Готлиб Ронинсон

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Готлиб Ронинсон (Готлиб Ронинсон) фотографии

Ронинсон Готлиб Михайлович

Готлиб Менделевич Ронинсон

12.02.1916 - 25.12.1991

Фильмография: 46 работ в 46 проектах

биография

Родился 12 февраля 1916 года в оккупированном немецкими войсками городе Вильно (ныне - Вильнюс, Литва).

Заслуженный артист РСФСР (27.11.1970).
Народный артист РСФСР (5.09.1989).

В 1928-1939 годах — участник детского хора и солист миманса Большого театра СССР.
В 1941-1945 годах — старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске.
В 1945 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина.
В 1946-1991 актер Московского Театра драмы и комедии на Таганке.

Готлиб Михайлович, "дядя Гоша" — один из наиболее выдающихся таганских актёров.
Один из лучших российских комедийных, острохарактерных актёров.

Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах "Зигзаг удачи", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "12 стульев", "Берегись автомобиля", "Бег" и многих других.

Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. 45 лет Готлиб Ронинсон проработал в Московском театре драмы и комедии на Таганке — одним из тех актёров, которые остались в труппе театра после прихода Юрия Любимова. У Любимова Ронинсон играл довольно много, причем самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические.

Ушёл из жизни 25 декабря 1991 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.

театральные работы

Подъячий Живуля («Каширская старина» Д.В. Аверкиева, 1947)
Кот Флегонт («Семь волшебников» А.Д. Симукова, 1951)
Настройщик («Грех» С. Жеромского, 1954)
Аким («Факир на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, 1958)
Дож Венеции, Кардинал, Маршал двора («Жизнь Галилея» Б. Брехта, 1966)
Бухгалтер Давыдович («Час пик» Е. Ставинского, 1969)
Фирс («Вишневый сад» А.П. Чехова, 1976)
Поплавский («Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову, 1977)
«Добрый человек из Сезуана»
«Герой нашего времени»
«Антимиры»
«Десять дней, которые потрясли мир»
«А зори здесь тихие…»

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Феномен Ронинсона
  • Если болен морально ты,

    Или болен физически,

    Заболел эпохально ты,

    Или периодически.

    Не ходи ты по частникам,

    Не плати ты им грошики,

    Иди к Гоше, несчастненький,

    Тебя вылечит Гошенька.

    (Владимир Высоцкий Готлибу Ронинсону)

    12 февраля исполняется 95 лет со дня рождения замечательного артиста театра и кино Готлиба Ронинсона. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других. 45 лет Готлиб Ронинсон прослужил в Московском театре драмы и комедии на Таганке — он оказался единственным актером, который числился в этой труппе до прихода Юрия Любимова и остался в ней при новом руководстве.

    Готлиб Ронинсон родился в 1916 году в Вильно. В начале 20-х годов семья переехала в Москву. Отец вскоре умер, и Готлиб, не создавший собственную семью, всю жизнь прожил с мамой — сначала в коммуналке, а потом в однокомнатной квартире на Крымском валу. С 1928 по 1939 год Ронинсон пел в детском хоре, был солистом миманса Большого театра СССР. В 1945 году Готлиб Ронинсон окончил Театральное училище имени Щукина и в 1946 году пришел в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал всю жизнь.

    Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала его героям неповторимый шарм. Его всегда тянуло к серьезным драматическим ролям, хотя он и был прирожденным комиком: что бы ни говорил и ни делал на сцене — все получалось смешно.

    В 50 лет Готлиб Ронинсон снялся в роли начальника Деточкина в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Его герой в сцене суда восклицал молчаливому соседу по скамейке: «А вы не знаете, так молчите!» Это было настолько смешно, что Рязанов пригласил актера в свой следующий фильм «Зигзаг удачи» на роль ревнивого рентгенолога, мужа красавицы Лидии Сергеевны (ее роль исполнила Ирина Скобцева). Затем Ронинсона стали снимать и другие комедиографы: Леонид Гайдай увидел в нем эксцентричного Кислярского из «12 стульев», Георгий Данелия утвердил его на роль интеллигентного астронома в картине «Афоня», Алексей Коренев снял актера в роли начальника цеха в «Большой перемене». Ронинсона приглашали Никита Михалков, Владимир Алов и Владимир Наумов, Вениамин Дорман. Герои Готлиба Ронинсона всегда вызывали смех. Мимика актера была столь непривычна для нашего кинематографа, что его персонажи не могли остаться незамеченными.

    В советском кинематографе застойных годов наблюдалось интересное явление, которое кинокритик Мирон Черненко нарек «феноменом Геллера». После войны снимать фильмы с персонажами-евреями категорически не рекомендовалось, однако режиссеры как могли обходили это негласное табу. «Во многих и многих фильмах (по самым скромным подсчетам — не менее ста) с середины тридцатых годов и до конца восьмидесятых), где-то на обочине сюжета, в одном эпизоде или, в лучшем случае, в цепочке микроэпизодов, пронизывающих этот сюжет, непременно обнаружится на экране “оживляющая” фигурка нелепого длинноносого человечка с грустными глазами и потешными жестами, живущего на грани гротеска и клоунады, изрекающего печальные и мудрые сентенции, дающего советы всем, кто его об этом просит, и тем, кто об этом просить не собирается. Одним словом, “Менахем Мендель” нашего времени, живое воплощение испуганного советского еврейства, задвинутого пятым пунктом на дальнюю периферию общественной жизни», — пишет Черненко. Своеобразное первенство в этом амплуа принадлежит актеру Эммануилу Геллеру (посетитель шашлычной с выпученными глазами в «12 стульях» Марка Захарова, старик Савельич («играй, Яшенька, играй») в «Покровских воротах»). «Серебро» в этой номинации Черненко отдает Ронинсону.

    Герои Готлиба Ронинсона всегда вызывали смех. Сам же актер был бесконечно предан искусству и так же бесконечно одинок. Семьи у него не было, а были только друзья. Готлиб Михайлович всегда попадал в смешные истории, он казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его доброту и желание всем помочь.

    В последние годы Готлиб Михайлович много и часто болел. Он перенес несколько операций и каждый шаг давался ему с большим трудом. За несколько лет до смерти Ронинсон сказал кому-то из актеров: «Я заказал себе надгробную плиту с надписью: “Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон”, пусть мне потом на могилку поставят».

    Умер актер в полном одиночестве 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором он был занят. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому, когда актер впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на Крымский вал. «Войдя в квартиру, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка, — вспоминал актер Валерий Погорельцев. — Квартиру той же ночью разграбили. Из заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты — все это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству...»

    Материал подготовил Николай Лебедев
    11.02.2011

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости