В труппе Малого театра из когорты старейших ушел Анатолий Иванович Опритов. Ушел навсегда. Тихо и скромно, как жил.
Последние сезоны он все реже выходил на сцену. Сказывались даже не столько годы, сколько та давняя трагедия, что навсегда оставила свой зловещий след в его судьбе. Подлый навет, арест, ГУЛАГ и четверть века - лучшие молодые годы для артиста в становлении мастерства - отрыв от сцены, от профессии. Он напишет об этом в откровенной, горькой автобиографической книжке "Артисты за колючей проволокой" на пороге своего восьмидесятилетия в 1998 году.
А как радужно все начиналось. Его курс в Щепкинском училище, которым руководила легендарная Вера Николаевна Пашенная, триумфально выпускался в мае 1941 года. Последний дипломный спектакль отыграли за три недели до начала войны. Среди выпускников блистал темпераментный высокий красавец цыганского типа Толя Опритов - идеальный кандидат на роли классических героев-любовников. В роли Васьки Пепла в горьковском "На дне" он был неотразим. Ночь на 22 июня 1941 года глубоким шрамом поделила жизнь страны на ДО и ПОСЛЕ Великой Отечественной.
С берегов Колымы, из далекого Магадана Анатолий Опритов вернулся в свою alma mater пятидесятилетним, зрелым человеком. Хвала Малому: своего настрадавшегося сына театр принял с пониманием и теплом. Анатолий Иванович за 35 лет переиграл здесь самые разные роли: большие и эпизодические, в классике и современной драме, в спектаклях "взрослых" и детских утренниках. Играл с жадностью, наверстывая потерянные годы. До последнего вздоха он оставался верен своему родному театру. В анналах Малого сохранится навечно память об актере Анатолии Опритове - в серии фотографий его ролей (а их множество), на страницах его драматической книги жизни, в сердцах его товарищей по сцене.
Актеры уходят, но их незримый след хранят подмостки, на которых жили их герои.