьеру драматург Эмиль Брагинский во всеуслышание заявил, что «счастлив тот театр, который имеет такого актёра». Мастер импровизации, неожиданно вызванный режиссёром в ходе репетиции («Синие кони на красной траве» Шатрова), Владимир моментально запахнул свой терракотовый шарф и выкатился на сцену так, что все наблюдатели чуть с ярусов не упали от хохота. «Как ты так сразу сумел сыграть?» – удивлялась даже жена. «В голове-то образ был. Сложился уже», – пожимал плечами актёр.
Наш Жерар Филипп
Как писали в одной из газет, «Кто с ума не сходил по Седову! Это же Седов, наш Жерар Филипп. Как он ходил, разговаривал, общался с людьми! Он не способен был на грубость, на мелкие человеческие поступки».
Зависти он никогда не знал. «Какая роль, а ты не получил! Дали такому-то...» – говорили ему «доброжелатели» после распределения ролей в театре. «Да? Надо пойти его поздравить!» – добродушно отвечал Владимир Алексеевич.
О душевных качествах актёра Седова говорит главная женщина его жизни, актриса Инга Мысовская: «Он был не из нашей «стаи». Театральные люди, что греха таить, любят посудачить о ближнем своём. И как-то я, переполненная закулисными впечатлениями, хотела поделиться с Володей. Он закрыл мне рот одной фразой: «А мне это неинтересно!» Недаром он хотел стать лётчиком-испытателем. Но так карта легла: родился в актёрской семье, совсем маленьким спал в театре, прямо на бутафорском столе. Отца Володи называли очень сильным актёром. И его сыну талант был дан большой – такой в землю не зароешь. Любимой его ролью в кино был лётчик из фильма «Им покоряется небо» – хоть здесь отвёл душу, воплотил юношескую мечту о небе».
Далеко не все поклонники Владимира Седова знают, как получил он травму, стоившую ему здоровья. Это было на съёмках фильма о Циолковском. Произошла авария – автобус с артистами катился с насыпи, Владимир Алексеевич помогал из него выпрыгивать. Всем помог, никто даже царапины не получил – только сам не успел: придавило упавшим автобусом. Он и жил, как его герои-романтики – военные, лётчики, поэты, – честно и чисто.
Травма казалась поначалу не совместимой с жизнью, не то что с профессией. Однако, беспощадно тренируя израненное тело (год ел стоя – сидеть не мог; изо дня в день, из месяца в месяц: бег–баня–сугроб), смог вернуться в кино и на сцену. Авария аукнулась, болезнь приковала его к постели. Но это будет позже, много позже. А мы запомнили его сильным, харизматичным, ослепительно талантливым, с поразительным даром перевоплощения. Красивым, с необыкновенно лучистыми глазами.
Дзекун был не его режиссёр. Обстоятельства, увы, сложились так, что им с женой Ингой пришлось уйти из Саратовской драмы в областную филармонию. Но и там не потерялась эта блестящая пара. Седов оказался превосходным мастером художественного слова. Их спектакли на двоих – «Завтра была война» по Васильеву, «Пушкин в изгнании», «Рассказы О.Генри» – пользовались огромным успехом у публики. Васильевская инсценировка была показана в Москве, в ЦДРИ, и получила специальную премию.Теперь их дело продолжает жена, готовя интересные литературно-художественные программы.
Владимир Алексеевич очень хорошо писал – статьи и стихи. Этот дар передался сыну Алексею. Огромный, подлинно русский, органичный, глубинный талант, не доигравший своё, недооценённый… Его звали в своё время в Ленинград – в театр имени Пушкина, и в Москву – в театр им. Пушкина и театр Киноактёра, в Самару – к замечательному режиссёру Монастырскому. Не сложилось.
Седова всё время хотели снимать. Американский консультант, который работал с ним над образом президента США, говорил с восторгом: «Это Буш, это настоящий Джордж Буш!» Как гениально сказано в одной рецензии о Седове: «Когда не было роли Гамлета, он играл президентов».
Как ни странно, лучшие слова благодарности недавно ушедшему из жизни актёру появились... на сайте Интернета. Высказывания молодых очень трогательны. Вот отзыв его ученика.
«Какой громада – актёрище!»
«К моему глубокому сожалению, узнал о смерти великого русского актёра Владимира Алексеевича Седова только сегодня... Я был с ним лично знаком, он руководил театральной студией Воронежского университета, где я тогда учился. Я хорошо помню все его театральные работы в Воронежском академическом театре им. А. Кольцова. Он много снимался и в кино, но всё-таки это был в большей степени АКТЁР театра. На нём и ещё на Вадиме Соколове в 70-е годы фактически держался весь репертуар Воронежского театра. Он, кажется, мог сыграть всё: и отпетого негодяя, и масштабную личность государственного деятеля, и трогательного служащего, и героя-любовника. Владимир Алексеевич в полной мере обладал удивительной способностью перевоплощения. А какой это был человек! Рассказывают, что на одном из спектаклей кто-то из подвыпивших зрителей стал катать по полу бутылку из-под пива. И продолжалось это довольно долго. И тогда Владимир Алексеевич, занятый в этом спектакле, вышел на авансцену и обратился к зрителям со словами: «Неужели не найдётся ни одного человека, кто смог бы вывести из зала этого хулигана?» Его слова возымели должное действие – дебошира вывели из зала. В жизни это был глубоко порядочный человек, широко эрудированный, с необычайно большим кругом интересов. В моей памяти он навсегда останется добрым наставником и другом».
Закончу это маленькое эссе ещё одной цитатой с актёрского сайта. О Седове пишет молодой москвич: «Какой громада – актёрище, один пронзительный взгляд чего стоит! Всегда с огромным удовольствием смотрел и смотрю фильмы с его участием – море обаяния и красоты! И работал ведь не в столичном театре. Огромная потеря для нас – уход Владимира Алексеевича Седова! В день рождения выдающегося Мастера хочу помянуть его добрым словом».
На минувшей неделе культурная общественность Саратова почтила память актера областной филармонии и Театра драмы Владимира Седова. В честь артиста, прославившегося своими театральными работами, а также многочисленными ролями в кино, на фасаде филармонии в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска.
Безусловно, Владимир Седов – один из ярких представителей российской культуры. Окончив Саратовское театральное училище, он работал в театрах Волгограда, Воронежа, Саратова. За исполнение роли Сальвадора Альенде в спектакле «Хроники одного дня» получил Государственную премию, а впоследствии – звание заслуженного артиста РСФСР.
Седов снимался у Бондарчука, Кулиша, Лиозновой, его партнерами в кино были Ульянов, Рыбников и многие другие знаменитые актеры. Среди особо значимых киноработ – главные роли в фильмах «Степь», «Нас ждут на земле», «Им покоряется небо», «Серая болезнь». Другие помнят его по таким ролям, как адмирал флота в ленте «Случай в квадрате 36-80», капитан милиции в «Лекарстве против страха», инспектор полиции Нил в «Тайне черных дроздов». А за свою главную работу в кино – роль генерала Карбышева в фильме «Родины солдат» – артист получил Государственную премию имени Довженко.
Его театральными работами восхищались Аркадий Райкин и Сергей Юрский. Супруга актера – известная актриса Инга Мысовская рассказала о своем участии вместе с Седовым в постановке Валерия Соловьева «А зори здесь тихие»: «Это был наш триумф. Восемь лет подряд зал каждый раз вставал. Я смотрела постановку Любимова в Москве. Очень здорово он там все придумал. Трансформация сцены, декорации. А у нас был спектакль про человеческое сердце. «Скорая помощь» на входе дежурила, людям плохо становилось».
Седов был разноплановым актером, способным сыграть разные характеры. Его называли русским Жераром Филиппом, а режиссер «Войны и мира» Бондарчук как-то признался: «Если бы я тебя узнал раньше, Тихонов не играл бы Болконского».
Сценарист Эмиль Брагинский, по пьесе которого в Саратовской драме был поставлен спектакль, сказал: «Счастлив театр, в котором играет такой артист, как Седов!». Когда же в 1986 году в театре возник конфликт между худруком Дзекуном и Соловьевым, и Седова, поддержавшего режиссера, уволили, за него лично вступился Михаил Ульянов. Он через ЦК партии добился, чтобы актера и Мысовскую (она тоже встала на сторону режиссера) – восстановили на работе. Однако они предпочли сделать в карьере резкий поворот, уйдя служить в областную филармонию после десяти лет, проведенных в драме. И, как призналась на открытии мемориальной доски ныне заслуженная артистка РСФСР Инга Мысовская, оба об этом шаге ни разу не пожалели.
Они ставили и играли литературные спектакли «Пушкин», «Он называл себя О.Генри», «Завтра была война» (эта постановка удостоилась диплома первой степени на фестивале «Золотой Арлекин» и была сыграна в нескольких российских городах, в том числе в Москве). Впереди было много совместных творческих планов…
Сегодня Мысовская играет на сцене филармонии без Седова. Он ушел из жизни в 2009 году. Причиной смертельной болезни стала давняя тяжелая травма. На съемках фильма «Циолковский» автобус с труппой перевернулся, Седов успел помочь выбраться нескольким людям, несмотря на то, что сам серьезно пострадал – черепно-мозговая травма, повреждения позвоночника. Поэт Евгений Евтушенко, снимавшийся в этом фильме, отвез его в госпиталь, а потом навещал каждый день. Седов сумел вернуться к полноценной жизни. Занимался, бегал в мороз. И полностью восстановился. Работал. Но когда-то полученные травмы должны были сказаться...
«Мне повезло, что я и жил в одно время с Владимиром Седовым, и работал с ним», – заявил художественный руководитель филармонии Анатолий Катц. А бывший партнер Седова, ныне худрук Театра драмы Григорий Аредаков рассказал о его редком актерском даровании: «Седов очень талантливо играл любовь на сцене и в кадре. Сегодня это большая редкость, потому что принято ставить и играть сплошное отрицание. Поэтому когда я рассказываю своим студентам и пытаюсь им показать, как любовь играл Седов, они оживляются, у них начинают гореть глаза...»